Здавалка
Главная | Обратная связь

Основная часть практики

Введение

В период с 6 по 25 июля я проходила практику на предприятии ГБУ ДО РО СДЮСШОР №8, находящееся по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.1-й Конной Армии, д.4Е.

 

Целью производственной практики является закрепление полученных теоретических знаний, и приобретение практического навыка.

 

Задачи педагогической практики по психологии

 

 

1. Знакомство с диагностическими методиками в деятельности психолога в системе образования

2. Овладение навыками психодиагностики:

диагностика психологических особенностей малой группы;

диагностика личностных особенностей;

профдиагностика.

 

Содержание практики

 

 

Проведение психологического анализа группы:

«Психологический климат коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

 

Проведение диагностики личности:

Методика «САН», Методика «Преобладающий тип нервной системы» (Белов А.),

 

Проведение блока профдиагностического исследования личности:

Методика «Мотивация в профессиональной деятельности» (Шейн Э.), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.).

 

Основная часть практики

 

1.Методика «Психологический климат коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

 

Для проведения данного исследования в качестве испытуемых была выбрана группа девочек 2002 года рождения, в составе которой находятся 12 человек.

 

Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция: Испытуемым предлагается три вопроса:

1.Всегда ли Ваших одногруппников волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

2.Всегда ли Ваши одногруппники оказывают помощь друг другу в учебе?

3.Все ли Ваши одногруппники ответственно относятся к своему делу, учебе?

 

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените, по пятибалльной системе».

Всегда волнует – 5

Чаще волнует – 4

Волнует в половине случаев – 3

Чаще не волнует – 2

Совсем не волнует – 1

 

Обработка и интерпретация результатов:

 

Вычисляется средний балл группы:

(А + Б + В)

Х =3 х П

где А, Б, В - бальные оценки по вопросам; П – число испытуемых.

Критерии оценки

Х > 4, 5 баллов - показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

3,3 < Х < 4,5, - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

Х < 3,2 – показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.

Результаты

У большинства опрашиваемых преобладали результаты в промежутке 3,3-4,5, что является средним показателем психологического климата.

 

Общие рекомендации по повышению психологически-благоприятного климата:

1.Разговор с тренером группы о полученных результатах.

2.Проведение общего собрания группы для ознакомления с результатами и выяснения мнения самих испытуемых.

3.Совместно со специалистами психолого-педагогической службы и тренером группы разработать часы общения и мероприятия по сплочению группы.

4.Диагностика личности

 

2. Методика «Преобладающий тип нервной системы» (Белов А.)

 

Данная методика направлена на диагностирование личности и выявление преобладающего типа темперамента.

 

Инструкция к тесту

 

Испытуемым предлагается внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак (+), если считают, что это свойство им присуще, и знак (–) – если оно у них отсутствует. В сомнительных случаях не ставится ничего.

 

Тестовый материал

 

Первая часть

1.Неусидчивость, суетливость.

2.Невыдержанность, вспыльчивость.

3.Нетерпеливость

4.Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5.Решительность и инициативность.

6.Упрямство.

7.Находчивость в споре.

8.Неритмичность в работе.

9.Склонность к риску.

10.Незлопамятность, необидчивость.

11.Быстрота и страстность речи.

12.Неуравновешенность и склонность к горячности.

13.Нетерпимость к недостаткам.

14.Агрессивность забияки.

15.Выразительность мимики.

16.Способность быстро действовать и решать.

17.Неустанное стремление к новому.

18.Обладание резкими, порывистыми движениями.

19.Настойчивость в достижении поставленной цели.

20.Склонность к резкой смене настроения.

 

Вторая часть

1.Жизнерадостность.

2.Энергичность и деловитость.

3.Недоведение начатого дела до конца.

4.Склонность переоценивать себя.

5.Способность быстро схватывать новое.

6.Неустойчивость в интересах и склонностях.

7.Легкое переживание неудачи и неприятностей.

8.Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

9.Увлеченность любым делом.

10.Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

11.Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

12.Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13.Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

14.Выносливость и работоспособность.

15.Громкая, быстрая, отчетливая речь.

16.Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17.Обладание всегда добрым настроением.

18.Быстрое засыпание и пробуждение.

19.Частая несобранность, поспешность в решениях.

20.Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

 

Третья часть

1.Спокойствие и хладнокровие.

2.Последовательность и обстоятельность в делах.

3.Осторожность и рассудительность.

4.Умение ждать.

5.Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

6.Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7.Сдержанность и терпеливость.

8.Доведение начатого дела до конца.

9.Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

10.Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11.Легкое сдерживание порывов.

12.Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13.Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

14.Постоянство в своих отношениях и интересах.

15.Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

16.Ровность в отношении со всеми.

17.Аккуратность и порядок во всем.

18.Трудное приспособление к новой обстановке.

19.Обладание выдержкой.

20.Постепенное схождение с новыми людьми.

 

Четвертая часть

1.Стеснительность и застенчивость.

2.Растерянность в новой обстановке.

3.Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

4.Неверие в свои силы.

5.Легкое перенесение одиночества.

6.Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

7.Склонность уходить в себя.

8.Быстрая утомляемость.

9.Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10.Невольное приспособление к характеру собеседника.

 

Обработка результатов теста

 

Подсчитать количество плюсов по каждой части отдельно.

 

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

 

Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

 

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где

X (холерический), С (сангвинистический), Ф (флегматичный), М (меланхоличный) – типы темперамента;

A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.

 

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий.

Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

Если результат 20–29%, то средне выражены.

При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.

