Здавалка
Главная | Обратная связь

Политика в сфере образования



Политика в сфере образования в последние годы была чрезмерно зациклена на проблемах высшего образования. Хотя и в этой сфере властям не удалось добиться больших успехов, тем не менее сложившийся перекос привел к ускоренной деградации начального, школьного и профессионального образования. В результате база для формирования в будущем образованной и конкурентоспособной нации стремительно исчезает. Школы выпускают неграмотных учеников, что показали, в частности, крайне неудовлетворительные результаты сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2008 году. Лишь меньшинство родителей имеет возможности платить за относительно качественное школьное образование, сосредоточенное в элитных лицеях и гимназиях. В остальных школах остро не хватает учителей, особенно с современным педагогическим образованием, ощущается дефицит даже самого элементарного учебного оборудования. Школьные здания требуют ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии. Система среднего профессионального образования практически полностью развалилась. Тяжелой проблемой страны остается массовый дефицит мест в детских садах, доходящий до миллиона мест в целом по стране.

Стране необходима реальная, а не «потемкинская» реформа образования, результатом которой станет создание системы эффективного образования, рентабельного и общедоступного для граждан страны.

105. Эффективность образования будет обеспечена ориентацией школьных и вузовских программ на наиболее перспективные отрасли экономики, общественной жизни, фундаментальной и прикладной науки. Рентабельность образования будет обеспечена комбинацией платного образования и увеличения государственного финансирования потребителей и производителей образовательных услуг. Доступность образования будет обеспечена развитой системой частных, общественных и государственных (местных, региональных и федеральных) стипендий, грантов и займов. Каждому гражданину, желающему получить высшее или среднее специальное образование и сдавшему стандартный общефедеральный экзамен-тест, будет гарантировано место на студенческой скамье. Необходимо законодательно закрепить возможность создания наблюдательных советов у школ. Юридический статус – некоммерческая организация. Администрация школы должна быть подотчетна совету. Решения совета носят рекомендательный характер и не могут касаться программы образования. Работа совета направлена на улучшения условий обучения и/или поддержки/расширения инициатив администрации школы. Совет переизбирается не реже раза в год. В выборах совета могут принимать участие только родители учеников (вне зависимости от прописки) и жители района, в котором находится школа.

106. Необходимо законодательно установить федеральный стандарт предоставления детям бесплатного школьного образования, включающий конкретные требования к основным характеристикам учебных программ, уровню профессиональной подготовки учителей, качеству школьных зданий и помещений, набор требуемого учебного оборудования. Необходимые для обеспечения выполнения этого стандарта финансовые нормативы должны лечь в основу норм бюджетного законодательства, определяющих размеры ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований на школьное образование.

107. Необходима федеральная программа модернизации школ, а также введение специальных федеральных надбавок школьным учителям (такие надбавки должны финансироваться напрямую из федерального бюджета через органы федерального казначейства, в т.ч. минуя администрации школ).

108. Необходима разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по реализации по введению прогрессивной системы заработной платы школьных учителей, увязывающей значительное повышение оплаты труда с объемом и качеством вложенного труда. В федеральном образовательном стандарте предусмотреть возможность обучение учеников в национально-территориальных образованиях на родном языке. Для этого бюджетные средства должны быть распределены одинаково по федеральному, региональному и школьному компонентам образовательного стандарта России.

109. Система среднего профессионального образования должна быть реанимирована на основе встречных усилий государства, органов МСУ и бизнеса (обучение в государственных и муниципальных учреждениях по заказам компаний; создание отраслевых и корпоративных учебных заведений при методической и организационной помощи государства).

110. Каждый гражданин России должен иметь равный доступ к образованию при обязательном усвоении минимальных образовательных стандартов. Государство должно обеспечивать бесплатное образование определенного уровня (общее образование, начальное и среднее профессиональное образование) и, с учетом способностей и подготовки – высшее образование. Бесплатность высшего образования должна обеспечиваться получением после соответствующих испытаний государственных именных финансовых обязательств, реализующих принцип «деньги идут за учеником» и позволяющих перейти от финансирования затрат к оплате результатов (вуз, обеспечивающий лучшее качество образования, привлекает больше студентов и с ними – денег).

