Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.



Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Требования, предъявляемые к современному уроку - это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

o учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

o вывод делают сами учащиеся;

o минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

o время-сбережение и здоровье-сбережение;

o в центре внимания урока – дети;

o учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

o умение демонстрировать методическое искусство учителя;

o планирование обратной связи;

o урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

o свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

o открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

o деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

o идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

o обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

 

Задание №2. Контрольная работа по разделу «Теория воспитания»

1.

· Что такое воспитательный коллектив.

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, скаладывающиеся у них со сверстниками. От того, какие отношения сложились у них со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность , с одной сторооны, адаптации и самоутверждения учащихся в обществе, с другой – раскрытие их потенциалов, сохранение автономности. Включение учеников в различные социальные общности( класс, клубы, объединения,коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют их готовность к вхождению в различныесоциальные структуры, включению в разнообразные типы социальных отношений.

Коллектив – организованная группа людей, объеденненых общими целями, профессианальными и социальными интересами, ценностыми ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и ынутреннем единстве.

Наиболее значимо й задачей является развитие первичных коллективов, которые должны быть объектом педагогического влияния. В школе наиболее устйчивая стуктура, на которую возможно оказать такое влияние, - это класс.

К основным признакам воспитательного коллектива относятся:

- общие социально значимые цели и перспективы;

- совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели. И общение;

- сплоченность, благоприятный нравственно – психологический климат, отношения ответсвенной зависимости;

- равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления.

(Борыдко, Соолвцова, Байбаков. «Педагогика»).

· Признаки коллектива. Основные характерные при­знаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их по­следовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая орга­низация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развито­го коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно­стью; воспитательную — детский коллектив становится носите­лем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убе­ждений; стимулирования — коллектив способствует формирова­нию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

(Педагогика. Учебное пособие)

· Уровни развития коллектива по А.Н.Лутошкину.

ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ МЯГКАЯ ГЛИНА МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК АЛЫЙ ПАРУС ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ
Нет авторитетного центра Нет взаимовыручки, помощи друг другу Трудно найти общий язык всем Команда всегда даст совет и придет на помощь Отличное взаимодействие
Малая, эпизодическая взаимосвязь Отдельные группы Всплески активности Не всегда признаются ощибки Деловое сотрудничество
Каждый отдельно Нет лидера Желание трудиться сообща Интерес к делам друг друга Ответственность за других и себя
Нет общих интересов Попытки организоваться Есть актив, авторитет Взаимная требовательность Бескорыстная помощь
  Скрепление дисциплиной и требованиями старших Своя групповая индивидуальность Чувство гордости за команду Тесная дружба
  Доброжелательные и конфликтные отношения     Единая воля

 

 

2.

· В чем проявляется опережающий характер воспитания?

Опережающий характер воспитания предполагает, что вся деятельность воспитанников должна быть построена по принципу создания “напряжения”, создания “поля” для опережающего развития и становления личности в активной деятельности, требующей приведения в действие всей гаммы ее волевых, интеллектуальных, эмоциональных устремлений.

Такой подход к воспитанию опирается на гетеростатические теории личности, когда человек представляется системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности между собой и миром). Конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Такое представление о развитии человека существует в деятельностном подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Ребенок вовлекается в совместную деятельность со взрослым (“социальную ситуацию его развития”), под руководством взрослого он делает то, что пока еще не может делать сам. Л.С. Выготский назвал эту возникающую во взаимодействии перспективу “зоной ближайшего развития”. Таким образом, воспитание, которое ставит задачу развития личности, должно быть опережающим, опираться на “зону ближайшего развития”. В русле такого понимания развития личности лежит концепция “надситуативной активности”, т.е. стремления человека действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (А.В. Петровский).

В настоящее время необходимость идеи опережающего воспитания осмысливается и на Западе. Австрийский психолог-гуманист В. Франкл отмечает, что сегодня большинство людей страдает не от избытка, а от недостатка требований. Общество с пониженными требованиями лишает людей напряжения. Люди, лишенные напряжения, продолжает Франкл, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы.

 

Источник: http://www.irbis.vegu.ru/repos/8400/Html/8.htm

· Роль системы перспектив в воспитании.

 

Устремленность воспитания в будущее, гуманистическая идея “завтрашней радости”,переходящей в сегодняшний день, – важнейший элемент в реализации системы опережающего воспитания. “Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути” [18, т. 1, с. 311], – писал А.С. Макаренко, указывая при этом на сущностный смысл гуманного воспитания: дать воспитаннику ощущение уверенности в завтрашнем дне, комфортного самочувствия и оптимистического мировосприятия.

