Деятельностная теория личности А.Н. Леонтьева
В теории Леонтьева личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А. Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А. Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий психологический профиль личности». В концепции А.Н. Леонтьева категории «личность», сознание, «деятельность" выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности. В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение: 1) Деятельность 2) Операции 3) Действия Деятельность -форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Действия - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Структурные компоненты деятельности: Потребность - внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования; Мотив - Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; Цель - То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности; Задача - Цель в конкретных условиях В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс гелеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: Непосредственное общение младенца со взрослыми; Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; Учебная деятельность школьников; Профессионально-учебная деятельность юности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|