111. Необходимо довести до эффективных результатов реализацию механизма ЕГЭ, дающего право на получение государственных именных финансовых обязательств и поступление в вузы. ЕГЭ и государственные именные финансовые обязательства – гарантии доступности образования, позволяющие поставить в равные условия молодежь из разных регионов, города и деревни, ставящие заслон взяткам, клановости и семейственности при поступлении в вузы и, следовательно, делающие высшее образование наряду с другими мерами достоянием одаренных и работоспособных, а не только богатых. Тем самым усиливаются свойства образования как социального лифта, как механизма мобилизации человеческого капитала страны и социального перемешивания.

112. Необходимо решать проблемы, выявившиеся в ходе недавней практики применения ЕГЭ. Для предотвращения неподконтрольного вузам ухудшения качества абитуриентов лучшим университетам необходимо выставлять самые высокие проходные баллы, которые нужно получить на ЕГЭ, повышать требовательность в период обучения, считая 20% отсева на первом курсе нормой, и далее отбраковывать тех, кто не удовлетворяет образовательным стандартам, оставляя возможность возобновить учебу. Необходимо расширить практику проведения олимпиад, победители которых имеют право поступать в вузе без ЕГЭ – дополнительный и давно применяемый метод выявления талантов. Однако в целом единый деперсонифицированный экзамен необходим, иначе подрывается основа принципа доступности образования, возникают условия для коррупции.

113. Необходимо развитие образовательных кредитов – механизма, в соответствии с которым государство обеспечивает бесплатность образования при выполнении установленных условий. На период учебы обучающиеся, не имеющие иных источников средств существования, должны иметь возможность получать образовательный кредит, с возвратом его после окончания учебы деньгами или работой по контракту. Государство может субсидировать образовательные кредиты в случаях необходимости привлечения специалистов в определенные сферы. Государственные стипендии должны выплачиваться наиболее успешным студентам – 5-10% общего числа, но в размерах, достаточных для обеспечения минимально достойного проживания.

114. Высшее образование страдает от нехватки квалифицированных кадров и современной материально-технической базы, структура приема студентов и содержание учебных программ оторваны от потребностей рынка труда. В результате большинство выпускников вузов не обладают необходимыми для современной экономики знаниями и умениями, что предопределяет низкую конкурентоспособность на рынке труда (безработица, случайная работа не по специальности, низкая оплата труда). Для эффективного реформирования системы высшего образования необходимо:

- перейти на рейтинговую систему оценки эффективности деятельности вузов, вводящую финансовые поощрения для вузов, занимающих высокие места в независимых рейтингах вузов, оценивающих вузы в зависимости от доли выпускников, работающих по специальности, и уровня оплаты их труда;

- внедрить механизм реального бюджетного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием, что позволит кардинально повысить эффективность государственных расходов в этой сфере.

115. Для обеспечения финансирования мероприятий по улучшению качества системы образования, расходы на образование в структуре расходов федерального бюджета необходимо увеличить с нынешнего уровня – менее 5% - до 7-8% (подробнее об источниках финансирования этих расходов – в разделе о бюджетной политике). Целевая помощь субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, связанных с развитием образования, должна осуществляться в рамках обособленной линии финансирования, вне общих рамок финансовой помощи субъектам РФ, под особым парламентским контролем.

116. Необходимо сохранить запрет на обязательное для учащихся преподавание религии в школах.

Экология

В 1988-1996 г.г. были приняты достаточно удовлетворительные законы в сфере охраны окружающей среды. К сожалению, последующее развитие привело к таким изменениям законодательства в этой области, которые предопределили резкое снижение качества экологической обстановки. Необходимо отменить все эти «новации» и вернуться к нормальному экологическому законодательству, сопряженному с соответствующим законодательством других стран – наших соседей.