В технологическом плане опережение проявляется в системе перспективных целей, которые должны ставиться перед каждым воспитанником и коллективом (гуманным организованным сообществом).

В педагогической технике завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных. С помощью перспектив обеспечивается системное воспитание, создается база для целостного развития личности. В системе перспектив последовательно и целеустремленно осуществляется “сдвиг” будущего детей на жизнедеятельность и состояние коллектива и личности в настоящее время, обеспечивая непрерывность и согласованность их развития по восходящей линии.

Психологический смысл перспектив заключается прежде всего в осознании и разрешении противоречий, возникающих у каждого воспитанника в коллективе. Эти противоречия являются движущей силой развития воспитательного процесса. Задача воспитания – гармонизирование личных и коллективных перспективных линий с таким расчетом, чтобы у воспитанника не было никакого ощущения противоречия между ними.

В перспективах осуществляется связь желанного и сущего. Связывая внешнее побуждение и внутреннюю, субъективную предпосылку действий, перспектива при ее осуществлении ведет к осознанию личностного смысла деятельности в неразрывном единстве с реализацией, закреплением и развитием личностных побуждений в определенных способах жизнедеятельности. Перспективы, таким образом, являются тем механизмом, который учитывает и приводит в действие внутренние предпосылки развития личности, что является сущностью гуманистического воспитания.

Как определенная совокупность мотивов и стимулов система перспектив создает определенную направленность личности. Но “идеальные” побуждения не сразу могут всецело определять поведение детей, необходимо многообразие стимулов, действующих в промежуточном звене между сознанием и поведением. Во-первых, сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значимые. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга.

Важно подчеркнуть, что речь всегда должна идти о системе перспективных линий, а не о постановке отдельных, не связанных друг с другом целей детской жизни, так как система целей выполняет задачу организации целостной жизнедеятельности детей, что является условием целостного развития каждой личности. Система перспектив выступает одновременно как цель, средство и результат воспитания. Факт превращения средства деятельности в ее цель и потребность обязывает в воспитании к предварительному воплощению данного процесса как бы в обратном порядке. Чтобы подвести воспитанника к усвоению новых целей и потребностей, необходимо в какой-то мере сделать их средством реализации уже сформировавшихся свойств и стремлений коллектива и личности.

Важнейшая функция перспектив – повышение общего жизненного тона, формирование мажорного мироощущения человека, развитие его энергии, способностей и чувств на основе коллективных действий и общей эмоциональной устремленности. Завтрашний день должен казаться обязательно лучше сегодняшнего для детей и подростков.

 

Источник: http://www.irbis.vegu.ru/repos/8400/Html/8.htm

3.

· Функции и задачи работы классного руководителя в воспитании школьников.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.

2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

· на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;

· на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;

· на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;

· на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;

2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Источник: Дубинина Инна Геннадьевна, учитель начальных классов.

 

· Планирование деятельности классного руководителя.

  1. Нравственность.

Деятельность классного руководителя направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общественным ценностям.

  1. Семья.

Деятельность классного руководителя направлена на организацию сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности, на создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель».

  1. Здоровье.

Деятельность классного руководителя направлена на развитие духовных и физических возможностей личности школьников, на формирование прочных основ их нравственности и здорового образа жизни.

  1. Интеллект.

Деятельность классного руководителя направлена на оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения; на развитие мыслительных способностей учащихся, на выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей.

  1. Досуг.

Деятельность классного руководителя направлена насоздание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, на развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности.

Характерные черты деятельности классного руководителя:

1. стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;

2. направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3. системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4. ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5. технологичность работы педагога – воспитателя;

6. диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Василий Александрович Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, «когда воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет веру и путеводный огонек». Для этого воспитателю «надо самому быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца».

Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым:

ž Первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;

ž Второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди)

ž Третье правило – глубокая вера в другого человека;

ž Четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа

Работа с классом:

Цели. Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Задачи.

ž Способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся.

ž Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

· Направления внеклассной воспитательной работы.

Внеклассная воспитательная работа организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Специфика содержания внеклассной воспитательной работы разнообразна и включает в себя следующие направления:

1. Познавательная деятельность школьников (она является продолжением учебной деятельности). Это направление используется для формирования познавательного интереса школьников, положительной мотивации в обучении и совершенствовании учебных навыков. Здесь используются такие формы как:

а. Клуб почемучек;

б. Игра «Что, где, когда»;

в. Турнир любознательных;

г. Викторины и т.д.