 

Результаты

 

Данную методику предлагалось пройти девочкам-гандболисткам 2002 года рождения. Преобладающим типом темперамента у большинства опрашиваемых был сангвинистический и флегматический типы нервной системы.

3. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.)

 

Методика направлена на выявление у испытуемых уровня мотивации на успех, а также их направленность на успех или неудачу. Была предложена для прохождения игрокам 2002 года рождения.

 

Инструкция.

Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

 

Тестовый материал

 

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.

12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели , как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

 

Ключ к опроснику

«ДА»: 1,2,3.6,8,10, 11, 12, 14,16, 18, 19,20.

«НЕТ»: 4,5,7,9,13,15,17.

 

Обработка результатов

 

За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

 

Результаты

 

У испытуемых заметна общая тенденция к мотивации на успех, лишь у нескольких была обнаружена негативная мотивация на неудачу.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Х отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

4.Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (Шейн Э.)

 

Данная методика была предложена команде игроков 2000 года рождения с целью выявления их ориентации на определенные мотивационные аспекты, такие как:

Мобильность (степень важности межличностных отношений),

Профессиональная компетентность (направленность быть лучшим в своем деле) ,

Стабильность (важность постоянства),

Независимость,

Служение (склонность подчиняться),

Вызов (ориентация на победу, жажда выигрыша и всегда быть первым),

Ориентация на разные стили жизни (или подвижность),

Предпринимательство (желание создать что-то свое).

 

Инструкция

 

Опросник выявляет предпочтения испытуемых в выборе профессионального пути и построении карьеры. Необходимо ответить на 41 вопрос по 10-бальной шкале, где

1 балл – «совершенно неважно», 10 баллов – «исключительно важно» (от 1 до 21 вопроса), 1 балл – «совершенно не согласен», 10 баллов – «полностью согласен» (от 22 до 41 вопроса).

 

Тестовый материал

 

1. Строить свою карьеру в пределах конкретной сферы.

2. Осуществлять наблюдение, влияние и контроль над людьми на всех уровнях.

3. Иметь возможность делать всё по-своему и не быть стеснённым правилами какой-либо организации.

4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищённостью.

5. Употребить своё умение общаться на пользу людям, помогать другим.

6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.

7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были взаимно уравновешены.

8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.

9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.

10. Быть первым руководителем в организации.

11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.

12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.

13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.

14. Соревноваться и побеждать других.

15. Строить карьеру, которая позволит мне продолжать следовать моему образу жизни.

16. Создать новое коммерческое предприятие.

17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.

18. Занять высокую руководящую должность.

19. Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.

20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.

21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли.

23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.

24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело.

25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.

26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.

27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.

28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности.

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.

30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.

31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится.

32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.

33. Я бы скорее ушёл из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.

34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.

35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.

36. Я предпочёл бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.

37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.

38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечён в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.

39. Выбрать и поддерживать определённый образ жизни важнее, чем добиться успеха в карьере.

40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

 

Обработка результатов

Ведется подсчет баллов

1-й столбец (кроме вопроса 41) — профессиональная компетентность (пункты 1, 9, 17, 25, 33)

2-й столбец — менеджмент (пункты 2, 10, 18, 26, 34)

3-й столбец — автономия (пункты 3, 11, 19, 27, 35)

4-й столбец — вопросы 4, 12, 36 — стабильность места работы— вопросы 20, 28 и вопрос 41 — стабильность места жительства

5-й столбец — служение (пункты 5, 13, 21, 29, 37)

6-й столбец — вызов (пункты 6, 14, 22, 30, 38)

7-й столбец — интеграция стилей жизни (пункты 7, 15, 23, 31, 39)

8-й столбец — предпринимательство (пункты 8, 16, 24, 32, 40)

Результаты

Результаты по этой методике показали различные варианты преобладания той или иной сферы мотивации.

Однако общей тенденцией стала практически у всех, за исключением двух испытуемых, склонность к подчинению, стремлению совершать добрые поступки и совершенствовать этот мир (сфера «служение»).

 

Так же у многих по результатам данной методики была выявлена ориентация на достижение успеха, где мотивация к победе была выше среднего. Лишь у нескольких она была ниже среднего показателя.

 

5.Методика САН

 

Была предложена игрокам 2002 года рождения, с целью определения у них оценки самочувствия, активности и настроения.

 

Инструкция методики САН.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Испытуемый должен в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает его состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

 

Тестовый материал

 

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомленный
Бодрый Вялый
Соображать трудно Соображать легко
Рассеянный Внимательный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

 

Обработка данных методики САН.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

 

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

 

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

 

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

 

Результаты

 

По данной методике у большинства испытуемых наблюдалось благоприятное состояние по всем категориям. Неблагоприятного состояния не было выявлено ни у кого, лишь у нескольких испытуемых были обнаружены низкие показатели отдельных категорий.

 

Заключение:

 

Практику я проходила в ГБУ ДО РО СДЮСШОР №8 с 6 по 25 июля 2015 года. За этот период времени я приобрела необходимые навыки индивидуальной и групповой диагностики.

 

Проводила тестовые методики по диагностике игроков в команде, помогала в их подготовке и проведении, а так же в обработке полученных данных.

 

После обработки диагностических бланков принимала участие в профконсультировании игроков. Стренером-психологом давала общие рекомендации, советовала, помимо учебы, активно заниматься общественной жизнью, спортом, самообразованием.

 

В ходе текущей практики закрепила полученные ранее знания по психодиагностике.


 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.