Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность и характеристика инновационной деятельности предприятий



План:

1. Сущность и содержание инновационной деятельности предприятий

2. Характеристика инноваций в системе экономических отношений

3. Изменение общих подходов к осуществлению инновационной деятельности предприятий

4. Инновационная экономика. Основные индикаторы инновационной экономики.

Осуществление результативной инновационной деятельности для предприятий является в современных условиях залогом их выживания, дает возможность роста и обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества.

Во-первых, под термином «инновация» некоторые авторы понимают объекты внедрения, рассматривая инновацию как идею, практику или продукт, воспринимаемые как новые; другие же – процесс, приводящий к появлению нового: «инновация - это генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг». В этой связи следует разделять, учитывая мнение отечественных и зарубежных ученых, два понятия: инновация и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новый продукт, идея или практика) и нововведению как процессу.

Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их следующим образом.

 

«Эта концепция (инновации) включает пять случаев:

(1) Создание нового товара, с которым потребители ещё не знакомы, или нового качества товара.

(2) Создание нового метода производства, ещё не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

(3) Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

(4) Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

(5) Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции».

 

Необходимо отметить, что многие авторы идентифицируют понятия «нововведение» и «инновация». Это распространено как в отечественной («В общем виде термин «инновация» можно расшифровать как «нововведение», т.е. введение нового») так и в зарубежной литературе, где инновация является синонимом нововведения и новшества и может быть использована наряду с ними. В то же время между этими понятиями существует различие. Нововведение чаще всего рассматривается как объект внедрения на предприятии новой продукции, техники, технологии, методов управления. Инновация же воспринимается как целенаправленная деятельность предприятия по формированию, восприятию, реализации и последующему распространению новшества. Таким образом, по нашему мнению, нововведение может являться элементом инновации, но не ее аналогом.

Во-вторых, неоднозначен ответ на вопрос, что именно следует считать инновацией. Должна ли инновация быть абсолютно новой, единственной, первой в истории человечества? Или же инноватором является тот, кто продвинулся относительно дальше других людей из своего профессионального окружения, тот, кто первым внедрил в своей профессиональной сфере новшество, которое уже известно и применяется в других областях деятельности? Не является ли инноватором тот, кто открыл и внедрил нечто для себя абсолютно новое, однако же давно известное для окружающих?

В-третьих, необходимо определить, что именно может считаться инновацией для конкретного предприятия.

Что касается предприятий, то инновации представляют собой, чаще всего, качественно новые изделия или технологии, впервые внедряемые на предприятии. Такое толкование инновации позволяет предприятию самому определять для себя, какие именно изменения технологических процессов считаются инновацией. Подобная трактовка инноваций с позиций производства, должна также учитывать положение дел в отрасли. Под инновацией при этом понимают изделия и технологии, впервые вводимые в однородной группе конкурентов. В этом случае инноватором будет считаться участник однородного рынка, опередивший на шаг своих конкурентов вследствие внедрения новшества. То, что действительно является инновацией подтверждается таковой лишь впоследствии, когда новая идея «поселилась» в теории и практике и получила всеобщее признание.

 

Необходимость осуществления инновационной деятельности предприятиями теоретически доказана и подтверждена не только учеными, но и международными организациями.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет понятие инновации как новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху. Канадское статистическое управление рассматривает инновацию как трансформацию идеи в новый или улучшенный продукт или процесс, пользующийся спросом на рынке. Американские специалисты придерживаются сходной точки зрения по вопросу определения инноваций и характеризуют их как всю сметную систему, с помощью которой идея или изобретение в первый раз превращаются в коммерческую реальность.

Инновация - успешное внедрение продукта или услуг на рынок или в экономику.

Инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных продуктов и к коммерческому использованию новых и улучшенных производственных процессов и оборудования.

 

2. Основные характеристики инновации

 

Немецкий специалист Ф.Хаберленд считает, что инновация охватывает научно-технические, технологические, экономические и организационные изменения, происходящие в процессе воспроизводства.

Ее основными характеристиками, по мнению Хаберленда, являются качественная новизна изделий, способов производства и технологий по сравнению с предыдущими, темп реализации, динамика цикла нововведения, экономическая эффективность, социальные последствия.

Необходимость столь широкой трактовки понятия инновации обусловлена тем, что оно является отправной точкой при принятии стратегических решений предприятия, определяет его возможности победы в конкурентной борьбе, перспективы долгосрочного роста.

Различные инновации имеют разную степень важности для предприятия, ставят перед ним конкретные проблемы, требуют соответствующей квалификации персонала и методов оценки. Поэтому характеристика видов инноваций позволяет осуществлять дифференцированный подход к ним с точки зрения различных субъектов инновационной деятельности.

