Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Развитие человека



Невнимание к человеку оказалось главной проблемой политики российского государства в течение всего постсоветского периода. Несмотря на номинально высокие цифры прироста российской экономики в последние годы, жить простым россиянам во многом не стало лучше. Качество жизни продолжает оставаться низким, катастрофически отставая от развитых стран. В то время как Россия приблизилась к развитым странам по ВВП на душу населения, мы безнадежно отстаем от них по таким показателям, как уровень пенсионного обеспечения, качество медицинских услуг, состояние окружающей среды, жилищные условия и качество коммунальных услуг, мобильность населения и состояние транспортной инфраструктуры, личная безопасность граждан, социальная защищенность – по этим показателям Россия находится в одном ряду со странами Африки. В период 2000-2008 годах, невзирая на стремительный рост финансовых возможностей государства, ситуация по большинству этих направлений только ухудшилась.

Неудивительно, что население России продолжает сокращаться, а наиболее талантливые и квалифицированные граждане уезжают из страны. В таких условиях о построении в России «инновационной экономики» можно забыть.

В период правления президента Путина добиться прорыва в области политики развития человека не удалось. Собственно, и политики такого рода как таковой не проводилось – усилия реформаторов начала 2000-х годов в основном свелись к перераспределению финансовых потоков, направляемых на социальные цели. Действующая коррумпированная, паразитическая система государственного управления не была заинтересована в том, чтобы повернуться лицом к человеку.

В результате все социальные реформы – пенсионная, жилищная, коммунальная, здравоохранения, образования и другие – оказались провалены. Очевидный крах социальных реформ в период 2005-2006 годов решили подменить пиар-подачками населению в виде так называемых «национальных проектов», однако и при их реализации неэффективная чиновничья система вновь дала сбой. На нацпроекты выделяется мизерное по масштабам страны количество средств, эти средства в основном тратятся на текущие цели вместо развития фундаментальной инфраструктуры. Решение системных проблем социальной сферы откладывается в долгий ящик, уступая место ограниченным финансовым подачкам, которые преподносятся государственным ТВ как очередной пример «заботы власти о народе».

Между тем, жилье становится недоступнее, качество коммунальных и медицинских услуг не улучшается, тарифы растут, пенсионная система разваливается на глазах.

Трудности в реализации политики развития человека состоят еще и в том, что в российском обществе силен дефицит гуманизма. Это – проблема, связанная с наследием десятилетий бесчеловечного тоталитарного режима и жестких преобразований 1990-х годов. В обществе распространены цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде, «синдром необольшевизма» - иллюзии по поводу того, что той или иной версии «светлого будущего» можно достичь ценой ущемления прав других граждан. Для того, чтобы политика развития человека принесла реальный эффект, необходимы усилия по гуманизации российского общества, формированию позитивного, гуманистического духа нации.

Политика в области развития человека должна быть направлена на создание в России условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Государственная политика должна проводиться в интересах всех без исключения граждан России, стране необходимо общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости, социальной ответственности сильных и социальной солидарности слабых. Важнейшие условия, необходимые для превращения России в современную цивилизованную страну – не только экономическое развитие, но и развитая система социальной поддержки, современные системы образования и здравоохранения, обеспечение личной безопасности граждан, доступность и адекватное качество жилья, экологическое равновесие, формирование гуманной и толерантной общественной атмосферы.

Цель политики развития человека – создание максимально комфортных условий проживания в стране для всех россиян, включая будущие поколения. Это является неотъемлемым условием политики превращения России в современную цивилизованную страну.

Пенсионная система

Ликвидация тяжелых провалов, допущенных в ходе правления президента Путина в области пенсионной политики и реформы пенсионной системы, - задача номер один для ответственных политических сил страны. Если ничего не менять в пенсионной системе, то к 2020 году средняя пенсия по стране может опуститься менее чем до 15% от средней заработной платы, при этом в то время пенсионеры будут составлять не менее половины взрослого населения страны. Предпринимаемые властью шаги в сторону создания системы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений недостаточны и связаны с чрезмерным количеством ограничений, не позволяющих рассчитывать на эти шаги как на эффективное средство преодоления пенсионного кризиса и развития накопительной пенсионной системы.

Нельзя допустить, чтобы половина взрослых россиян влачила поистине нищенское существование. Пенсионная реформа должна стать центральным элементом политической программы объединенной демократической оппозиции.

76. Ключевыми задачами пенсионной реформы должны стать:

- создание российского Глобального пенсионного фонда (по аналогии с норвежским ГПФ), доходы от инвестирования средств которого должны будут направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе;

- формирование эффективной накопительной пенсионной системы, которое позволить обеспечить в будущем достойный уровень пенсий более молодым гражданам.

