Здавалка
Главная | Обратная связь

Пищевые зависимости



К этому виду аддикций относятся такие психические расстройства как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи).
Пищевая зависимость - это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.

 

3. Характеристика алкогольной и наркотической зависимости, общее и особенное.

Больные, как првило даже не догадываются, что больны и страдают зависимостью. Уровень их критичности снижен и они думают, что если захотят, могут бросить в любой момент, однако это не так. Конечно же, среда «обитания», круг общения, привычки, традиции все это так же влияет наформирование наркотической зависимости, но мы поговорим о том, что происходит в организме. Поскольку психоактивные вещества способны решить проблемы, и люди после их приема чувствуют улучшение то это, и является причиной, почему многие не хотят лечиться от наркотической зависимости. Алкоголизм и наркомания это очень страшные заболевания, так как для них характерно:

1. Алкоголь и наркотики влияют на головной мозг, вызывая развитие алкогольной и наркотической зависимости! Это является главным звеном заболевания.

2. Алкоголь и наркотики очень сильно влияют на органы человека и организм в целом. О токсическом действии этих веществ известно еще с древности, они влияют на: мозг, печень, почки, сердце, поджелудочную железу, желудок и др. органы, приводя постепенно эти органы в негодность.

3. Алкоголь и наркотики влияют на потомство. Ученые уже давно доказали, что от родителей алкоголиков высок риск рождения детей, которые в будущем станут алкоголиками или появятся изменения в их поведении (агрессивность, психопатии, возбудимость, депрессии и т.п.). Употребление алкоголя во время беременности ведет к развитию алкогольного синдрома плода с умственной или физической отсталостью. При употреблении наркотиков во время беременности ведет к рождению ребенка с синдромом наркотической зависимости.

4.Психологические теории аддиктивного поведения.

Транзактный анализ(Э. Берн) рассматривает зависимость от алкоголя и наркотиков как вариант Игры (Алкоголик), в которую человек может играть всю жизнь. Он не боится потерять здоровье, так как это как раз то, чего он нередко и добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». У наркоманов и алкоголиков, по мнению Э.Берна, отчетливо проявляется материнское влияние. Таким людям необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему, т.е. зависимость от наркотических веществ, по сути, является другой стороной зависимости от матери. Усвоенный зависимый способ поведения (семейный сценарий), скорее всего, будет проявляться и в дальнейшей семейной жизни этого человека.

Гуманистический психоанализ.Центральным понятием в теории Э. Фромма является «отчужденность»; по его мнению, оно порождает тревогу, стыд и чувство вины. Быть отчужденным значит быть беспомощным, не владеть собственной жизнью и не влиять на ход событий. Самая глубинная человеческая потребность, по мнению Э. Фромма, это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества. Один из путей достижения этой цели – всевозможные оргиастические состояния, которые могут принимать форму аутогенного экстаза, иногда с помощью наркотических средств.

В современных культурах, которым не свойственны оргии, это приобретает форму алкоголизации и наркотизации. Внешний мир исчезает, а вместе с ним исчезает состояние отчужденности. Однако, если в первом случае решение социально запрограммированно, современные индивиды страдают от чувства вины и угрызений совести. Стараясь избежать отчуждения в забытьи опьянения, индивид ощущает одиночество еще сильнее, когда оргиастическое переживание проходит, и он вынужден вновь прибегать к этим средствам все чаще и интенсивнее.

Теория психосоциального развития.Эрик Эриксон говорит о существовании определенных психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Личностное развитие протекает всю жизнь. Отрицательный или положительный полюс кризиса может быть изменен ходом дальнейшей жизни. Недостатки всех предшествующих стадий развития манифестируются в подростковом возрасте во время кризиса идентификации личности или путаницы ролей (12-18 лет).

Подростки пытаются создавать свою субкультуру, они озабочены тем, что их мнение не совпадает с мнением других людей, в поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, некоторые подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы.

Интеракционистский подход(Шибутани) представляет поведение человека в виде социальной матрицы из пяти функциональных единиц: действие, значение, роль, личность, группа. Как человек воспринимает свое окружение зависит от значений, которые имеют для личности различные объекты, дающие человеку удовлетворение. Чтобы избежать фрустрации в ситуации «блокады» потребностей, мышление выбирает подходящий образ для завершения действия, и затем возникает вторичное приспособление. В этой потребностной цепочке объектом может выступить психоактивное вещество, что приводит к фиксации данной модели поведения.

