Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание №5. гуманизм и инновации в педагогике. дифференцированный подход в обучении.



«Гуманизм»

Ответ: это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

 

 

«Гуманизация» образования»:

Ответ:

o обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека

o учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании

o отсутствие наказаний

o создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика

 

Таблица

«Индивидуализация обучения» и «дифференциация обучения»
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
Осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамент, способности, склонности и тд) Индивидуальный подход, направлен на гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к КАЖДОМУ ребенку. Дифференцированный подход, направлен на воздействие ГРУПП учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальными качествам.

 

 

«По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике»?

 

Да, потому что... Нет, потому что...

педагогическая диагностика 1. -(от греческого «способность распознавать), процесс постановки диагноза, установление воспитанности, развития и образования учащегося.   психологическая диагностика 1. -наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.   И в педагогической, и в психологической диагностике нужно уметь наблюдать, оценивать и распознавать различные особенности развития у детей.    

Педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста.

 

Возраст Педагогические особенности
Подростки Особенности физического развития подростков. Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности. Рекомендации для педагогов: ž учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков; ž во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков; ž способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений; ž создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы; ž проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся; ž в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены. Особенности психосоциального развития. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований. Рекомендации для педагогов: ž содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных и социоэкономических характеристик; ž создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях; ž обеспечивать возможности для совершенствования речи; ž обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков; ž предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками. Особенности познавательного развития. Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения. Рекомендации для педагогов: ž подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения в отсутствии реальных объектов; ž учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений; ž построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней; ž предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности; ž систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления; ž формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности. Эффективная воспитательная деятельность возможна при следующих условиях: а) Воспитательные задачи должны быть сформулированы в позитивной форме, т. е. включать описания тех форм поведения, других изменений, которые должны быть сформированы (а не носить запретительный, ограничивающий, запугивающий характер); б) Задачи воспитания должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью и интенсивностью работы, возможностями переноса подростком нового положительного в реальное поведение. в) Воспитательные воздействия должны быть разнообразны и в то же время основываться на постоянных требованиях. г) Воспитательные влияния должны учитывать дальнюю и ближайшую перспективу и предусматривать не только конкретные показатели, но и возможности воздействия этих показателей на другие проявления активности. Воспитательная работа предполагает необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества школы с семьей, так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут сформировать у подростков активную общественную позицию, основанную на высоком уровне психологическойкультуры.    
Старшие школьники ž В основных чертах завершается физическое развитие человека. Рекомендации для педагогов: Следует тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям (учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не зрелые заключения учащихся, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов). ž Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения; период самоутверждения, роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Рекомендации для педагогов: Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы (стремление обратить на себя внимание, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными) Необходимо поддерживать интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии.   ž У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность для жизненного успеха в знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Рекомендации для педагогов: В юношеском возрасте не принимается снисхождения в связи с повышением критериев оценок и требований к учителям и взрослым. Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомления с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в социальной профориентационной информации.

Алгоритм индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими и одаренными детьми.

Слабоуспевающие дети

Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.  
Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.  
Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.  
Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.  
Формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися; Расширение образовательных возможностей учащихся; Обеспечение результативности работы учителей со слабоуспевающими учащимися; Разработка учебно-методического обеспечения реализации программы: планов, рекомендаций, дидактического материала;  
Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.  
Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.  

 

 


Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.  
Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками.  
Одаренные дети

 

Воспитание лидерских качеств. Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».  
Выполнять упражнения для развития творческого восприятия. Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.  
Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности. Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.  

 


Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. Развитие потенциала детей. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.  

 

· Для меня главным критерием полезности, жизненности и эффективности любых инноваций в образовании является направленность на благо личности, формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов, радость познания, радость собственного творчества.

Инновации не должны вызывать у детей, педагогов и родителей сильных затруднений и негативных эмоций. Удовлетворенность всех сторон: дети, родители и педагоги должны проявлять интерес, и с радостью принимать любые инновации в образовательной системе.

 

· В законе РФ «Об образовании» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине».

 

По моему мнению, далеко не во всех общеобразовательных учреждениях соблюдается этот закон. К примеру, когда я училась в начальной школе, учитель, чтобы повлиять на шум в классе начинала сильно бить указками по столу и кричать, что лично у меня вызывала огромный страх и головокружение поскольку я болела вегетососудистой дистонией. Не могу назвать этот подход гуманным и способствующим психическому и физическому здоровью детей. Зачастую свободе развития личности детей в школах уделяют мало внимания, большинство учителей не видят или не хотят видеть каких либо индивидуальных способностей и талантов детей. Патриотизм и любовь к Родине также далеко не во всех школах прививают, по моему мнению, в этом аспекте очень важную роль играют как раз учителя истории, потому что именно они рассказывают о войнах, потерях, становлении народа и государства российского.
Для меня примером гуманного образования являются авторские современные школы, основанные на гуманном воспитании.
Также я считаю, для того, чтобы учить детей, нужно самому быть духовной и развитой личностью, к примеру, такие педагоги как Сухомлинский, Макаренко, Корчак и многие другие советские педагоги являются для меня таковыми.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.