2. Досуговая (развлекательная) деятельность школьников. Эта деятельность включает организацию полноценного отдыха детей, создает положительные эмоции, дружескую атмосферу в коллективе и снятие нервного напряжения. Наиболее эффективны следующие формы:

а. День варенья;

б. Юморина;

в. Конкурс фантазеров;

г. Вечер загадок, Игроград и т.д.

3. Оздоровительно-спортивная деятельность. Она направлена на полноценное развитие ребенка, особенно младшего школьного возраста, т.к. именно в этот период наблюдается потребность детей в движении, а от состояния здоровья младших школьников зависит характер изменений в работе организма подростка. Это направление осуществляется на экскурсиях в природу, в спортивных и подвижных играх, походах, спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках и т.д.

4. Трудовая деятельность школьников. Она отражает содержание различных видов труда: учебный (умственный и физический), общественно-полезный, производственный, домашний и труд по бытовому самообслуживанию. Трудовая деятельность школьников проявляется в сформированной потребности к труду и умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу и т.д.

5. Творческая деятельность школьников. Она предполагает развитие склонностей, интересов детей и раскрытие их творческого потенциала, она отражается в таких формах как конкурс песни, чтецов, конкурс рисунка, плакатов, праздничных концертах и т.д.

Содержание деятельности во ВВР одинаково не во всех школах, т.к. на него влияют следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы;

2. Особенности возраста, класса и индивидуальности детей;

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности и установки.

 

Формы индивидуальной и массовой ВВР

Форма внеклассной работы – те условия, в которых реализуются ее содержание.

В индивидуальной ВВР стоит цель – обеспечить педагогические условия для полноценного развития личности. Она достигается через формирование у школьника положительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности.

Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании и самовоспитании.

Эффективность индивидуальной работы зависит от правильного выбора формы внеклассной работы и от включения ребенка в определенный вид деятельности.

Индивидуальная работа со школьником требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности и вдумчивости.

Главным условие эффективности индивидуальной работы является установление контакта между педагогом и ребенком. Поэтому важно учитывать следующие условия:

1. Полное принятие ребенка таким, каков он есть (его чувств, переживаний, желаний, потребностей и т.д.);

2. Свобода выбора. Т.е. учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться положительного результата. Задача педагога не заставлять школьника принимать предлагаемое учителем решение, а создавать все условия для правильного выбора.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка.

4. Что значит слушать и слышать. Умение слышать это физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков, а слушать это произвольный акт, который требует волевых усилий. Слушание бывает двух видов: рефлексивное и нерефлексивное.

Рефлексивное – это когда рассказчик переживает сильную отрицательную или положительную эмоцию и нуждается в понимании слушателя. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спортивных ситуациях, так как оно предупреждает конфликты и непонимание между людьми.

Форма массовой ВВР в отличие от индивидуальной позволяет педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у школьников сотрудничества, взаимодействия в коллективе и понимание другого. Выделяют две формы массовой ВР:

1. Фронтальная форма работы по принципу «ряда», т.е. дети не взаимодействуют друг с другом, а каждый выполняет свою деятельность самостоятельно, учитель воздействует на каждого ребенка одновременно.

2. Деятельность детей организуется по принципу вместе, т.е. ребенок выполняет свою роль или свою деятельность и делает вклад в общий результат. От действий каждого зависит успешность действия всех. Такая деятельность получила название коллективной, а ВР коллективной ВР.

Учитель влияет не на каждого ученика в отдельности, а на взаимосвязь между детьми.

Источник: http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/35.html

 

4.

ФОРМЫ воспитания.

- это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

 

· Основные формы воспитательной деятельности

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

o по целевой направленности;

o по позиции участников воспитательного процесса;

o по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

o когда нужно решить просветительские задачи;

o когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

o когда организаторские функции слишком сложны для детей;

o когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

o когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

o дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

o творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

o коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

o предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

o обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

o способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

o эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

o экспромт;

o относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

o организуемые одним человеком;

o организуемые группой участников;

o организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

o обязательное участие;

o добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

o «открытые» (для других, совместно с другими);

o «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

o словесные (конференции);

o практические (походы);

o наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

o организация познавательно-развивающей деятельности;

o нравственное воспитание;

o эстетическое воспитание;

o физическое воспитание.

