Здавалка
Главная | Обратная связь

Мир Poccuu. 2001. №2 «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЫ: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»



О.И. ШКАРАТАН
«Декларируемая и реальная социальная политика»

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

1. быстрый рост человеческого потенциала как условия для полноценной, продуктивной жизни членов общества;

2. формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;

3. развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

Если обратиться к официальным документам российской государственности, начиная от опубликованной еще в 1991 г. , то можно считать, что стратегические цели социальной политики обеспечивают реализацию перечисленных выше задач. Со времен древних Египта и Вавилона не существовало государств, которые не проводили бы социальной политики. Важнейшие функции любого государства - сочетание распределения ресурсов в интересах господствующих групп при сохранении и воспроизводстве средних и низших слоев; это предполагает определенную систему приоритетов в каждой конкретной социально-исторической ситуации. Вопрос во всех случаях состоит в том, какова система координат политики в конкретных обстоятельствах, в какой пропорции учтены интересы различных социальных групп.

Если социальная политика как практика концентрирует опыт человечества, накопленный за тысячелетия, то социальная политика как доктрина имеет весьма короткую историю и может быть оценена как область неустойчивого формирующегося знания. Подходы к социальной политике различны, и интерпретация их зависит от применяемой типологии. Прежде всего представляется, что возможно рассмотрение социальных политик по их дифференциации с точки зрения защиты интересов тех или иных социальных групп (точнее ранжирования этих интересов). Другая типология связана с различием политических позиций; здесь можно выделить консервативную, либеральную, социал-демократическую и др. позиции. Наконец, можно представить типологию, основанную на научно-теоретических направлениях (например, на различениях дискурсов справедливости).

Социальная политика, на наш взгляд, неразрывно связана с самим типом социума, с его социокультурной системой и должна рассматриваться как одна из интегральных его характеристик, а не просто как комплекс мер социальной защиты слабых.

Социальная политика в любом обществе - это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп. Качество социальной политики определяется достижением относительного баланса интересов групп, мерой согласия основных социальных сил с характером распределения ресурсов общества, и, наконец, чрезвычайно важное – с возможностями реализации человеческого потенциала перспективными социальными сегментами общества, в том числе и лишь нарождающимися группами.

Успешная социальная политика - это политика, приносящая социальный и экономический эффекты. Под экономическим эффектом понимается в данном случае стимулирование продуктивного поведения значимых в экономике групп населения. Под социальным - расширенное воспроизводство социального потенциала населения (наращивание человеческого и культурного капиталов) и гармонизация отношений между социальными группами.

Статья 2

А.Ю. Сунгуров

«Права человека как предмет политической науки и как междисциплинарная концепция».

Сегодня использование понятия «права человека» стало достаточно широким как в обыденной жизни, так и в общественно-политических процессах, все большее место оно занимает и в академических исследованиях. В то же время в науке, и прежде всего в юридической и политической науках, пока отсутствует общепринятое и единое определение этого понятия.

Права человека определяются и как понятие, и как система принципов, норм и традиций, и как мера свободы. Рассмотрение этих и многих иных определений, позволило нам выявить пять «измерений» или проекций обсуждаемого понятия:

· Права человека как синоним свободы:

· Права человека как отражение достоинства личности:

· Права человека как притязание на обладание определенными предпосылками и возможностями:

· Права человека как характеристика отношения "человек-государство":

· Права человека как инструмент ограничения власти.

На основе выполненного анализа, нами было предложено следующее определение:

«Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком».

Подводя итог выполненному в рамках настоящей работы анализу, мы может сделать вывод о том, что вряд ли перспективно искать какое-либо логическое обоснование универсальности концепции прав человека, так как всегда найдутся критики, исходящие из принципа равенства различных культур. Как нам кажется, более верным присоединиться к позиции Жака Маритена72 и рассматривать концепцию прав человека как случившийся факт, как способность людей разных взглядов и убеждений договориться об общих принципах совместной жизни на этой планете. Для тех же, кто всегда стремится к познанию сути вещей, понятие прав человека помогут, как образно написал Александр Марченков, заякориться, то есть приобрести устойчивость, опору в постмодернистском океане текучих представлений. В практическом же плане дискурс прав человека, также как и связанный с ним дискурс толерантности, уже становится важной медиаторской площадкой для обсуждения и решения самых сложных проблем современности.

