Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста
Раннее детство, по мнению, Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга [2]. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка. Соответственно при формировании интереса к чтению и книге у детей раннего возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости. Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием полноценного развития. У детей, как правило, интерес к книге появляется в возрасте от 5-6 месяцев до года. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться книгами, один и тот же. Однако разрыв между первым знакомством и самостоятельным проявлением интереса к книге может составлять от 5 месяцев до года. Чтобы ответить на вопрос, когда возникает интерес ребенка к книге, надо понять, что книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст. Поначалу (причем очень рано: с 4-7 мес.) книга интересна ребенку именно как предмет, с которым он взаимодействует: мнет, рвет, сосет. Именно это - первые реакции большинства детей на книгу. К году для многих детей книга становится любимой игрушкой. Если родители детей в возрасте от 8 месяцев до 2-2,6 лет указывают, что ребенок может слушать чтение 5-20 минут, то в возрасте от 2,6 до 3 лет это уже, как правило, - час или более. По очередности появления интереса к двум другим составляющим книги - к тексту или иллюстрациям - различаются два типа детей. Первый тип - аудиалы, способны начинать воспринимать художественный текст на слух иногда даже раньше, чем проявлять интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им взрослыми наизусть. Книга постепенно заинтересовывает этих детей - как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации. Второй тип - визуалы - дети, которым для восприятия текста поначалу необходима визуальная, материальная опора - книга. Ребенок - «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребенка. Если ребенок проявляет интерес к книге в возрасте до года, он еще не может быть настоящим «любителем» иллюстраций, так как сначала не может распознать изображение. Исследователи выделяют 3 стадии в развитии восприятия ребенком изображения: 1) ребенок не различает в изображении предмета; 2) отождествляет предмет и изображение; 3) не только связывает предмет с изображением, но и различает их. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после года - года и двух месяцев, и тогда в лексиконе ребенка начинают появляться слова, источником которых являются книги. Годовалому ребенку легче распознать контур, линию, чем цветовые пятна, поэтому книжки с черно- белыми рисунками могут стать для него любимыми. На второй стадии развития происходит только узнавание и называние изолированных предметов. Л.С. Выготский писал об этой стадии: «Первоначально ребенок, если и узнает сходство в рисунке, то принимает рисунок за предмет похожий или такого же рода, как и тот, но не за изображение или символ этого предмета». Н.И. Куприянов считает: то, что один предмет (игрушка или рисунок) может быть символом другого, первоначально не осознается. Неразличение изображения и предмета, т.е. реальности первичной и вторичной, приводит к попыткам детей поймать нарисованную бабочку или схватить нарисованных мышек за хвостики, накормить нарисованного мишку, съесть конфету, изображенную на картинке. На этой стадии для детей актуальны "дидактические" книги - собрание картинок с подписями или без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - это особый вид «чтения», значимый для ребенка раннего возраста. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книжках, насколько "лексикон" книжки соответствует начальному лексикону ребенка. Для формирования интереса к книге в раннем возрасте целесообразно предлагать ребенку тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять. Кроме того, с целью формирования интереса к книге ребенку раннего возраста можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|