Нарушается конституционное требование об открытости (несекретности) экологической информации.

Отсутствует целостная экологическая политика в деятельности законодательной и исполнительной власти России и ее субъектов. Отсутствует система экологического страхования, при расчетах экономической целесообразности существования и организации производств не учитываются возможные затраты на предотвращение заболеваемости и инвалидности населения и на восстановление нормальных условий окружающей среды, особенно в результате нештатных ситуаций. Развивающийся процесс деградации природы приводит к деградации здоровья людей, растет доля заболеваний, вызванных неблагоприятными условиями окружающей среды, особенно среди детей.

Экологическое равновесие – неотъемлемое условие нормального развития страны. Сегодня большинство россиян не имеет возможности дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять качественную пищу, иметь здоровых детей. Продолжается процесс деградации природы. Россия пока еще не преодолела тяжелые последствия варварской индустриализации в период 1930-1980-х годов. При этом новые индустриальные мегапроекты, продвигаемые властями, непосредственно угрожают экологически чувствительным территориям, ведут к разрушению заповедников, наносят ущерб российским рекам, лесам. Охрана окружающей среды должна стать одним из главных приоритетов нации – если мы хотим оставить потомкам нормальную страну, пригодную для жизни.

117. Необходимо восстановить ликвидированные в 2000-2008 годах независимые органы государственного экологического контроля и контроля в области ядерной безопасности.

118. Экологическое законодательство должно быть трансформировано из рамочного (устанавливающего лишь полномочия государственных органов в сфере экологии) в систему конкретных законодательно установленных требований по обеспечению сохранности окружающей среды (ясно разъяснив, что можно и чего нельзя делать исходя из интересов охраны природы). Для экономического обеспечения механизма сохранения пригодной для жизни окружающей среды, необходимо принять законы «Об экологическом страховании», «Об экологическом аудите». Осуществлять законодательную поддержку и экономическое стимулирование экологически ориентированного бизнеса.

119. Необходимо пересмотреть принятые в последние годы решения об отмене обязательных экологических экспертиз промышленных и строительных проектов. Институт обязательной государственной экологической экспертизы, осуществляемой федеральным экологическим регулятором с привлечением широкого круга общественных и неправительственных организаций и независимых экспертов, должен быть восстановлен в полном объеме.

120. Необходимо вернуть органам местного самоуправления полномочие по контролю за состоянием окружающей среды на подведомственным им территориям, отобранное в процессе муниципальной реформы.

121. Должна быть отменена программа массового строительства в России атомных электростанций, а действующие атомные реакторы устаревших и небезопасных типов (прежде всего, реакторы типа РБМК) должны быть сняты с эксплуатации и демонтированы. У России, располагающей крупнейшими в мире запасами природного газа, есть иные возможности для развития энергетических мощностей, помимо ставки на проталкиваемую атомным лобби идею массового строительства атомных электростанций устаревших и опасных типов. Необходимо отказаться от строительства новых АЭС в России и запретить ввоз в страну ядерных отходов из-за рубежа.

122. Должна быть проведена целевая модернизация металлургических, химических и нефтехимических предприятий, угольных электростанций, работающих на устаревшем оборудовании, не соответствующем современным экологическим требованиям. Сегодня эти предприятия служат основным источником массового выброса вредных веществ в атмосферу. Места их расположения – зона экологического бедствия, проживающие здесь граждане страдают повышенной заболеваемостью и смертностью. Лишь 22 крупнейшие угольные электростанции страны дают 40% всех вредных выбросов российской электроэнергетики. Поскольку соответствующие предприятия имеют крайне важное значение для экономики страны, их экологическая модернизация должна осуществляться без использования противозаконного давления на собственников предприятий, с максимально широким использованием инструментов стимулирования инвестиций в мероприятия по экологической модернизации. При этом государство должно взять на себя обязательство по обеспечению максимально благоприятных условий для такого рода инвестиций.

