Здавалка
Главная | Обратная связь

Односторонние и двусторонние способы управления конфликтом и кризисом.



Односторонние стратегии, варьирующие от применения физической силы до исхода (избегания), представляют собой действия, предпринимаемые индивидами или группами для достижения собственных интересов в отсутствии координации с другими сторонами.

Односторонние действия в конфликтной ситуации обычно воспринимаются в негативном ключе, и ассоциируются с попытками одной стороны навязать свою волю другой стороне, могущими иметь разрушительные и даже саморазрушительные последствия. Односторонний характер таких действий часто вызывает ответные, реактивные противодействия, способные вывести конфликтный процесс на эскалационную траекторию, что резко снижает шансы на достижение конструктивных решений.

Однако односторонние действия могут иметь и конструктивное содержание, когда они представлены в таких формах, как избегание, исход, гражданское неповиновение, либо если речь идет о действиях угнетаемой стороны в ситуации неравенства сил.Обращение, либо угроза обращения к односторонним действиям могут существенно повысить легитимность и переговорные ресурсы слабой стороны, а также улучшить шансы на успех в процессе двусторонних переговоров либо третьестороннего вовлечения.

Выходможет быть достаточно эффективной односторонней стратегией, способной укрепить позиции слабой стороны перед лицом превосходящего в силах оппонента. Наличие «опции выхода» (exit option) усиливает шансы того, что слабая сторона добьется права голоса в конфликте (т.е. в определении его результатов). Сегодня «опция выхода» имеет тенденцию к снижению, во-первых, за счет усиления концентрации и централизации политической власти и развития принудительных политических институтов, и во-вторых, за счет ограничения индивидуальной мобильности, укрепления института собственности на основные экономические ресурсы и утверждения более жестких границ между социальными группами.

Избеганиепредставляет собой одностороннюю стратегию, предполагающую отказ от предъявления претензий перед лицом сильнейшего оппонента или потенциально враждебного сообщества. В категориях рационального выбора, речь идет о ситуациях, в которых издержки действия заведомо выше любого конечного результата, что вовсе не предполагает удовлетворенность данной стороны в сложившемся положении вещей. В других вариантах, избегание может иметь место тогда, когда предмет спора малозначим для данной стороны.

Неповиновение означает одностороннее совершение или несовершение тех или иных актов, предполагающее нарушение общепризнанных социальных норм или законов – в целях привлечения общественного внимания к практикам и явлениям, воспринимаемым инициаторами как несправедливые и принуждения оппонента вести себя желаемым образом. Такие действия, однако, не подразумевают физического насилия, и могут также ориентироваться на минимизацию морального ущерба.

Неповиновение оказывается эффективным в ситуациях, когда конфликтующие стороны определенным образом зависимы друг от друга, и нуждаются в кооперации в интересах собственного благополучия. Напротив, неповиновение может сопровождаться значительными издержками в ситуациях, где нормотворческие инстанции (власти) свободны от ограничений в своих действиях либо власть сконцентрирована в их руках. В разделенных сообществах неповиновение оказывается эффективным с точки зрения привлечения внимания к проблеме, мобилизации сторонников, а также в качестве первого шага на пути к двустороннему либо третьестороннему урегулированию конфликта, подобно тому, как это происходило в период борьбы за гражданские права в США в 1960-е годы.

Насилиев качестве одностороннего способа решения конфликта, в свою очередь, исходит из допущения, что издержки оппонента, необходимые для сохранения своей позиции, окажутся достаточно высоки в сравнении с требуемыми уступками, что вынудит его принять выдвинутые условия. Угроза насильственных действий предполагает, что инициирующая сторона не только обладает реальными возможностями для причинения оппоненту достаточного ущерба, но также способна убедить оппонента в наличии таких возможностей, и обладает необходимой волей и решимостью для обращения к ним.

Серьезными ограничениями любого одностороннего действия в конфликте являются неоднозначность предпринимаемых акций, а также возможность того, что ответные действия противной стороны будут отличаться от ожидаемых. Одностороннее действие, даже сопровождаемое ясной коммуникацией намерений, легко поддается искаженной интерпретации. Акции, представляющиеся ясными и однозначными для одной стороны, могут восприниматься совсем в другом свете другими.

Двусторонние стратегии предполагают совместное участие основных сторон конфликта в поиске взаимоприемлемого решения; могут включать в себя прямые переговоры либо выработку решения при посредничестве либо арбитраже третьей стороны.

Двусторонние стратегии разрешения конфликтов сохраняют контроль за результатами процесса в руках основных участвующих сторон, даже если этот процесс предполагает третьестороннее участие. Классическим прототипом такого рода является двусторонний процесс принятия экономических решений в условиях конкурентного рынка, результатом которого является достижение точки рыночного равновесия между спросом и предложением.

Эта модель опирается на два ключевых допущения: во-первых, имплицитная легитимность правил игры, и во-вторых, стремление сторон максимизировать собственный интерес, способствующее эффективному распределению ресурсов всего сообщества. Эти положения образуют основу разнообразных игровых моделей и экспериментов, наиболее известной из которых остается «дилемма заключенного». Такого рода ситуации принятия решения характеризуются как «дистрибутивные», поскольку предполагают противоположный характер интересов сторон, которые могут быть выражены в стандартных единицах измерения (а именно, в денежной форме), так что выгоды одной стороны равны издержкам другой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.