Здавалка
Главная | Обратная связь

Демократизация издательской деятельности в России



Принятие Закона «О печати и других средствах массовой информации» произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:«Ст. 1. Свобода печатиПечать и другие средства массовой информации в СССР свободны.Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.Цензура массовой информации не допускается» .Значение этих слов трудно переоценить, поскольку вся сфера массовой информации, даже в пору перестройки, настолько сжилась с тем фактом, что цензура существует как зло неизбежное и ничего с этим сделать нельзя, что потребовался определенный срок «привыкания» к новым нормам и правилам. С другой стороны, были предпосылки закона: тот же выпуск несанкционированных «самиздатовских» книг, изданий за счет автора, газет, не входящих в обойму утвержденного официоза, серий типа «Популярной библиотеки» издательства «Книжная палата», публицистики типа сборника «Иного не дано» издательства «Прогресс» и т.д. Одним словом, общество уже не могло дальше нормально функционировать, не имея законодательной базы для эффективного развития средств массовой информации. Сегодня отчетливо видны определенные недоработки не только правового, но и вербального характера, которыми страдал текст закона. Кажется странным, что закон, посвященный проблемам печати, почти не содержал в себе норм, регулирующих книгоиздательскую деятельность. И, тем не менее, этот правовой акт, просуществовавший всего 1,5 года и утративший свою силу как Закон СССР вместе с распадом Союза, не утратил своего значения и до сих пор рассматривается в качестве поворотного пункта во всей истории российского книгоиздательского дела, со времен первопечатников и до наших дней.

Закон «О печати и других средствах массовой информации», разработанный молодыми юристами Юрием Батуриным (впоследствии помощником Президента РФ), Михаилом Федотовым (впоследствии министром печати и информации РФ) и Владимиром Энтиным, содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации .Bo-первых, уже указанное провозглашение свободы печати и отмену цензуры. В стране, где цензура господствовала столетиями, эта норма была беспрецедентной.Второй момент, в которой было записано: «Право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным .Такого расширительного толкования состава потенциальных учредителей страна не знала со времен НЭПа. Наиболее сильное впечатление производило упоминание об отдельных гражданах в качестве возможных учредителей СМИ, да еще с чрезвычайно низким возрастным цензом.И, наконец, третье обстоятельство, которое поднимало Закон в глазах тех, кто ожидал перемен: деятельность в области печати и средств массовой информации отныне будет носить не разрешительный, а регистрационный характер. В статье 8 устанавливалось, что «редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после регистрации соответствующего средства массовой информации», далее определялся порядок регистрации, а также назывались те случаи, когда распространение информации допускалось без регистрации (речь шла об органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, учебных и научных учреждениях и т.д.). В тексте Закона не было ни одного пункта, предусматривавшего случаи, когда учредителю средств массовой информации нужно было бы получать у кого-либо разрешение на его функционирование.

9.Эволюция ИД с конца 19 века до 80-ых 20 века В конце 19 века – начала 20 века – 180 000 изданий.1900 год – 163 000 наименований в мире (рост в 10 раз). Происходит автоматизация печатного производства, до н. 19 в. печатали вручную. В 1812 году была изобретена первая печатная машинка (Кениг и Бауэр) – патент продали англичанам. Газета Times стала выполнять суточную норму за час, чем разорили конкурентов в подаче материала.1912 год – в Женеве состоялся мировой съезд библиографов, более точно определил количество изданных книг в мире до н. 20 века Болеслав Ивильский.До сер. 20 века медленное развитие книгоиздания. Развитие началось в 50е годы 20 в. – научно-технический прогресс, появления компьютерных технологий.

Сер. 20 в. – 230 000 наименований.Сейчас около 1 500 000 названий книг.Конец 19 в. – образование изд-ой сис-мы в России. Появилось много новых имен. Появление предпринимательства во всех сфкрах, в том числе и издательском деле.В дореволюционной России:.А.С. Суворин – полит. деятель, издатель нового типа. Выходец из бедной семьи. Становится издателем газеты в С-Пб "Новое время". Жесткого закона о печати в России никогда не было, но была суровая цензура. Все книжное дело подчинялось Полицейскому министерству (управление по делам печати). Со времён И.В. Грозного (эпоха книгопечатания) всегда было организовано тщательное наблюдение. После появление "Апостола" (1564 г.) – эпоха книгопечатания переходит в двойной контроль со стороны гос-ва и церкви.

Суворин стал выпускать книги библиотекам (сериями).

1-ая библиотека – "Дешевая библиотека" – для увеличения спроса. Главное то, что Суворин создал название "контрагентство".Для развития капитализма в России нужен был транспорт à строительство ж/д. Суворин добился разрешения у Витте (минфин) открыть на каждой ж/д станции киоски с его продукцией. "Контрагентство Суворин и Ко" – Суворин решил просветить людей культурно (культурная акция). Крестьяне после отмены крепостного права пополняли ряды читателей в городе.