123. Россия должна отказаться от сооружения крупных гидроэлектростанций с большими водохранилищами. Такого рода мегапрожекты уже нанесли нашей стране немало ущерба, превратив великие российские реки в сточные канавы. Волга, национальное достояние России, уже давно не имеет естественного стока, из-за чего в ее водах концентрируется большое количество вредных веществ, качество воды является неприемлемым. Аналогичная ситуация имеет место с сибирскими реками: сегодня строительство очередных крупных ГЭС в Сибири, возобновленное как следствие возрождения советской индустриальной гигантомании, напрямую угрожает экосистемам сибирских рек, может быть полностью потерян естественный сток Ангары. России, богатой запасами природного газа и угля, не нужны новые крупные ГЭС, негативные экологические последствия строительства которых уже вызвали устойчивое неприятие идей сооружения новых крупных гидроэлектростанций в большинстве цивилизованных стран.

124. Необходим комплекс мер по защите и восстановлению российских лесов. Необходимо принять новое лесное законодательство, учитывающее негативный опыт обсуждения и применения принятого при президенте Путине Лесного кодекса. Новое лесное законодательство должно, с одной стороны, ввести конкретные санкции для лесопромышленных компаний за нарушение правил вырубки и рекультивации лесов, а с другой – ввести стабильные долгосрочные правила игры для инвесторов, занятых в лесопромышленной сфере. Приватизация лесов должна быть исключена, леса должны предоставляться в пользование лесопромышленным компаниям на условиях долгосрочной аренды.

125. Реализация разрушительных для экологии индустриальных мегапроектов, продвигавшихся администрацией президента Путина (газопровод «Алтай», Эвенкийская ГЭС, организация горнодобывающих производств в водосборной зоне озера Байкал, строительство в Якутии каскадов ГЭС и атомных станций малой мощности (АСММ) и другие), должна быть остановлена.

126. Правительство должно разработать специальную программу повышения эффективности использования энергии в экономике, содержащую конкретные практические меры, направленные на резкое снижение удельного использования энергоресурсов на производстве и в быту, опираясь на передовые мировые достижения в этой области. В промышленности такая программа должна стимулировать массовое обновление основных производственных фондов, сокращая удельные затраты энергии на производственные операции. В строительстве необходимо оперативно пересмотреть строительные нормы и правила (СниПы) с целью существенно повысить требования к изоляции и энергоэффективности сооружаемых зданий. В быту необходимо стимулировать массовый переход граждан к использованию новых, существенно более энергоэффективных электроплит, холодильников, осветительных ламп и других бытовых энергоприборов. Производство и продажа бытовых энергоприборов, не отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, должны облагаться дополнительным налогом на избыточное использование энергии. Правительство будет содействовать исследованиям в области эффективной альтернативной энергетики.

Государство должно активнее вести себя в отношении регулирования стоимости услуг по подключению потребителей к электрическим и газовым сетям – сегодня она практически не регулируется, сравнявшись со стоимостью сооружения новых производственных мощностей. Пользуясь слабостью государственных регуляторных органов и потворством государства монополиям, последние пытаются компенсировать все свои затраты за счет платы за подключение потребителей к сетям. Такая практика должна быть исключена – стоимость подключения новых потребителей к электрическим и газовым сетям должна быть снижена в десятки раз и установлена на уровне стоимости элементарных мероприятий по физическому подключению потребителей к сети.

127. Должен быть постепенно прекращен выпуск автомобилей советских конструкций и их модификаций, расходующих примерно вдвое большее количество топлива на километр пробега по сравнению с современными марками автомобилей, и использующих некачественное топливо. Действующие автомобильные заводы должны либо перейти на выпуск автомашин принципиально новых конструкций, безопасных и эффективно использующих топливо, либо закрыться. Следует стимулировать строительство в России производств автомобилей зарубежных марок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.