В зависимости от предметного содержания внедряемых инноваций различают следующие их виды:

продуктовые, ориентированные на производство и использование новых (улучшенных) продуктов в сфере производства (средств производства) или в сфере потребления;

технологические, представляющие собой новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов;

управленческие, заключающиеся во внедрении новых методов работы аппарата управления предприятием.

По уровню своего воздействия на окружающую среду различают инновации:

радикальные, открывающие принципиально новые практические средства и возможности удовлетворения потребностей;

модифицирующие, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств удовлетворения потребностей.

 

 

 


Каждый новый продукт можно рассматривать либо с точки зрения наличия в нем новых технических решений, либо – наличия рыночной новизны. Под рыночной новизной продукта понимается «его способность либо удовлетворить совершенно новую потребность покупателей, либо вывести на новую степень удовлетворения известной потребности, либо существенно расширить круг потребителей, способных приобрести товар, удовлетворяющий уже на достигнутом уровне известную потребность».

Опыт показывает, что продукт, обладающий рыночной новизной, обеспечивает в среднем норму прибыли на 28% выше по сравнению с традиционным продуктом.

Таким образом, двумя важнейшими характеристиками инноваций являются ее новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта тесно связаны, причем научно-техническая новизна инновации приобретает значение только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос.

Еще одной важнейшей характеристикой инновации является ее целенаправленность – четкая ориентация на конечный результат. Следует отметить, что во многих определениях инноваций конкретизация конечной цели их внедрения или осуществления инновационного процесса вообще отсутствует. Многие авторы в качестве конечной цели инновационного процесса указывают создание, внедрение и/или использование новых изделий, технологий, форм организации. Так, например, Й. Шумпетер трактует инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых промышленных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В некоторых формулировках в качестве конечного результата (цели) инновационной деятельности указывается получение какого-либо эффекта (экономического, технического, социального, экологического). Например, Фатхутдинов Р.А. определяет инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического эффекта» и т.д.

Таким образом, принимая во внимание многообразие видов инноваций, а также возможных конечных результатов инновационной деятельности, основную цель внедрения инноваций можно сформулировать как удовлетворение конкретных потребностей потребителя, собственного производства, рынка и т.д. Только четкая направленность на конкретную потребность может обеспечить на практике успешное воплощение новшества в востребованный продукт (услугу), в конечном итоге позволяющем новатору получить различного рода эффект (экономический, социальный, экологический и т.д.).

Важной характеристикой инновации является скорость изменений, которая должна отличать инновацию от различного рода усовершенствования или модификации. Именно «резкий скачок вместо поступательного движения» и является отличительной чертой инновации. Поэтому далеко не всегда процесс создания, например, новой техники или технологии, является инновационным.

Следовательно, основными отличительными характеристиками инновации являются ее (рис. 1.1)

 
 

 

 


Рисунок 1.1 Основные отличительные характеристики инновации

Чем крупнее и значительнее инновация, тем меньшее значение имеют рыночные факторы в ее появлении. Для зарождения и разработки наиболее радикальных нововведений гораздо более важными являются научно-технические стимулы. Более того, радикальные нововведения сами создают новые рынки сбыта и рыночный спрос. Однако чем радикальнее нововведение, тем выше риск коммерческого провала.

В последние десятилетия наметилась тенденция перемещения центра тяжести с технической новизны на новизну рыночную. До недавнего времени конструктор или технолог, работая в лаборатории, оставались изолированными от потребителя. Особенно ярко это проявлялось в случае радикально новых технических и технологических решений, когда разработчик был не в состоянии оценить коммерческий потенциал новой техники или технологии и их способность удовлетворять запросы потребителя. Схема инновационного процесса, имеющего продуктовую ориентацию, представлена на рис.1.2.

 

Вход Преобразование Выход

Материалы Продукция

 

 

Знания

 

Рис. 1.2. Инновационный процесс, ориентированный на продукт.

 

Таким образом, научные исследования и разработки все больше ориентируются на потребности рынка. Процесс создания нового продукта и/или новой технологии начинается с изучения рынка, выявления его возможностей, прогнозирования будущих потребностей. Затем определяются характеристики инноваций, удовлетворяющих настоящим и будущим потребностям.

Научно-техническое нововведение – результат сложных взаимодействий (рис. 1.4). На его успешное завершение влияет огромное количество внутренних и внешних факторов. Например, среди причин отказа от проектов, работа над которыми была прервана на стадии разработок, самыми распространенными являются внешние факторы:

непривлекательно маленький рынок;

неопределенность относительно покупателей;

низкий уровень конкурентоспособности;

неопределенность в отношении поставщиков;

устаревание новшества.

К внутриорганизационным факторам относятся нехватка ресурсов для проведения маркетинговых исследований или эксперимента, отсутствие производственных мощностей или опыта, неудовлетворительные связи со смежными предприятиями, быстрый рост затрат на научные исследования, недостаток ресурсов для проведения опытно-конструкторских работ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.