Задание №5. гуманизм и инновации в педагогике. дифференцированный подход в обучении.
«Гуманизм»
Ответ: это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.
«Гуманизация» образования»:
Ответ:
o обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека
o учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании
o отсутствие наказаний
o создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика
Таблица
«Индивидуализация обучения» и «дифференциация обучения»
| Общее в этих понятиях
| Различия в этих понятиях
| Осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамент, способности, склонности и тд)
| Индивидуальный подход, направлен на гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к КАЖДОМУ ребенку.
Дифференцированный подход, направлен на воздействие ГРУПП учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальными качествам.
|
«По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике»?
Да, потому что...
| Нет, потому что...
|
педагогическая диагностика
1. -(от греческого «способность распознавать), процесс постановки диагноза, установление воспитанности, развития и образования учащегося.
психологическая диагностика
1. -наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
И в педагогической, и в психологической диагностике нужно уметь наблюдать, оценивать и распознавать различные особенности развития у детей.
|
| Педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста.
Возраст
| Педагогические особенности
| Подростки
| Особенности физического развития подростков.
Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.
Рекомендации для педагогов:
учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков;
во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков;
способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений;
создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;
проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;
в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Особенности психосоциального развития.
У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.
Рекомендации для педагогов:
содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных и социоэкономических характеристик;
создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;
обеспечивать возможности для совершенствования речи;
обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков;
предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.
Особенности познавательного развития.
Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.
Рекомендации для педагогов:
подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения в отсутствии реальных объектов;
учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;
построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;
предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности;
систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления;
формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности.
Эффективная воспитательная деятельность возможна при следующих условиях:
а) Воспитательные задачи должны быть сформулированы в позитивной форме, т. е. включать описания тех форм поведения, других изменений, которые должны быть сформированы (а не носить запретительный, ограничивающий, запугивающий характер);
б) Задачи воспитания должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью и интенсивностью работы, возможностями переноса подростком нового положительного в реальное поведение.
в) Воспитательные воздействия должны быть разнообразны и в то же время основываться на постоянных требованиях.
г) Воспитательные влияния должны учитывать дальнюю и ближайшую перспективу и предусматривать не только конкретные показатели, но и возможности воздействия этих показателей на другие проявления активности. Воспитательная работа предполагает необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества школы с семьей, так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут сформировать у подростков активную общественную позицию, основанную на высоком уровне психологическойкультуры.
| Старшие школьники
| В основных чертах завершается физическое развитие человека.
Рекомендации для педагогов:
Следует тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям (учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не зрелые заключения учащихся, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов).
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения; период самоутверждения, роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.
Рекомендации для педагогов:
Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы (стремление обратить на себя внимание, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными)
Необходимо поддерживать интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии.
У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность для жизненного успеха в знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника.
Рекомендации для педагогов:
В юношеском возрасте не принимается снисхождения в связи с повышением критериев оценок и требований к учителям и взрослым.
Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомления с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в социальной профориентационной информации.
| Алгоритм индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими и одаренными детьми.
Слабоуспевающие дети
Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
| Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.
| Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
| Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.
| Формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися;
Расширение образовательных возможностей учащихся;
Обеспечение результативности работы учителей со слабоуспевающими учащимися;
Разработка учебно-методического обеспечения реализации программы: планов, рекомендаций, дидактического материала;
| Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.
| Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.
|
Выявление индивидуальных особенностей.
Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.
| Найти точку роста.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками.
| Одаренные дети
Воспитание лидерских качеств.
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
| Выполнять упражнения для развития творческого восприятия.
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
| Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности.
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
|
Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Развитие потенциала детей.
Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
|
· Для меня главным критерием полезности, жизненности и эффективности любых инноваций в образовании является направленность на благо личности, формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов, радость познания, радость собственного творчества.
Инновации не должны вызывать у детей, педагогов и родителей сильных затруднений и негативных эмоций. Удовлетворенность всех сторон: дети, родители и педагоги должны проявлять интерес, и с радостью принимать любые инновации в образовательной системе.
· В законе РФ «Об образовании» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине».
По моему мнению, далеко не во всех общеобразовательных учреждениях соблюдается этот закон. К примеру, когда я училась в начальной школе, учитель, чтобы повлиять на шум в классе начинала сильно бить указками по столу и кричать, что лично у меня вызывала огромный страх и головокружение поскольку я болела вегетососудистой дистонией. Не могу назвать этот подход гуманным и способствующим психическому и физическому здоровью детей. Зачастую свободе развития личности детей в школах уделяют мало внимания, большинство учителей не видят или не хотят видеть каких либо индивидуальных способностей и талантов детей. Патриотизм и любовь к Родине также далеко не во всех школах прививают, по моему мнению, в этом аспекте очень важную роль играют как раз учителя истории, потому что именно они рассказывают о войнах, потерях, становлении народа и государства российского. Для меня примером гуманного образования являются авторские современные школы, основанные на гуманном воспитании. Также я считаю, для того, чтобы учить детей, нужно самому быть духовной и развитой личностью, к примеру, такие педагоги как Сухомлинский, Макаренко, Корчак и многие другие советские педагоги являются для меня таковыми.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|