 

Источники:

1. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.

2. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.

3. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.

6. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1999.

7. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

10. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.

11. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: АПН СССР, 1993.

 

· Разные подходы разных теоретиков в области педагогики

Формы педагогического процесса, применяемые В. А. Сухомлинским в Павлышской школе.

В школе проводились вечера и чтения на различные темы, которые носили воспитательный характер.

Кроме того,Сухомлинским были организованы технический и юннатский кружки, в которых дети слушали лекции старших учеников, наблюдали явления природы, ставили опыты, проводилась другая внеклассная работа. Как отмечал Сухомлинский, занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда.

Также в школе были организованы научно-предметные кружки – научно-технический, научно-математический, научно-химический, научно-биологический, научно-биохимический, научно-физический, научно-этнографический, научно-астрономический. Учащиеся в этих кружках интересовались вопросами, далеко выходящими за пределы элементарных знаний, представляющими собой материалы из достижений науки. Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов.

Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе. Он считал, что чтение и вслух, и про себя – главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Большое значение придавалось чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают.

В целом В. А. Сухомлинский и его педагогический коллектив каждому учебному предмету придавали большое значение.

В Павлышской школе талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики»

Педагогические взгляды Дж. Локка,

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленноефизическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.

 

Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должныбыть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера,развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий.

 

Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

 

 

Макаренко: теория воспитательного процесса, как формы педагогического воспитания.

В основе теории воспитательного коллектива лежит несколько положений. Первое заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С. Макаренко назвал "педагогика параллельного действия". Эта методика является способом управления процессом воспитания детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства. Другим, не менее важным положением является идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.

 

Источник:http://psymsuotvety.jimdo.com/

5.

· Принципы воспитания детей в современной семье

Все люди равны.

Между всеми людьми должно быть взаимное уважение.

Как эти принципы, вчуже нам вполне симпатичные, реализовать в своей семье и вообще в нашей совершенно недемократичной культуре?

Есть простые вещи, которые мы все знаем и понимаем. Во-первых, и родители, и дети - люди. Новорожденный - не кусок мяса и не зверек, он звучит и плачет гордо, потому что он человек. Это значит, что он имеет такое же право на удовлетворение своих потребностей, как и вы. Это значит, что он устроен так же, как вы - и анатомически, и психологически, и даны ему те же потенциальные возможности, что и вам. В то же время он - уникальное неповторимое создание, никогда больше в мир не придет точно такой же человек. Ни у кого не будет таких же отпечатков пальцев, жизненного опыта, снов, впечатлений. У ребенка те же чувства, что у вас, он так же страдает и радуется, а вот мысли, взгляды на жизнь, картина мира могут быть совершенно иными. Его взгляды могут быть диаметрально противоположны вашим. Никто не знает, чьи взгляды лучше, пока не нарушаются основные этические законы.

Получается, что ребенок такой же человек, как и вы, если речь идет о потребностях, переживаниях, возможностях, и совершенно другой человек, если речь идет о мыслях, взглядах, ценностях. Поскольку он такой же человек, как и вы, у него есть все те права, что и у вас, и значит, разницу во взглядах приходится уважать. Немыслимый демократ сказал: "Мне глубоко отвратительны ваши взгляды, но я жизнь отдам за то, чтобы вы имели возможность их выражать". В практике воспитания его идея выглядит так: "Я часто не понимаю тебя, но это не потому, что твои вкусы, взгляды и привычки хуже моих. Я часто не понимаю тебя, но я тебя люблю и буду помогать тебе проводить твои взгляды в жизнь, удовлетворять твои потребности, пока это не вредит твоей и/или чужой жизни, твоему и/или чужому здоровью".

Методы современного воспитания

Сразу оговоримся - переход к современному воспитанию ребенка возможен, если ситуация в семье стабильна. Не важно, полная семья, с мамой и папой, или семья с одним родителем. Не важно - хорошие отношения между супругами или плохие, главное, чтобы они были стабильно хорошими или стабильно плохими. Неполная семья - прекрасно, лишь бы на то время, когда вы переходите к равноправию, вы не вздумали вступать в новый брак. Современное воспитание - серьезная задача. Пока оно не станет естественным образом жизни, надо сосредоточиться только на нем. Какие бы ни были супружеские отношения, если люди почему-либо хотят оставаться в браке друг с другом, любят свое потомство, то они, несомненно, смогут договориться о простой вещи - мы начинаем по-новому воспитывать детей (ребенка) и будем делать это согласованно. Если такая базовая договоренность достигнута - тогда вперед, к победе демократии.

