Здавалка
Главная | Обратная связь

Третьесторонние способы управления конфликтом и кризисом



Треть(много)сторонние стратегии имеют место там, где третьи стороны, представляющие более широкое сообщество, принимают решения, имеющие обязательный характер для сторон конфликта (например, обращение сторон конфликта в судебные инстанции).

Процесс выработки приемлемых решений в конфликтной ситуации может потребовать присутствия третьей стороны, обеспечивающей условия и место для встречи противоборствующих сторон, а также обеспечивающей легитимность каждой из сторон в качестве участника процесса. Третья сторона может способствовать коммуникации между сторонами (иногда играя роль посыльного между ними), вносить предложения по процедуре и повестке дня, осуществлять перевод общего недовольства и опасений сторон на язык конкретных требований, помогать сторонам определять относительную значимость различных интересов, и наконец предлагать варианты интегративных решений.

Хотя третьи стороны способны облегчить выработку интегративных решений, право принять либо отклонить их остается за противоборствующими сторонами. Соответственно, внешние участники должны обладать умением вовремя уйти, когда их миссия выполнена. Задача третьей стороны здесь заключается не просто в том, чтобы предложить реалистичный выход из конфликтной ситуации; это должно быть сделано таким образом, чтобы стороны конфликта восприняли это решение как свое собственное, а не навязанное извне. (Кейс с президентом Катлером)

Посредничествопредставляет собой расширенный и усложненный формат переговорного процесса. Посредничество предполагает участие приемлемой для обеих сторон, непредвзятой и нейтральной третьей стороны, не обладающей полномочиями авторитарного принятия решения, в целях содействия достижения конфликтующими сторонами соглашения по предмету спора. Как и в случае с переговорами, процедура посредничества сохраняет право принятия решения за непосредственными сторонами конфликта. Посредничество является добровольным процессом, предполагающим готовность участников принять содействие третьей стороны. К данной процедуре обычно обращаются в ситуации, когда основные участвующие стороны утрачивают надежду на возможность достижения согласия собственными силами.

Помимо переговоров и посредничества, существует значительный класс процедур разрешения конфликта, предполагающих низкую степень контроля конфликтующих сторон над итоговым решением.

Так, внутриорганизационные диспуты могут быть предметом внутренней административной процедуры урегулирования. При этом третья сторона, обладающая властными полномочиями и не обязательно нейтральная по отношению к участникам спора, может принимать решения, обязательные для участников.

Арбитраж представляет собой добровольный процесс, в котором спорящие стороны обращаются за содействием к независимой и нейтральной третьей стороне, уполномоченной принимать решение по существу спора. Арбитраж может осуществляться как одним лицом, так и коллегией третьих сторон.

Судебная процедура предполагает вмешательство институциализированной и общественно признанной стороны, наделенной властными полномочиями, при этом происходит перемещение процесса из частной в публичную сферу.

Третья сторона символизирует общественные интересы и ценности, и принимает решение, опираясь на букву закона и норму прецедента. Содержание спора при этом принимает характер игры с нулевой суммой, и решения принимаются на основании суждения по поводу того, какая сторона права, а какая нет. Поскольку третья сторона уполномочена обществом на принятие решения, результат процесса оказывается обязательным для спорящих сторон и подлежащим принудительному исполнению. Спорящие стороны утрачивают контроль над исходом процесса, однако могут оказаться в преимущественном положении в случае, если суд встанет на их позицию.

Законодательная процедура также может рассматриваться как форма публичного и правового разрешения конфликта, применяемая в отношении масштабных диспутов, затрагивающих широкие слои общественности. Спорящие стороны обладают способностью воздействия на исход законодательного процесса в той мере, в какой они могут мобилизовать политическую поддержку в свою пользу среди единомышленников, союзников и незаинтересованных.

Третьи стороны в качестве эффективных конфликтных менеджеров обладают определенными преимуществами. Во-первых, они могут обладать специальными знаниями и опытом. Во вторых, как правило, они являются выразителями коллективных норм и традиций, акцентирующих приоритет сохранения общей гармонии и равновесия. В третьих, эффективность решений третьей стороны может подкрепляться формальными или неформальными правами принуждения, признаваемыми конфликтующими сторонами как легитимные и неизбежные в случае неповиновения.

Обращение к третьей стороне часто предоставляет конфликтующим сторонам шанс завершить спор достойным образом, сохранив свое лицо. При прочих равных условиях, решения, навязанные с позиций силы в двустороннем порядке, и предполагающие асимметричные уступки и издержки для одной из сторон, скорее будут восприняты как унизительные и несправедливые. Третья сторона отчасти принимает на себя груз ответственности за издержки принятого решения, легитимируя его в глазах участников и наблюдателей.

Вместе с тем, в качестве критического замечания в адрес третьесторонней процедуры разрешения конфликта (в особенности, судебной) нередко упоминается эффект поляризации участников конфликта, побуждаемых акцентировать свои взаимные претензии и обвинения, в противоположность поиску компромисса и согласия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.