Здавалка
Главная | Обратная связь

Какие функции наиболее характерны для культуры?



Культура выполняет следующие функции:

1. Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека). Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.

3. Коммуникативная функция культуры. (Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

4. Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

5. Информационная функция культуры (накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса). В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации.

6. Нормативная функция культуры (любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп). Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения.

7. Гуманистическая функция — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

8. Ценностная функция — культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они предают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.
Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

9. Семиотическая, или знаковая (греч. Semeion — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.

Языком культуры называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную
роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

1.11







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.