1. Первое, что необходимо, - это увериться в собственных силах и дать чувство уверенности в своих силах ребенку.

Последователь Адлера Дрейкурс писал: "Ребенок нуждается в поощрении, подобно тому как растение нуждается в воде". Многие великие философы сходились на том, что "мужество - это не отсутствие страха и отчаяния, а способность идти вперед, несмотря на их присутствие". Знание принципов, навыков и техник укрепления уверенности в себе, может быть, один из самых эффективных инструментов, с помощью которых родитель способен оказать поддержку ребенку. Плохое поведение детей зачастую является следствием утраты веры в свои силы. Иногда родители даже не сознают, насколько систематически они уменьшают веру детей в себя, заставляя их чувствовать, что они не такие уж хорошие.

Обычный родитель употребляет много негативных эпитетов по отношению к своему ребенку: дурак, идиот, кретин, неряха, копуша, неловкий и т.д. Похвалы же не отличаются разнообразием: молодец да умница, обычно это все. Все эти американские формулы поощрения, вроде "я горжусь тобой", вызывают странное чувство, как-то неловко становится. Ребенок устроен таким образом, что он понимает оскорбление не через прямой смысл слов, а через тон голоса и мимику. Малыш может не знать, что такое "кретин", он только чувствует, что его ругают. Кроме того, дети долго, лет до девяти, безусловно верят родителям. Родитель сообщает ребенку: "Ты кретин". Ребенок верит, огорчается, понимает, что он нехороший, но верит. Он начинает определять себя именно так, как его определяет мама. "Я кретин, ага, а это что такое?" Ребенок начинает собирать буквально из воздуха, из случайно подслушанных разговоров, что такое "кретин". Узнает, что кретин - это глупый псих. "Вот, значит, я какой. Глупый и чокнутый. Значит, стараться применять мозги бессмысленно, может, их вообще у меня нет". Своим поведением ребенок начинает соответствовать характеристике, которую ему дали родители. Они, понятно, не имели ничего такого в виду, говорили в сердцах. Наверно, часто пребывали в сердцах.

Постепенно ребенок перестает на что-либо претендовать. По мере того, как уверенность в своих силах исчезает, тает и надежда изменить к лучшему взаимоотношения с родителями. В результате поведение становится еще хуже. Точно так же родители и другие взрослые, утратив уверенность в своих силах, действуют неэффективно. Фактически обе стороны - и плохо ведущие себя дети, и бессильные что-то изменить родители - не способны позитивно взаимодействовать друг с другом.

Отсюда следует, что детям, в особенности тем, которые ведут себя плохо, нужно помочь укрепить уверенность в себе. Далее следуют рекомендации, как можно это сделать. Кроме того, ниже даются практические рекомендации, как поощрить или наказать ребенка таким образом, чтобы он не утратил уверенности в своих силах.

2. В общении родителя и ребенка должно быть взаимное уважение.

Часто члены семей с нарушенными семейными отношениями жалуются на недостаточное уважение друг к другу или его отсутствие. Если родители не являют собой личный пример вежливости и уважительного обращения между членами семьи, то как могут дети научиться быть вежливыми и уважительными? И, что более важно, как они могут научиться тому, что в обществе необходимо вести себя вежливо и уважительно? Часто дети без уважения относятся к родителям и учителям.

Дрейкурс считал, что "уважение демонстрируется тем, что люди обращаются с другими и относятся к ним так, как если бы они обладали равным достоинством". Это не значит, что дети равны родителям в опыте и мудрости, но их нельзя считать глупыми только потому, что они - дети. Все члены семьи должны иметь равные права, и обращение друг с другом должно быть уважительным - без криков и оскорблений, без сарказма и даже без иронии. При этом родитель, демонстрирующий неуважение к другим членам своей семьи, не может рассчитывать на то, что ребенок будет его уважать только за то, что он старший. Дети усваивают общий стиль семейного общения. Не может вырасти почтительный ребенок в грубой и унижающей человеческое достоинство семейной атмосфере.

