Здавалка
Главная | Обратная связь

Распределение негативных оценок деятельности судов и судебной системы в целом



 

Бюрократизм, волокита, неповоротливость 33 (26 %)
Преобладание обвинительного уклона 3 (2 %)
Преобладание оправдательного уклона 10 (8 %)
Недоступность правосудия для граждан 10 (8 %)
“Неприкасаемость” судей, превращение их в касту, недоступную критике 12 (10 %)
Закрытость судебной системы для общества и СМИ, нежелание судей предоставлять информацию о своей деятельности, влиять на формирование адекватного общественного мнения 2 (2 %)
Зависимость судей от других ветвей государственной власти, политических структур, ангажированность судебных решений, политиканство судей 12 (10 %)
Коррумпированность судей 4 (3 %)
Низкая квалификация большинства судебных кадров 4 (3 %)
Иные негативные оценки 37 (29 %)
Всего 127 (100 %)

Наиболее распространенной в СМИ была критика судебной системы за ее чрезмерную бюрократизацию, неповоротливость судебной машины (26 % случаев). Авторы статей приводили примеры судебных процессов, тянущихся много лет (“Сколько лет длиться тяжбе” — “Берег” от 27 июня; “Капля камень точит, а инженер Мазанов - бюрократов” - “Труд” от 22 мая и другие материалы).
Судебная (и следственная) волокита характерны и для уголовных дел. Так, нередко случается, что лица, совершившие незначительные правонарушения, годами томятся в следственных изоляторах, дожидаясь приговора суда. А по окончании судебного процесса их выпускают на свободу, поскольку они уже “отсидели” весь срок, назначенный судом, а некоторые даже “хватили лишку”. Вот лишь один пример такой ситуации.
“Иной раз подследственные ждут “судного дня” годами. Как-то в “Крестах” ко мне обратился заключенный Котляров, — рассказывает журналисту прокурор Санкт-Петербурга В. Еременко. — Он пожаловался, что уже два года содержится в переполненной камере, куда попал за угон автомашины, и за все это время его ни разу в суд не вызывали. Пришлось обратиться в суд Калининского района Петербурга. Дело было рассмотрено, и Котлярова освободили из-под стражи как отбывшего наказание” (“В ожидании судного дня” — “Труд” от 10 апреля).
Судебная волокита — одна из основных причин падения доверия граждан к правосудию, нежелания в судебном порядке отстаивать свои права. Следствием забюрократизованности судопроизводства выступает недоступность правосудия для людей, в том числе и для нуждающихся в нем. Этот негативный момент отмечался в 10 публикациях (8 % случаев).
Другие отрицательные оценки судебной системы встречались в публикациях относительно редко. Так, в 10 % случаев авторы статей сетовали на “неприкасаемость” судей, огражденных особым статусом, сравнимым со статусом дипломата, превращение их в касту, недоступную критике. Столько же раз в СМИ отмечалась зависимость судей, судебной системы от других ветвей государственной власти, различных политических структур, и, как следствие этого, несправедливость выносимых решений.
Критика судов за преобладание оправдательного уклона встречалась в публикациях значительно чаще, чем упреки в уклоне обвинительном (соотношение 10:3). Оправдательный уклон приписывался, главным образом, суду с участием присяжных заседателей. Впрочем и судебная статистика свидетельствует о том, что оправдательные вердикты суд присяжных выносит значительно чаще, чем суд в “традиционном” составе (“Присяжные оправдывают каждого пятого” — “Коммерсантъ-Daily” от 4 июня).
Возвращаясь к теме взаимодействия судебной власти и масс-медиа, необходимо подчеркнуть, что авторов публикаций практически не волновала закрытость судебной системы от общества, нежелание судей конструктивно сотрудничать с СМИ, активно влиять на формирование адекватного общественного мнения о своей деятельности (зафиксированы лишь две негативные оценки). Что это означает: эта проблема вообще не стоит, как говорится, “в повестке дня”, поскольку такое взаимодействие прекрасно отлажено, или же она не интересует публикаторов? Совершенно обратную картину рисуют по этому поводу данные мониторинга и результаты опроса журналистов. Этот парадокс заслуживает специального рассмотрения.
В исследовании также фиксировалось, насколько аргументированы критические замечания, высказанные на страницах газет в адрес судебной системы. Были получены следующие данные.
В целом никак не аргументированы 12 % негативных оценок деятельности судов и судебной системы. 48 % оценок были аргументированы рационально: логическими выкладками и рассуждениями, конкретными примерами, статистическими данными и др. Помимо рациональных доводов аргументы публикаторов, выдвинутые ими в защиту своих положений, апеллировали и к эмоциям читателей. Такого рода аргументы встречались в 40 % случаев.
При кодировке публикаций зачастую бывало очень сложно отделить рациональные аргументы от эмоциональных: они переплетались, логические конструкции соседствовали с яркими эпитетами, образными метафорами, гневными филиппиками и др. Поэтому указанное разделение в какой-то мере условно, а полученные данные, возможно, несколько менее точны, чем в других случаях. Тем не менее, общие тенденции в аргументации даваемых оценок отражены вполне достоверно.
В заключение данного раздела следует кратко остановиться на положительных оценках, высказанных на страницах СМИ в адрес судебной системы. Кратко потому, что таких оценок было очень немного — лишь в 14 публикациях. (Правда, сам этот факт заслуживает пристального внимания). Содержательно многие положительные оценки сводились к констатации того факта, что несмотря на многочисленные проблемы, недостатки, “узкие места”, резко меняющиеся и во многом неблагоприятные внешние условия деятельности российская судебная машина продолжает работать, в основном справляясь со стоящими перед ней задачами.
В целом же изученные материалы прессы образуют малоутешительную картину, которая отражает функционирование российской судебной власти “на переломе”, в процессе развития судебной реформы и становления правового государства.
Выяснив наиболее общие проблемы судебной власти, освещаемые в прессе, далее остановимся на том, о каких же судебных органах идет речь в опубликованных материалах. Общее распределение публикаций по названным в них ветвям судебной власти представлено в таблице 8.

Таблица 8







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.