В.Франкл обращается к проблеме смысла жизни, которая особенно обострена в подростковом возрасте. Молодые люди демонстрируют свою взрослость тем, что ставят под сомнение смысл жизни. Подростку нужно найти смысл жизни, найти, а не взять. «Смысл должен быть найден, он не может быть создан», - пишет Франкл. На основе данных наблюдения за узниками концлагерей, он сделал вывод, что наибольшие шансы выжить были у тех, кто направлен в будущее. Человек без «внутреннего стержня» легче попадает в зависимость. Состояние опьянения – это состояние условного удовлетворения, так как истинная радость не может быть самоцелью.

С точки зрения сравнительно нового направления психологии и психотерапии -онтопсихологии(А. Менегетти), которое является синтезом психоанализа 3.Фрейда и А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга и гуманистической психологии А.Маслоу, Р.Мэя и К.Роджерса - индивид обращается к наркотикам тогда, когда он психологически уже является наркоманом. Наркотики являются следствием, а не причиной. Молодой человек должен знать и чувствовать свою необходимость и полезность как личность. Взрослому же молодой человек нужен для укрепления общества, к которому взрослый уже принадлежит. По сути, молодой человек способен решать проблемы лишь в той мере, в какой его научили взрослые. А.Менегетти пишет, что наиболее эффективное и единственное решение, ведущее к победе, состоит в «притворном приспособлении к системе при одновременном и постоянном самосовершенствовании, беспрерывном движении вперед» [20], т.е. в принятии ценностей, норм и общественных правил, при этом имея возможность реализации в рамках указанных социумом границ собственной внутренней сущности. Однако, большинство взрослых считает себя образцом для своих детей и используют их для компенсации своей личной незавершенности, формируя зависимую форму отношений.

Психоанализ. З.Фрейд описывал структуру личности через три основные инстанции: Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego входят в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности. Длительную зависимость ребенка от родителей определяет «Сверх Я», которое выполняет функции самонаблюдения, совести и идеала. В области психоанализа изучение Я началось с раскрытия и описания защитных механизмов (A.Freud, 1946), например, интеллектуализация в качестве защитного механизма в подростковом возрасте выступает против собственных инстинктивных влечений личности. Согласно психоаналитикам, личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития [22]. Человек под действием наркотического вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая таким образом, решения существующих конфликтов.

В индивидуальной психологии (А.Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели для всех людей, которая выстраивает жизненный план, Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их можно лишь вследствие высокой степени самосознания или на стадии невроза, благодаря индивидуально-психологическому подходу врача [32].

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действительности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. через схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает достижение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.Преодолеть успешно чувство неполноценности возможно при развитии чувства общности. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группу проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков, наркоманов. Эта группа рассматривается, как обладающая «частной логикой», люди не могут справиться со своими проблемами и получать удовольствие от социального общения, потому что в детстве у них сформировался план, в основе которого лежит защитная функция. Этот план согласован и препятствует личностным изменениям, так как представляет единую форму адаптации, которую человек сумел для себя создать.

5. Игровая аддикция: кибераддикция, гэмблинг.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

· времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;

· вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;

· невозможность отвлечься от компьютерной игры;

· употребление пищи за компьютером;

· изоляция от социальных контактов и общества в целом;

· агорафобия;

· деперсонализация;

· игнорирование личной гигиены;

· употребление психостимуляторов;

· общение на темы исключительно игровой тематики;

· отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;

· состояние эйфории при игровом процессе;

· вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

· сухость глаз;

· бледность кожных покровов, анемия;

· боли в спине, искривления позвоночника;

· головные боли;

· бессонница;

· истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);

· ускорение обмена веществ;

· учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

· потеря ощущения времени;

· постоянное ощущение новизны;

· искаженное восприятие своего Я;

· изменение сознания;

· антисоциальный характер;

· ощущение виртуального могущества;

· изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

6. Представления о сексуальной и любовной аддикции.