Первым шагом должна стать уверенность в том, что родители поддерживают уважение к самим себе. Такова правда жизни - никто не будет уважительно относиться к человеку, который не уважает сам себя. Всякое общение с ребенком необходимо прекратить на время, если ребенок грубит, дерзит и отвечает неподобающим тоном. Допустим, ребенок пришел домой из школы. Вы спрашиваете приветливо и заинтересованно: "Как дела?" Ребенок отвечает: "Отстань" или молча уходит в свою комнату. С этого момента вы не вступаете с ним в ни в какой контакт (не разговариваете, к столу не приглашаете, тем более тарелки с едой ему в комнату не несете), пока он сам не обратится к вам с чем-либо. Молчите и смотрите на него без злости с выжидающим выражением лица, пока он не спросит вас: "В чем дело?" Здесь следует объяснить ему, что вы не будете общаться с ним, пока не получите гарантий вежливого и любезного поведения с его стороны. Ни в коем случае не вступайте в дискуссии о том, что значит вежливость, почтение и прочее. Ребенок, который умеет грубить, умеет быть вежливым. С чужими людьми он именно вежлив. Дождитесь, пока ребенок не повторит свою просьбу к вам милым тоном и вежливыми словами, сразу откликнитесь, все сделайте, начинайте общаться с ним, как ни в чем не бывало. И так вот до следующей дерзости. Все получается, если вы не обижаетесь на ребенка. Это трудно, вы ничем не заслужили хамства, детские поступки вообще несправедливы. Уйти от обид помогает снижение уровня задачи. Представьте себе, что вы решаете техническую задачу дрессировки песика, а не вопрос любви, самооценки из серии "тварь я дрожащая или право имею?".

Одновременно с этим очень важно всегда относиться уважительно к ребенку. Понятно, что если вы практикуете в семье двойной стандарт - сами не уважаете ребенка, а при этом заставляете уважать себя, то полный провал вам обеспечен. В Веданте есть одна простая истина про родительство: "Дитя - это гость в доме. Его нужно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит Богу". Главное в этой мысли то, что ваш ребенок на самом деле не ваш. Дистанция между вами гораздо большая, чем вы можете себе представить Уважение вообще возможно только при довольно большой дистанции между людьми. (Да, дистанция - это плата за демократию.) Одна мама, когда впадала в страшную ярость по отношению к своему, мягко говоря, трудному сыну, чтобы не убить его на месте, как заклинание, шептала про себя: "Это не мой мальчик, это чужой мальчик". Очень помогало. Простите за повтор, но необходимо уважать потребности и интересы ребенка. Ничто так не выводит подростка из себя, как требование выполнить не предусмотренное заранее дело, когда он собрался пойти погулять с друзьями и уже стоит на пороге дома. Мы твердо убеждены, что если бы члены семьи обращались друг с другом с тем же уважением и дипломатичностью, с которым они обращаются со своими друзьями, то большинство семейных проблем исчезло бы.

3. В общении с ребенком придерживайтесь принципа равноценности.

Придти к этому принципу непросто. Он очень легко в нашем сознании подменяется идеей равноправия. О равноправии в семье не может быть и речи. Родители и дети не равны. Дети зависят от родителей, чем они младше, тем больше. Родители отвечают за своих детей и по закону и по совести. У родителей больше возможностей, чем у детей, и поэтому дети должны подчиняться родителям, а родители детям - нет. Но зато родители должны заботиться о детях, а дети о родителях... Сказать однозначно "нет" невозможно. Если родители немощны, больны, то, конечно, общество ожидает, что дети позаботятся о родителях. В то же время есть известная притча о вороне и его сыновьях. Правильный сын не стал обещать своему отцу, что сможет заботиться о нем в старости, потому что понимал, что важнее заботиться в это время о своих детях. Притча про то, что родительство - дорога в одну сторону: родители должны давать, не ожидая отдачи. Получается так: дети подчиняются, родители заботятся о них до тех пор, пока дети не начинают заботиться о себе сами. После этого они могут не подчиняться родителям. Все это про то, что люди не равны, но при этом они одинаково ценные.

Честно говоря, понять идею человеческой равноценности вне религиозной этики сложно. Все люди одинаково ценные, потому что все они Божьи твари, равны перед Богом. Если читателю не близка такая логика, то, возможно, следующее рассуждение покажется ему убедительным. У нас нет никакого способа измерить ценность одного человека по сравнению с ценностью другого. Люди честно пытались это сделать. Чаще всего в качестве критерия берется раса или нация. Люди одной расы лучше, ценнее, чем люди другой расы, люди одной нации превосходят людей другой нации. Бывало и так, что в качестве критерия выступает социальный класс. Рабочие и крестьяне лучше, чем буржуи. Католики лучше гугенотов, и так далее. Этот путь всегда кончается насилием, страданием, кровью, смертью, словом, полной катастрофой. Видимо, разумнее считать, что все люди одинаково ценные, хотя доказать правильность одной или другой идеи невозможно. Как же все эти высокомудрые рассуждения применить к семейной жизни? Очень просто.

