Здавалка
Главная | Обратная связь

Международные механизмы коллективной безопасности: исторический обзор.



В теории и практике политики в области безопасности в качестве отправной точки принято рассматривать конкретные государства или группы государств, представляющие угрозу для безопасности той или иной страны. Основные теории в международных отношениях – реализм и либерализм – уходят корнями в ту эпоху, когда война считалась легитимным инструментом политики. Единица анализа – государство, которое пытается укрепить свою безопасность и часто делает это за счет других.

После окончания холодной войны появилось так много определений термина “безопасность”, что некоторые ученые стали называть его “понятием, спорным по сути”, т.е. понятием, несущим такую смысловую нагрузку, что никакие аргументы или доказательства не помогут окончательно согласовать его значение. Основная путаница связана не столько с самим понятием безопасности, сколько с теми ценностями и социальными элементами, которые необходимо защищать.

Коллективная безопасность обращена вовнутрь и имеет целью обеспечение безопасности внутри определенной группы суверенных государств. Первой организацией коллективной безопасности в новейшей истории была Лига Наций, а в конце Второй мировой войны мантия коллективной безопасности перешла к Организации Объединенных Наций (ООН). В 70-х годах для обеспечения коллективной безопасности стран евразийско-атлантического региона было учреждено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) – в настоящее время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Организация по обеспечению коллективной обороны обращена вовне и имеет целью защиту своих членов от внешней агрессии. В годы Холодной войны были созданы Организация североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз (ЗЕС), Организация Центрального договора (СЕНТО), Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). В рамках системы коллективной обороны все страны-участницы соответствующего договора берут на себя обязательство встать на защиту любой другой страны-участницы, подвергающейся угрозе или фактическому военному нападению со стороны государства или государств, не участвующих в данном договоре.

Ущемление безопасности людей в одной стране внешними или (чаще) внутренними силами сегодня означает, что другие народы и их правительства могут рассматривать это в качестве фактора, подрывающего их собственную безопасность.Грубые нарушения индивидуальной безопасности большого числа людей в таких отдаленных друг от друга странах, как Руанда, Косово и Восточный Тимор, имели самые драматичные последствия для всего международного сообщества. Эти и другие примеры иллюстрируют явление, которое можно назвать “глобализацией озабоченности”. В настоящее время вопрос обеспечения индивидуальной безопасности занимает центральное место в международной повестке дня. Концепцию государственного суверенитета сегодня нельзя рассматривать в качестве ширмы, за которой можно безнаказанно совершать массовые нарушения безопасности отдельных людей, даже если это происходит в пределах признанных государственных границ.

Вторым новым компонентом концепции безопасности является активное распространение стабильности за пределы государств, входящих в эту систему безопасности. Нестабильность в районах, расположенных поблизости или на некотором расстоянии от территории системы безопасности, которая может представлять угрозу для безопасности членов этой системы, будет вызывать у них самые серьезные опасения. Роль дестабилизирующих факторов могут играть как межгосударственные конфликты, так и массовые нарушения индивидуальной безопасности в соседних государствах. Государства-участники системы безопасности должны активно искать пути обеспечения, восстановления и сохранения стабильности в окружающем их мире.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.