2-ая библиотека Суворина – "Дешевая научная библиотека". Выпустил к 100 юбилею Пушкина – его 10-ти томник.Суворину эта газета помогла организовать эффективное издательское производство, благодаря этому, у него появился первоначальный капитал.2.А.Ф. Маркс – первым делом открыл журнал "Нива. Журнал для домашнего чтения", тиражом 500 тыс. экземпляров. Для увеличения подписки журнала стал присылать календари, открытки в журнале (бесплатное приложение) + книги (Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, собрания сочинений).3.И.Д. Сытин – газета "Русское Слово".Путь к книжному предпринимательству – активное использование журнальных изданий для накопления капитала на издательское производство.4.Столыпин – хотел перестроить Россию на американский лад, народ хотел пересилить в Сибирь.Для этого он издал (в изд. доме Сытина) книгу (для крестьян), чтобы люди научились жить как американцы и научились вести хозяйство в Сибири.Усилиями этих людей, к рубежу 19-20вв. Россия (которая вступала в эпоху книгопечатания на 100 лет позже, чем вся Европа) выпускала около 30 тыс. названий книг, тиражом 100 млн. экземпляров и занимала 2-ое место в мире после Германии, и значительно опережали Англию, Францию и США. Завершен первый этап становления книжного дела в России.

10.Создание крупных акционерных компаний в книгоиздании как показатель развития капиталистического развития в этой отрасли накануне Первой Мировой войны(Суворин,Маркс,Сытин,Вольф) Оживление книжного дела под влиянием открывшихся экономических возможностей и изменившихся социальных условий заставило предпринимателей искать коллективные формы организации своей деятельности.В пореформенной России существовало два вида капиталистических объединений: торговые дома (товарищества полные и товарищества на вере), участие в которых в качестве учредителя влекло за собой полную ответственность по делам фирмы, и акционерные компании (паевые товарищества), члены которых несли ограниченную ответственность, в зависимости от вклада в основной капитал предприятия.С конца 80-х годов акционерные компании стали преобладающей формой предприятий в промышленности России. Тем не менее удельный вес акционерных предприятий книжного дела был незначителен.Товарищества на паях были преобладающей формой организации предприятий в книжном деле. Многие из них сохранили "семейный" характер, и проникновение посторонних лиц в такого рода товарищество было затруднено.Первая акционерная компания в области книжного дела была создана в 1858 г. Это был торговый дом "С.Д. Струговщиков, Г.Д. Похитонов, Н.И. Водов и Ко". Цель фирмы - издание общедоступных сочинений по разным отраслям "естествоведения" и чтение лекций в этом же направлении. В 1860 г. фирма была преобразована в паевое товарищество, которое получило название "Общественная пользаКачественные изменения в отечественном книжном деле, а именно усовершенствование типографского производства, становление крупных частных издательств, их специализация, рост литературных сил, расширение издательского репертуара, привлечение новых слоев .покупателей привели к существенным переменам во внешнем облике книги. Конец 80-х - начало 90-х годов были отмечены значительным ростом

типографского дела в России. В 1891 году в столице империи насчитывалось

149 типографий, в 1895 году - уже 185. Основную массу книг выпускали на

книжный рынок страны крупнейшие универсальные издательства в главе с М.О.

Вольфом, А.С. Сувориным, А.Ф. Марксом, И.Д. Сытиным.

Одним из новых буржуазных издателей 60-х годов был Маврикий

Осипович Вольф (1825-1883). «первый русский

книжный миллионер». Книжный магазин Вольфа располагал обширным ассортиментом

отечественной и зарубежной литературы. Вольф старался быть в курсе всех

новых веяний - в науке, литературе, искусстве. Особенно внимательно

присматривался он к тому, что читает буржуазная публика, что пользуется

спросом, а затем приступал к изданию книг.Издательство Вольфа было универсальным. Он старался печатать всё,

что могло принести коммерческий успех, на что был спрос.Идя навстречу интересам передовой русской интеллигенции 60-х - 70-

х годов, Вольф выпустил немало книг по философии, истории, социологии. Широко издавал М.О. Вольф художественную литературу. Еще:

«Библиотека знаменитых писателей»,выпуск детских книг - «подарочных»

Изданий. В целом издательская деятельность М.О. Вольфа носила либерально-

буржуазный характер, была адресована «средним слоям», читателям из

интеллигентской буржуазной и дворянской среды. Его издания по общественным

и естественным наукам представляли и более широкий интерес, пользовались

спросом прогрессивных читателей, продвинутой молодежи

.Особое место в развитии отечественной прессы и печати принадлежитАлексею Сергеевичу Суворину. В 1876 году Суворин покупает газету «Новое