Взрослые проявляют уважение к детям тем, что выслушивают их, доброжелательны к ним и дружелюбны, признают их право на свою точку зрения, понимают ее и удерживаются от осуждения. Важно научиться тому, как не соглашаться и не быть при этом грубым, считаться с доводами других и не проявлять неуважения. Часто можно слышать, как дети говорят о своих родителях: "Нет смысла разговаривать с ними (родителями). Что бы я ни говорил, это никогда ничего не меняло" или "Она обращается со мной как с младенцем!"

Следующий логический шаг мало кому нравится, тем не менее, приходится признать, что другой человек, на нас не похожий, нам неприятный, так же ценен, как мы сами. Ребенок, которого мы любили, растили, вкладывали вместе со своими взглядами на жизнь всю душу, вырастает в совершенно чуждого, не понятного нам, но очень ценного человека. Приходится ценить инакость, с интересом относиться к другому способу мыслить, к другому видению мира.

Стоп! Здесь начинаются родительские страхи. Если ребенок совсем другой, и это надо понимать, уважать и с этим считаться, то получается, что я его своим пониманием поощряю. А если его взгляды ведут к преступлениям, болезням, страданиям, тогда что делать? Принцип равноценности не означает родительской всеядности. Ни в коем случае понимание не означает принятия. "Я понимаю, что тебе нравится вместо уроков ходить в кино. Но я категорически запрещаю тебе прогуливать школу, буду проверять тебя вместе с учителями и настаивать на том, чтобы ты училась". "Я понимаю, что тебе очень трудно не курить и не пить пиво, когда все это делают. Мне это не нравится, я запрещаю делать это в моем доме, я буду ссориться с тобой всякий раз, когда буду замечать признаки того, что ты пил и курил".

4. Обращайте внимание на любые достижения вашего ребенка. Он может многое.

Мы уже упоминали в этой статье, как родители невольно подрезают крылья ребенку, ослабляют в нем веру в себя тем, что легко и часто критикуют его попытки хоть что-то сделать самостоятельно или вообще стремятся все делать за него. Этим они сообщают ребенку, что не верят в то, что он может чего-то добиться. Часто это делают те родители, которые считают, что сами немногого добились в жизни, не верят в собственные силы и возможности. Их самих мало хвалили и подбадривали в детстве. Они невольно поступают так же со своим ребенком, потому что не умеют воспитывать иначе. Ожидания должны быть обоснованными, и родители должны быть уверены в том, что ребенок их оправдает.

5. Давайте детям право самим принимать решения.

Важной частью демократической традиции является право на принятие решения, влияющего на нас. Это право может принадлежать широкому кругу людей, от пятилетнего ребенка, решающего, что ему надеть в детский сад, до взрослого, выбирающего, где ему хочется жить или чем зарабатывать на жизнь. Зачастую родители и учителя принимают решения за детей там, где детям самим следовало бы решать за себя.

Поступая так, они не только систематически уменьшают уверенность детей в себе, но также и лишают их возможности научиться самим управлять своей жизнью. Критики утверждают, что у детей для решения проблем не хватает опыта и знаний. Этот аргумент обычно выдвигается для защиты права взрослых. Как понять, в каких сферах жизни ребенок может принимать решения, а в каких нет? Три принципа помогут ответить на этот вопрос.

Нельзя принимать решения за ребенка, если ответственность за родительские решения несет ребенок. Мама настаивает, чтобы дочка оделась так, как нравится маме, перед походом на дискотеку. Дочка подчиняется, а потом на дискотеке терпит насмешки и не пользуется успехом.

Не стоит принимать решения за ребенка в тех случаях, когда последствия неправильных решений, принятых ребенком, незначительны. Допустим, ребенок оделся сам, но некрасиво, хотя и по погоде. Пусть лучше так и идет. Риска простуды нет, а опыт принятия самостоятельных решений есть.

Нельзя принимать решения за ребенка, если родитель не может проконтролировать их исполнение. Допустим, родитель запретил ребенку дружить с кем-нибудь, а ребенок прекрасно общается с этим человеком в школе или на улице, и родитель ничего не может сделать. Это только учит ребенка хитрости и обману.