Любовная аддикция. Чувство любви или влюбленность – это замечательное чувство. Ощущение такое, как будто радость наполнена каждой клеточкой твоего организма, сердце поет, а человек чувствует себя максимально целостно, возникает желание жить, творить, общаться, всему радоваться. Но бывает и так, когда ощущения человека необъяснимые. Заболевший твердит о том, что сошел с ума, говорит постоянно об объекте своей любви, требует от объекта страсти проводить с ним максимальное количество времени, постоянно звонит и вызывающе раздражается, не получив общения; злостно реагирует на появление новых знакомых у возлюбленного; тотально контролирует и навязывает свои правила общения. Люди не знают, как быть. Им кажется, что лучше прекратить отношения, но после расставания их тянет с новой силой к друг другу, они встречаются и снова страдают. Если вы понимаете, что вам сложно пребывать в таких отношениях и вас не покидает чувство страдания, разочарования, то у вас именно любовная аддикция. Этому состоянию психологи уделяют внимание последние десятилетия. Любовная аддикция – любовная зависимость или склонность, выражающаяся в болезненном пристрастии к своему объекту любви или привязанности. Психологи, а также психиатры относят любовную аддикцию к такому виду аддикции отношений, которые чрезмерно фиксируются на другом человеке. Для таких отношений характерно болезненное пристрастие к объекту, выражающееся в любви, привязанности и страсти. От такой страсти страдает как обожатель, так и предмет обожания, причем гораздо в большей степени. Над кем берет вверх любовная аддикция? Чаще попадают в нее люди с низкой самооценкой, у которых возникают сложности с правильным восприятием себя, а также позитивным к себе отношением. С детства такие люди сталкиваются с трудностями в установке личностных границ общения и им очень сложно выделить собственные рамки в отношениях. Такие люди начинают контролировать других и причем их контроль навязчив, тревожен и связан с неуверенностью в себе. На возникновение любовной аддикции влияют слова родителей, излишняя гиперопека в детстве. Для взрослого человека в будущем это скажется на неспособности и страхе расстаться с человеком, с которым ему, действительно, психологически очень сложно морально. По этой причине родители должны поддерживать своих детей и говорить только хорошее, давать позитивные установки и дарить безусловную любовь. От любовной аддикции страдают как мужчины, так и женщины. Нельзя выделить кто больше. Все зависит от личности. Такие отношения, где вступает любовный аддикт, называют соаддиктивными. Эти отношения наполнены сильными эмоциями. Эмоции несут как позитивную, так и негативную окраску. Соаддиктивные отношения способны возникнуть между женщиной и мужчиной, между ребенком и родителем, а также между человеком и реально социальной личностью (привязанность к актеру) или из виртуального мира (чат, форум, интернет), с которым не было личных контактов.

Особенностями любовной аддикции зависимости являются такие моменты:

• большое количество времени любовный аддикт уделяет своей страсти и привязанность настолько сильна, что дается положительная оценка объекту страсти,

• становится заметно, что любовный аддикт отодвинул на задний план работу, близких, увлечения,

• любовный аддикт пребывает во власти нереальных переживаний, а также положительных ожиданий в свою сторону от другого человека,

• такого плана нереальные ожидания зачастую не дают заболевшему реально оценить обстановку, он не реагирует на замечания своего избранника по поводу ненужной идеализации своего образа, и это напротив еще более вызывает стремление наделить объект страсти фантастическими качествами,

• любовный аддикт забывает про себя, о своих вне любовных отношениях, обязанностях, здоровье,

• переживание страха, покинутости – самая сильная специфическая эмоция для любовного аддикта

7. Пищевая аддикция: алиментарная аддикция, нервная анорексия, булемия.

Анорексия (букв.: затрудненный, ограниченный прием пищи) начинается в большинстве случаев в пубертатном илй юношеском возрасте (сюда относится пубертатное стремление к голоданию) и медленно развивается с исхуданием и остальными симптомами (см. ниже). При этом встречаются эпизоды волчьего-голода с прожорливостью, что называется булимией (букв.: волчий аппетит). С другой стороны, булимия может наблюдаться самостоятельно, однако тогда в анамнезе нередки периоды нервной анорексии. Если нервная анорексия и булимия сочетаются между собой, тогда говорят о нервной булимии или булимиче-ской форме анорексии. Еще не выяснено, идет ли здесь речь об одной или двух болезнях.

