Здавалка
Главная | Обратная связь

Перенос центра тяжести с обучения на учение.



Сегодня учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию. И важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей, каждому учителю требуется не только повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру, он и уметь осваивать и использовать на своих занятиях постоянно расширяющийся спектр новых технологий, оперативно и постоянно обновляя свои профессиональные знания.

 

· Мультимедийная дидактика – это общепринятое название, используемое для описания когнитивной теории мультимедийного обучения. Эта теория включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа.

Мультимедиа - это:

1.технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

2.информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

3.компьютерное програмное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

4.компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

5.особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.)».

Мультимедийные объекты используются для:

1. усиления педагогического воздействия на учащихся, путем создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей

2. предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в классе (посещение Кремля для сельских школьников, балет в Большом театре, опера в Большом Кремлевском дворце, служба в Храме Христа-Спасителя и др.)

3. иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, процесс фотосинтеза или действия магнитных полей;

4. возможность проводить виртуальные практические работы (например, проводить вскрытие виртуальной лягушки);

5. возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (например, при обучении пилотов).

 

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

1. усвоить базовые знания по предмету;

2. систематизировать усвоенные знания;

3. сформировать навыки самоконтроля;

4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.

5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 

Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

 

 

· Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания.

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий. Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области. Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории и обществознания. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение. Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории и обществознания. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических и обществоведческих фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Выполняя функцию информативного сопровождения предмета, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации). Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов. История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямого наблюдения, регистрации и классификации фактов. Тем не менее, та статическая и фрагментарная информация, которая получается в результате использования таких методов, не разрешает в полной мере восстановить, реконструировать определенный фрагмент исторического процесса. А это в свою очередь не дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от объективного, в ходе развития того исторического явления, которое изучается. Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует общетвенно-экономический процесс или военные действия) разрешает: реконструировать, уточнять числовой материал исследуемого фрагмента исторического процесса; провести динамический анализ исторической информации, которая относится к исследуемому периоду; имитировать развитие исторического процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения на протяжении исследуемого фрагмента исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозировать события экономического и политического характера. Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в контексте преподавания истории и обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Іnternet. В сочетании с традиционными и разнообразными инновационными методами обучения глобальные компьютерные сети и телекоммуникации оказывают содействие реализации принципа развивающего обучения, поскольку применение их в общеобразовательном процессе направлено на: широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами, использование исследовательских методов, индивидуальных, парных, групповых, самостоятельных видов деятельности, развитие гуманитарного образования. Место компьютера в учебном процессе в целом определяется типом компьютерной программы. Значительная часть из них предназначена для закрепления знаний. Такие программы целесообразно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения. Другие программы, сориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Такие программы, как правило, содержат фиксированный набор обучающих влияний и не предусматривают развернутого диалога с учениками. Поэтому дидактические возможности в них относительно ограничены. Значительно большими возможностями владеют учебные программы, которые реализуют проблемное обучение. Они разрешают не только осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью, но и делают ее оперативно контролируемой. В них могут учитываться такие параметры, как последовательность понятий, которые изучаются, а также время прохождения учебного материала по разделам, методы изложения и сложность задач и вопросов, типы подсказок и объяснений и т.п. Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие. В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и формировании умений - ее эффективнее применять. На этапе актуализации опорных знаний и способов действий решения игровых задач в процессе применения компьютерных игр помогает ученикам воссоздать полученные прежде знания и способы действий. На этапе формирования понятий и способов действий предоставленная компьютером возможность глубокой концентрации на игровом материале оказывает содействие формированию новых понятий. На этапе применения знаний и формирования умений компьютерная игра разрешает ученику применять и развивать полученные знания, умение и навыки. Процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, стимулируется инициатива и творческое мышление, т.е. происходит развитие личности. Реализуя основные принципы дидактики, компьютерные технологии приносят в обучение и некоторые новые закономерности. Во-первых, все элементы учебного процесса должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности ученика, т.е. они должны владеть адаптивностью к индивидуальным особенностям ученика по форме, объему и темпу предоставления информации. Способы применения компьютерных технологий в обучении должны определяться вековыми, физиологическими и умственными возможностями школьников. Во-вторых, обучение должно быть мультимедийным, т.е. комплексным по содержанию информации и по форме организации. Объединение в учебных компьютерных программах визуальной и звуковой форм предоставления учебной информации в значительной мере повышает ее наглядность и выразительность и тем самым разрешает превратить изучение истории в интересный и содержательный процесс. Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий обучения, специалисты убеждены в том, что компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника. Таким образом, использование компьютера в учебном процессе значительно повышает его эффективность; его можно использовать не только на уроках, а и внеурочное время.

Вопрос.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.