 

77. Глобальному пенсионному фонду должны быть переданы в управление средства фонда национального благосостояния, а также принадлежащие государству акции коммерческих компаний и доходы от приватизации государственного имущества. Ежегодный доход от вложения этих средств должен направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе. Если российский ГПФ будет сформирован в объеме, составляющем не менее одного триллиона рублей, это позволит уже сегодня удвоить уровень пенсий.

78. Контроль за деятельностью российского Глобального пенсионного фонда должен осуществлять наблюдательный совет, формируемый на основе специального федерального закона и включающий в себя, помимо авторитетных специалистов в финансово-экономической сфере, представителей всех политических партий, представленных в парламенте (включая оппозицию), общественных организаций и объединений (включая общественные объединения пенсионеров).

79. Российский Глобальный пенсионный фонд в обозримой перспективе должен превратиться в крупнейшего международного финансового инвестора, контролирующего доли в стратегических активах на территории крупнейших стран мира. Полномочия исполнительной власти должны быть ограничены определением величины вклада в Глобальный пенсионный фонд и требований по размеру его доходности. Размер пенсий должен рассчитываться в установленном законом порядке автоматически исходя из возможностей ГПФ; любые популистские решение политического руководства страны о повышении конкретного уровня базовых пенсий должны быть исключены.

80. Должны быть предприняты решительные меры по развитию накопительной пенсионной системы, формируемой за счет личных взносов граждан и взносов корпораций. Граждане должны стать собственниками своих накоплений (сегодня собственником подавляющей части средств, направляемых на выплату пенсий, является Пенсионный фонд РФ).

81. В течение 5-6 лет необходимо перейти к сбалансированной распределительно-накопительной пенсионной системе, с персональными пенсионными счетами, взносы на которые делаются как гражданами, так и предприятиями, и сочетающей частные пенсионные фонды и государственные социальные гарантии с конкуренцией пенсионных фондов всех форм собственности за привлечение средств на пенсионных счетах на основе наиболее эффективного их инвестирования.

82. Должно быть восстановлено действие программы обязательного накопительного пенсионного страхования (пенсионных прав) в отношении работников среднего возраста, исключенных из программы действующим руководством страны.

83. Обеспечение приемлемо высокой доходности накоплений граждан должно обеспечиваться за счет ликвидации монополии Пенсионного фонда и Внешэкономбанка на рынке пенсионных накоплений, ускорения процесса передачи управления пенсионными накоплениями граждан, также полностью на добровольной основе, частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам под государственным надзором, поддержания высокого уровня конкуренции между частными пенсионными фондами, использования конкурентных процедур для размещения пенсионных средств граждан, не выбравших частные управляющие компании для инвестирования своих накоплений («молчунов»).

84. Создаваемому объединенному регулятору финансовых рынков необходимо будет поручить постоянный мониторинг надежности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов и принятие мер по минимизации рисков надежности пенсионных накоплений граждан.

85. Необходимо способствовать активному развитию деятельности негосударственных пенсионных фондов, развивая при этом конкуренцию между НПФ и препятствуя монополизации рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

86. Эти меры позволят в разумные сроки достичь среднего уровня пенсий не ниже 40% от средней заработной платы, как в развитых государствах Европы, добиться доходности по пенсионным накоплениям, опережающей инфляцию. В дальнейшем, корректировка принципов устройства национальной пенсионной системы, в отличие от закрытой кулуарной формы их обсуждения в 2000-2008 годах, должна базироваться на широкой дискуссии с участием всех политических сил страны, имеющих свои идеи в этой области.

Здоровье нации

Высокий уровень заболеваемости населения и низкое качество медицинских услуг – ключевые причины катастрофически высокой смертности населения и продолжающегося быстрого сокращения населения России. Рождаемость в стране составляет примерно 11 человек на 1000 человек населения, тогда как смертность – свыше 15 человек. По смертности Россия занимает 22-е место в мире, по продолжительности жизни – 157-е место. Средняя продолжительность жизни в России едва превышает 65 лет, что соответствует самым слаборазвитым странам мира (средняя продолжительность жизни в развитых странах Запада – 78 лет и выше, в странах Восточной Европы – 74-76 лет).

Особенно кричащими являются цифры средней продолжительности жизни мужчин: если российские женщины живут в среднем свыше 72 лет, то мужчины – менее 59 лет. Такая низкая продолжительность жизни характерна лишь для отсталых африканских стран.

Небольшой рост рождаемости в последние годы сопровождался, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, резким ростом детской смертности в большинстве регионов России.

