Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция личности Б.С. Братусь.



Борис Сергеевич Братусь – доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, заведующий кафедрой общей психологии. В области клинической психологии в 70-е годы им было проведено одно из первых в отечественной психологии монографическое исследование изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Была выдвинута оригинальная концепция, раскрывающая психологические закономерности возникновения и развития внутренней зависимости от алкоголя.
В начале 80-х годов Б.С. Братусь осуществил развернутое психологическое исследование хронического алкоголизма в подростковом возрасте. Помимо алкоголизма объектами исследования были психологические особенности личности при эпилепсии, психопатиях, неврозах и других видах аномалий. В обобщающих клинический опыт трудах Братуся дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья.
В рамках концепции личности, предложенной Братусем, проблема аномального развития личности впервые в отечественной психологии рассмотрена в тесной взаимосвязи философско-методологического, общепсихологического, патопсихологического и конкретно-прикладного планов.
Работы Б.С. Братуся по клинической психологии получили широкое научное признание и стали основанием для многих последующих психологических исследований аномального развития личности. Целый ряд трудов этого цикла изданы на иностранных языках, включая перевод итоговой монографии (Anomalies of the Personality. From the Deviant tu the Norm. Orlando, 1990).
Параллельно с исследованиями в области клинической психологии Б.С. Братусь разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности, функционированием смысловых образований, анализом структуры самооценки, динамики уровня притязаний, особенностей соотношения реальных и идеальных целей деятельности.
Братусь дает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способ осуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задается системой общих смысловых образований. В более широком понимании – это динамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главных мотивов. Целью настоящей работы будет более глубокое рассмотрение интерпретации личности как интегрального, динамического образования в теории Б.С. Братуся.
1. Проблема личности в работах Б.С. Братуся
Проблема личности, поднимаемая десятками концепций, Б.С. Братусем рассматривается через призму уже существовавших теорий и концепций, при этом автор опирался на собственный незаурядный практический опыт
Например, анализируя хрестоматию по психологии личности, вышедшую в 1982 г., Братусь акцентирует внимание на отрывках из сочинений М.М. Бахтина, в частности, привлекают внимание его слова о том, что “...подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, “заочно”. Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т.е. заочная правда, становится унижающей и умертвляющей его ложью”. [Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997, № 5. С. 3 – 19]
Вдумываясь в эти слова, Братусь пишет: “…они представляют, по сути, смертный приговор для научной психологии личности, которая построена как раз на подслушивании и подсматривании, на стремлении к получению заочной правды”. Редакторы хрестоматии этой опасности не усмотрели и в предисловии к извлечениям из М.М.Бахтина, напротив, лишь подчеркнули, сколь “глубоко гуманистичен... протест против “овнешняющего” и “завершающего” определения личности”. Опасность внедрения такой безоговорочной трактовки (напомним, что речь шла об учебном издании для широкого пользования) была замечена А.В.Петровским. “Трудно найти, – писал он в специальной заметке по этому поводу, – другое столь сильно и лаконично выраженное обвинительное заключение, предъявленное детерминистской психологии, которая в своей экспериментальной практике, минуя интроспекцию, пытается получить (подсмотреть, предсказать, определить) эту заочную правду о личности другого человека, исследуя как раз то ее “вещное” бытие, которое Бахтин... объявляет “унижающей и умертвляющей ложью”.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.