Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод и программа исследования



Когда перед исследователем стоит задача изучить несколько относительно небольших текстов, их содержание, структуру, контекст, логику и форму изложения материала, особенности стилистики и другие параметры, он вполне может опираться на традиционные методы чисто качественного логического анализа. Но что делать, если таких текстов 50, 100... 1000? Привычных методов уже недостаточно, они начинают “сбоить”, поскольку человеческое сознание не в состоянии охватить такое количество информации, удержать его в фокусе внимания, продуктивно переработать. В таких случаях обращаются к иным способам исследования, в частности, применяют метод контент-анализа текстов, использованный и в данной работе*.
Сущность метода заключается в том, что качественную, смысловую информацию специальным образом переводят в количественную форму. Это происходит во время так называемой кодировки текста на основе специально разработанной программы контент-анализа. Центральным понятием здесь является термин “категория анализа”, которую (с некоторым неизбежным упрощением) можно обозначить как определенный смысловой ракурс анализа текста, специфический “угол зрения” на него. Чем сложнее программа анализа, чем большее число категорий и подкатегорий она включает, тем более детально и углубленно, с разных точек зрения анализируются изучаемые материалы.
На следующем этапе работы числовую, количественную информацию подвергают статистической обработке, позволяющей выявить и надежно и достоверно зафиксировать ранее скрытые взаимосвязи и отношения. Затем производится обратный переход: результаты количественной обработки переводятся в смысловую форму и полученные статистические закономерности соответствующим образом анализируются и интерпретируются.
Достоинством метода контент-анализа является также высокая воспроизводимость результатов работы. Для того, чтобы перепроверить полученные данные, достаточно провести повторное исследование на том же материале, используя первоначальную либо модифицированную схему анализа, и сопоставить результаты. Повторное исследование может провести любой автор, владеющий данным методом.
В соответствии с целью настоящей работы авторами была разработана оригинальная, довольно сложная программа контент-анализа, включавшая элементы психологического и юридического анализа публикаций СМИ. Как уже сказано, все изученные публикации были разделены на две части. Те из них, в которых судебная тематика не являлась ведущей, доминирующей, а лишь кратко упоминалась в том или ином контексте без каких-либо оценочных характеристик, анализировалась по сокращенной программе. Такого рода публикации в дальнейшем изложении называются упоминаниями (УП).
Публикации, полностью посвященные судебной тематике, либо те, в которых она занимает достаточно большое место (как минимум два-три абзаца текста) и имеет собственное смысловое содержание, изучались по полной программе. Подобные публикации далее именуются единицами анализа (ЕА). Она включала семь категорий анализа: I — общие и справочные сведения о публикации; II — характеристика судебных органов, упоминаемых в публикации; III — общие сведения о судебном деле; IV — характеристики судебного процесса и судебных решений; V — особенности взаимодействия судебной власти и СМИ по материалам публикаций (“дела” СМИ); VI - характеристика судьи и его деятельности; VII — характеристика деятельности судов и судебной системы в целом. Эти категории в свою очередь разделялись на 55 более дробных элементов — подкатегорий, на основе которых непосредственно и производилась кодировка текста.
По соображениям экономии текста и его общедоступности технологические тонкости работы, имеющие научно-профессиональный интерес, в частности программы контент-анализа, соответствующие классификаторы категорий и подкатегорий, здесь не приводятся. Некоторые ключевые моменты процедуры исследования изложены ниже при обсуждении полученных результатов.
Разработанная программа контент-анализа прошла апробацию и экспертную оценку, по результатам которых в нее были внесены некоторые изменения. В качестве экспертов выступали ведущие специалисты, в области контент-анализа, хорошо знакомые с изучаемой проблематикой.

* См., например: Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г.: Контент-анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1992; Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1977.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.