Очень полезно обсуждать с достаточно взрослыми детьми (лет с семи), какие решения они способны принимать самостоятельно, а какие они хотят предоставить другим. Например, может быть принято совместное решение, что ребенок сам определяет, что ему надеть, когда убирать свою комнату и когда делать уроки. Главное, что должен быть установлен некий час X, к которому работа должна быть завершена. Однако ему бы хотелось оставлять за собой право спросить у родителей совета в каких-то трудных для него учебных вопросах. В разных семьях все это будет выглядеть по-разному, в зависимости от прошлого опыта ребенка. Например, некоторые дети уже к десяти годам определились со своими увлечениями и в состоянии принять решение, в классе с какой специализацией они хотели бы обучатся. Другим нужно больше времени, чтобы разобраться со своими предпочтениями. Но в любом случае следует интересоваться делами ребенка и предоставлять ему несколько вариантов на выбор.

6. Будьте последовательны.

Непоследовательность со стороны родителей и учителей вызывает у детей серьезное раздражение. Ребенок хочет знать границы своей ответственности (то есть знать, где его зона компетентности, а где зона взрослых). Однако по многим причинам (усталость, плохое настроение) родители могут менять свои решения и методы воспитания. Например, то, что вчера было разрешено, сегодня запрещается, или то, что вчера вызывало умиление, сегодня вызывает раздражение. Затем, чувствуя вину за проявленную грубость, родители скатываются во вседозволенность. Дети, чувствуя непоследовательность со стороны родителей, используют это как козырную карту для того, чтобы добиться своего. Как только родители становятся последовательными.дети начинают вести себя гораздо лучше.

Последовательное воспитание требует некоторой работы родителей над собой.

Идеальная картинка такая. Взрослые садятся и решают между собой, что они разрешают, а что запрещают. Приняв решение, они проводят его в жизнь, несмотря на состояние души и тела: даже если поругались между собой, расстроены ситуацией на работе, простужены, стыдятся людей (попробуйте оставить ребенка орать и валяться на полу в магазине: это трудно, в глазах других посетителей вы чуть ли не садист) или по телевизору идет захватывающий сериал. Запретов не должно быть больше трех единовременно. Все, что не запрещено, то разрешено.

Три частых запрета для маленьких детей до трех лет: нельзя падать на землю и орать; нельзя есть куски, подобранные с пола или земли; нельзя бить и кусать других людей. Если дети так делают, взрослые прекращают контакт с ребенком. Это называется "селективное игнорирование". Нежелательные формы поведения ребенка должны последовательно игнорироваться родителями. Понятно, если ребенок схватил что-то неподобающее и засунул в рот, то это надо сначала отобрать, а потом уже игнорировать такое поведение. На нарушения запретов надо обязательно сразу же реагировать. Не заметили нарушение - все воспитание пропало. В остальных случаях - потакание и баловство, смотрение сквозь пальцы и похвала. Научился этому, можно вводить другие запреты, а предыдущие запреты становятся само собой разумеющимися.

Три полезных запрета для подростка: нельзя грубить и дерзить родителям; нельзя нарушать собственные обещания, данные родителям; нельзя захламлять своими вещами не принадлежащую ему территорию в квартире. Санкции за нарушения запретов должны быть ребенку известны и ощутимы. Например, если чадо раскидало свою одежду, тетрадки, учебники за пределами своей комнаты или "собственного" участка комнаты, полезно эти вещи изъять, не говоря худого слова. Конечно, в этих случаях должна быть известна процедура покаяния. Что должен сделать подросток, чтобы заслужить прощение? Если родителям хотелось бы, чтобы ребенок больше помогал по хозяйству, то путь покаяния - убрать квартиру или принести картошки.

Источник: Глава из книги "Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания" под ред. А.Я.Варги2006г

Ошибки родителей в воспитании детей.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

 

Ошибка первая – обещание больше не любить

“Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: “Теперь мамочка больше не будет любить тебя”. Как часто многие из нас произносят эту фразу.

------

Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: “Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю”.

Ошибка вторая – безразличие

“Делай что хочешь, мне все равно”

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

------

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно “настоящее”. И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: “Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета”.

Ошибка третья – слишком много строгости

 

“Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная”

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

------

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем”.

Ошибка четвертая – детей надо баловать

 

“Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам”

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

------

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. “Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу”, – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая – навязанная роль

 

“Мой ребенок – мой лучший друг”

Мнение родителей:

Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

------

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

 

Ошибка шестая – денежная

“Больше денег – лучше воспитание”

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

------

Л







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.