время». Он повёл газету в либеральном духе, что обеспечило участие в ней

талантливых литераторов, учёных. Газета приобрела известность, тираж её

увеличился, она стала приносить Суворину доходы. Своё газетное предприятие

он ставит на широкую ногу, ориентируясь на западных буржуазных газетных

предпринимателей.Ещё до того, как было куплено «Новое время», Суворин «пробовал»

себя в издании книг. В 1872 году он составил и выпустил в свет «Русский

календарь». К началу XX века Суворин отпечатал более тысячи книг универсальной

тематики. Несмотря на крайне правые консервативные политические взгляды, он

раскрыл широкую дорогу всем талантливым людям, даже тем, мировоззрение

которых не всегда разделял. Продолжительное время он оказывал поддержку

А.П. Чехову изданием его произведений, финансировал поездку писателя на

Сахалин.А.С. Суворин широко меценатствовал, основал театр, издавал журнал

«Исторический вестник», популяризовал две серии малообъёмных книг «Детская

библиотека» и «Новая библиотека», выпускал справочные ежегодники «Вся

Россия», «Вся Москва», «Весь Петербург». Кроме типографий, Суворин имел

несколько книжных магазинов, обладал исключительным правом продажи печатных

произведений на железных дорогах.

«Издательство - один из важнейших очагов культуры и просвещения. И на

издателей следует смотреть как на просветителей народа, ибо им обязаны

своим появлением многие сочинения. В то же время издатель - это коммерсант.

Издательское дело - это обыкновенное производство,

такое же, как любое другое».

Эти слова очень полно характеризуют трудовую жизнь Ивана Дмитриевича

Сытина. Примерно с 1868 года Сытин приобщается к книжной торговле, заводит

тесные связи с распространителями книг в народе. В 1876 году он открыл свою

литографию и стал печатать лубочные картинки. С работы этой мастерской

ведётся отсчёт времени рождения фирмы «И.Д. Сытин и K°». турецкой войны на Балканах Сытин стал издавать карты военных действий и

батальные картины.Сытинское книгоиздательское товарищество стремилось

расширить круг читателей и покупателей, выпуская дешевые, хорошо

иллюстрированные книги, брошюры, лубки, календари, альбомы и другую

продукцию.В 80-е годы Сытин становится крупнейшим в России издателем Лубочной

народной книги. С 1884 года Сытин реализует продукцию культурно-просветительского

издательства «Посредник», организованного при участии Льва Толстого.

В 1887 году издательство Сытина выпустило свой первый учебник для

школы - «Букварь» А.А.Брайковского. Большую часть сытинских изданий составляли книги с иллюстрациями.

Художественному оформлению книг Иван Дмитриевич всегда уделял особое

внимание.Сытин издавал также научные книги и с середины 90-х годов - учебники

по всем отраслям знаний. Издания Сытина стоили дёшево, что способствовало

их широкому распространению, особенно в крестьянской среде.Проводил грамотную кадровую политику. Деятельность Сытина оставила заметный след в русской культуре.

Современники высоко оценили его работу, выпустив в 1916 году юбилейный

сборник «Полвека для книги», содержащий отзывы выдающихся писателей,

учёных, деятелей культуры о Сытине

.Маркс .родился Адольф Федорович в Германии в семье фабриканта. В 1859 г. по приглашению Битепажа переехал в Россию ( до этого работал приказчиком в известной книжной торговле Гиршвальда). Работал у М. О. Вольфа, а в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала для семейного чтения – «Нива»,подписаться на который была масса желающих. По всей широте программы журнала. Включающей исторические очерки, биографии знаменитых людей, описание путешествий, стран и городов, популярные статьи по науке и искусству, медицинские советы. А в 1879 г. он с разрешения Министерства внутренних дел начал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» – картины, портреты, календари и т.д. Тираж журнала достиг невиданной цифры – 250 тыс. экз., и Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и успешно конкурировал с другими издательствами. Издавал журнал «Парижские моды» в приложении печатался литературный материал, календари и плакаты.В числе наиболее известных изданий фирмы – выпущенные в качестве приложений собрания сочинений В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. С. Лескоа, А. П. Чехова и др. Он доводит ставки гонораров до 1000р. У него печатаются лучшие авторы: Майков, Фет, Полоцкий, он печатает повести Гнедича, «Гутаперчивый мальчик» Григоровича. Он впервые напечатал «Воскресенье» Толстого. Умер он в 1904г. Его жена продала его бизнес Сытину за миллион рублей. У Маркса было крупнейшее универсальное изд-во в России, «Нива»-наиболее поп. ж-л.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.