 

Статья 3

Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / Под ред. Т.М. Малевой / Н.В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова и др.; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. — 432 с.

Российское общество уже заплатило высокую цену за концептуальный вакуум в социальной политике прошлого десятилетия. Его восполнение предполагает серьезное научное осмысление предшествующего опыта. Сегодня как никогда нужен анализ успехов и неудач, оценка действий и цена бездействия, понимание уроков прошлого и осознание вызовов будущего. В этом и состоит цель настоящей коллективной монографии. Главный замысел Обзора в том, что в нем исследуются не только сами процессы, но события и действия в социальной сфере со стороны экономических субъектов. Авторы стремились заложить основы для системного и регулярного анализа социальной политики как самостоятельной политической сферы. Это первая попытка сфокусироваться именно на проблемах социальной политики, охватив практически все ее основные компоненты (сферы) и проанализировав их с единых методологических позиций.

Этапы становления социальной политики в постреформенной России. В социальной политике постреформенной России можно выделить три этапа, различающихся по степени внимания государства к социальным проблемам и характеру решаемых задач.

На первом этапе, который приходится на начало 1990-х гг., социальная политика имела дело с последствиями экономических преобразований и трансформировала институты социальной сферы, реагируя на экономические реформы, в основном на изменение принципов финансирования социальной сферы.

C середины 1990-х гг., на рубеже 1996–1997 гг. начался второй этап в формировании социальной политики. Отношение к ней изменилось: начались обсуждение и подготовка целого ряда преобразований в социальной сфере. К середине 1990-х гг. созрело понимание, что с экономической и финансово-бюджетной точки зрения поддержание социальной сферы в том виде, в котором она сложилась к этому моменту, малоэффективно, неперспективно, а главное, дорого. Стало очевидно, что драматические демографические события, неразрешенность многих социальных проблем, неэффективность традиционных институтов социальной сферы, неблагополучные социальные процессы, особенно в сфере доходов населения и прочие негативные факторы тормозят дальнейший экономический рост. 2005 г. ознаменовался стремительным перемещением социальных проблем с политической периферии в эпицентр социально-экономической программы и политики. В начале года вступил в силу Федеральный закон № 122, который дал начало реформе социальных льгот. Как бы ни относиться к ходу и результатам монетизации льгот, нельзя не признать, что при существовавшей распространенности и густой сети, которой социальные льготы опутали всю систему социальных и экономических отношений, попытка ее реформирования, безусловно, является крупномасштабной политической акцией. С этого момента и по сей день социальные проекты не покидают первых мест в политической повестке Российского государства. Задача сокращения бедности по своему значению приравнивается к задаче удвоения внутреннего валового продукта (ВВП). В сентябре

2005 г. Президент РФ провозглаcил начало реализации четырех приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие сельского хозяйства». Наконец, в мае 2006 г. в послании Президента Федеральному собранию РФ сформулирована крупномасштабная программа по преодолению демографического кризиса, в которой центральное место отведено мерам по стимулированию рождаемости в России. В новейшей российской истории демографическая программа такого масштаба не имеет аналога. Активизируются действия в миграционной сфере: после долгого периода неопределенности в выборе миграционной стратегии Россия пытается системно сформулировать свои приоритеты и действия. В течение 2006 г. в кратчайшие сроки была разработана необходимая законодательная база, а в 2007 г. новая социальная парадигма воплотилась в практических действиях. Таким образом, 2005 г. стал поворотным для социальной политики в России, которая вступила в новый, третий этап своего развития.

В книге представлено множество статистических данных о расходах населения и государство в той или иной отрасли. Вот некоторые из них.

Глава 2. ПОЛИТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

2.2. Политика финансирования здравоохранения

В 1990-е гг. расходы государства на здравоохранение значительно сократились в реальном выражении (рис. 2.3). Недостаток государственного финансирования был компенсирован ростом расходов населения на оплату медицинской помощи.

Среди расходов населения на медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях преобладает официальная оплата услуг в кассу учреждения, при стационарном лечении доминируют затраты на приобретение лекарств и оплату медицинских услуг через кассу учреждения. Другими словами, оплата населением медицинской помощи уже в значительной степени легализована. Неформальная оплата составляет меньшую часть расходов. При этом соотношение и абсолютные размеры разных форм расходов значительно различаются в регионах страны (рис. 2.9).

Статья 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.