Нозология. Анорексию и булимию трудно ввести в систематику психических заболеваний. Они произрастают из условий развития неврозов, но по симптоматике ближе к психосоматическим заболеваниям, чем к неврозам. К тому же они имеют много общего с наркоманиями. К ожирению они относятся постольку, поскольку толстые люди хотя бы в своих мечтах должны быть булимичными. Нозологические связи простираются и в сторону депрессий (на это указывал еще Фрейд с психодинамических позиций), поскольку у аноректичных и булимичных больных можно обнаружить депрессивные эпизоды. Очень неблагоприятно протекающие анорексии могут напоминать психозы (см. ниже).

Частота. Анорексия, известная уже добрых сто лет, в последние десятилетия стала встречаться чаще. Болезнь обычно развивается между препубертатным периодом и серединой третьего десятилетия жизни. Она встречается у девочек и женщин значительно чаще, чем у мужчин (у последних — около 6 %). Булимия, которая как самостоятельное заболевание впервые была выделена в 60-е годы, в среднем начинается позже. У мужчин это заболевание не столь редкое (около 15 %). Точных цифр частоты и встречаемости нет.

Симптоматика. Больные анорексией снижают питание до минимума. Как на причины этого они указывают на отвращение к пище, невыносимое чувство переполнения и нежелание быть толстым. Многие едят /только тайно и много пьют вместо еды. Таким образом, ведущий симптом — «искажающая, отвергающая и непримиримая установка в отношении пищи» (Местер). Все, что связано с приемом пищи, проблематично и становится предметом объяснений.

8. Близость и взаимообусловленность различных видов аддиктивного поведения.

9. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения – оперантное обусловливание, система подкрепления и ее активация.

Выражение аддиктивной установки проявляется тем, что эмоциональное отношение к объекту аддикции становится сверхценным, т.е. человеку важно, чтобы всегда был запас наркотика, сигарет. При этом преобладают разговоры и мысли об объекте, и зависимый начинает оправдывать аддикцию банальными фразами типа «курят все», «алкоголь снимает стресс» и т.п. При этом может формироваться магическое мышление, выражающееся в виде фантазий о своем могуществе или всемогуществе наркотического вещества, а также «мышление по желанию», снижающее критичность по поводу негативных последствий аддиктивного поведения и окружения, как то – «все под контролем», «наркоманы – хорошие люди» и т.п.

В мыслях зависимого лишь способы как реализовать аддиктивные стремления, а о каких-то моральных принципах не идет и речи - все это, а также интересы и отношения уже не имеют никакого значения, и на первое место выходит лишь желание о «слиянии» с объектом. И очень часто спутником зависимого поведения становится ложь. При этом существенно снижается критичность к своему поведению и к себе, защитно-агрессивное поведение может усиливаться и происходит социальная соцадаптация. Люди со здоровой психикой автоматически могут приспособиться к каким-либо требования обычной жизни, но кризисные ситуации, при этом, переносят нелегко, потому стараются кризисов избегать. Аддиктивных же личностей тяготит и раздражает размеренный образ жизни, кризисные же ситуации непредсказуемы, рискованны, чем и привлекают их, придают уверенность, самоуважение, ощущение чувства превосходства. Жажда острых ощущений присуща зависимым людям и побуждает их к риску.

Больше всего рискуют заиметь аддиктивные привычки люди, имеющие низкую переносимость психологически дискомфортных состояний, которые могут возникать в повседневной жизни. А аддиктивное поведение помогает уйти от этой реальности, создав иллюзию решения проблемы. При этом защитные проекционные механизмы могут идентифицировать проблему с чем угодно – с неудачным браком, проблемами на работе, но никак не с аддиктивным поведением.

Одной из особенностей аддиктивного поведения может быть легкий переход от одной аддикции к другой, сохраняя при этом аддиктивные механизмы. И переход, как правило, происходит незаметно и может восприниматься как выздоровление, к примеру замена алкоголизма на «работоголизм».

10. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Социальная стоимость аддикций.

Под биологическими факторами подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству.

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться.

Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник -- социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.

Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей.

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания.

Неполная семья.

Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.

Аморальная семья.

Криминогенная семья.

К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни.

Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.