Политика в области здравоохранения до сих пор сводилась лишь к перераспределению финансовых потоков, созданию сверхблагоприятных условий для аффилированных с властями фармацевтических фирм для поставок лекарств по завышенным ценам в систему льготного лекарственного обеспечения, а также очковтирательству в виде «национального проекта «Здоровье». Лишь четверть средств, выделяемых на нацпроект «Здоровье», пойдет на оснащение диагностическим оборудованием муниципальных поликлиник и строительство новых центров высоких медицинских технологий (таких центров предполагается построить всего 15 во всей стране), остальное – на текущие расходы. Зарплата повышается лишь для врачей общей специализации и младшего медперсонала, но не для врачей-специалистов, которые, собственно, и лечат людей. Закупка нового оборудования для медицинских учреждений осуществляется бессистемно и избирательно. Вместо того, чтобы создать работающую систему обязательного медицинского страхования, определить обязательные минимальные стандарты предоставления гражданам медицинских услуг, власти пытаются отделаться несистемными подачками.

87. России необходимо выработать принципиально новую политику в области здравоохранения, обеспечивающую вывод национальной системы медицинского обслуживания на качественно новый уровень. В ее основу должны быть положены следующие принципы:

- создание эффективной системы государственного медицинского страхования, обеспечивающей предоставление гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках законодательно установленных стандартов;

- существенный рост государственных расходов на медицину, направляемых, прежде всего, на развитие инфраструктуры здравоохранения (строительство новых больниц и медицинских центров, закупки современного медицинского оборудования);

- содействие развитию доступной и качественной частной медицины за счет стимулирования конкуренции в сфере медицинского обслуживания;

- обеспечение эффективной профилактики заболеваемости на уровне наиболее развитых стран мира;

- борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией;

- содействие снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья людей через общее повышение уровня и качества жизни, а также экологической обстановки.

 

88. Создание работоспособной системы обязательного медицинского страхования – главный механизм повышения качества и доступности здравоохранения для россиян. Необходимо более четко на законодательном уровне обозначить место частного медицинского страхования, а также защитить права граждан на выбор между разными формами страхования. Необходимо стимулировать повышение качества работы страховых компаний (больничных касс), прежде всего на основе усиления рыночной конкуренции за средства, выделяемые на обязательное медицинское страхование. Гражданин должен получить право размещать средства медицинского страхования в тех больничных кассах, которые предоставляют ему оптимальное качество и набор медицинских услуг.

 

89. Необходимо разработать и рекомендовать регионам к реализации систему заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, увязывающую значительное ее повышение с объемом и качеством вложенного труда.

90. Дополнительное бюджетное финансирование необходимо прежде всего направить на развитие медицинской инфраструктуры. Цель – сооружение не менее одной современной больницы в каждом районе, расширение сети реабилитационных центров, строительство новых клиник специального назначения.

91. Необходимо внедрять юридические и финансовые механизмы реальной ответственности медицинского учреждения перед пациентом, одновременно обеспечив страхование профессиональной врачебной ответственности.

92. Необходимо разработать специальную федеральную программу борьбы с детской смертностью, которая в последнее время росла более чем в половине регионов страны.

93. Необходимо обеспечить повсеместное внедрение системы всеобщей диспансеризации и профилактики заболеваемости, особенно в отношении наиболее опасных заболеваний.

94. Необходимо пропагандировать и стимулировать здоровый образ жизни, прежде всего среди молодого поколения, как главное средство достижения личного успеха и материального благосостояния.

95. Необходимо решительно бороться с коррупцией в системе льготного лекарственного обеспечения и резко повысить эффективность работы этой системы, обеспечив прозрачные конкурсные методы отбора фармацевтических компаний-поставщиков. Необходимо раз и навсегда прекратить недопоставки лекарств для системы льготного лекарственного обеспечения; разработать систему принятия чрезвычайных и срочных мер восполнения таких недопоставок при определении возможности их возникновения.

96. Необходимо стимулировать конкуренцию лечебных учреждений за страховое финансирование с целью повышения качества медицинских услуг (там, где это возможно).

97. Необходима разработка национальной программы борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией на уровне стандартов развитых стран Запада. Политика борьбы с алкоголизмом должна основываться не на запретительных мерах, а на стимулировании вовлечения как можно большего числа граждан в активную экономическую деятельность, открытие и ведение собственного бизнеса, политике развития среднего класса.

98. В целях обеспечения максимальной концентрации медперсонала на лечении больных, необходимо развивать систему оказания социальных и медицинских услуг по уходу за пожилыми людьми, особенно одинокими, которые сегодня вынуждены просить о помещении их в больницы не в целях лечения, а ради гарантированного ухода.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.