Здавалка
Главная | Обратная связь

Почему дети берут чужое?

Трудное поведение ребенка: причины и пути помощи

Трудное поведение ребенка – это такое поведение, которое истощает родителей, так как они не знают причин. Они думают:

1) ребенок не нормален

2) или ребенок все это делает назло

Родителей истощает социальный прессинг.

Трудное поведение может появиться в таких семьях, где родители к этому не готовы. И специалистов, готовых работать с такими детьми не так уж много. Система дисциплинарных мер в большой степени не является эффективной. Про таких детей родители говорят «он плохо себя ведет» и предлагают «давайте его накажем». Родителям кажется, что их ребенок «недобитый»

Почему дети берут чужое?

Я старательно избегаю слова «воровство». Родители обычно приходят, доведенные до крайности и заявляют«Мой ребенок – вор». Следовательно, родители ощущают свою неуспешность. Это очень травмирующая ситуация.

Давайте разберемся в терминах. После того как родители расскажут о ситуации, потребуют предпринять ряд мер, я предлагаю им разобраться в терминах.

Что такое воровство? – это юридический термин: это умышленное присвоение чужого имущества в целях его использования. Если мы считаем, что ребенок ворует, значит, ребенок должен все понимать: что такое имущество, присвоение и т.д. Если ребенок этого не понимает, следовательно, нельзя говорить о воровстве.

Если родители с этим соглашаются, тогда работать легче. Лекарства от этого нет, а корректировать это поведение долго. Одна из основных задач в работе со случаями коррекции такого поведения– включение родителей в зону смыслового поля и включение их в нашу систему координат для того, чтобы родители захотели помочь своему ребенку, а не наказать его в очередной раз.

13 причин детского воровства:

1. это самая распространенная причина. Пример с девочкой (украшения у подруги матери). Полевое поведение – ситуативное, ребенок не может устоять перед соблазном в силу возраста, а не от безнравственности. В норме к 6-7 годам у ребенка формируется зона социальной приемлемости. На фоне школьного стресса в 1 классе ребенок может снова вернуться к воровству, т.к. наблюдается регресс поведения. Об этом надо говорить родителям.

особые дети – дети с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы. Человек, который не чувствует свое тело, дети, у которых в детстве не было эмоционального контакта со взрослыми, плохо дифференцируют свои эмоции – эти дети не умеют управлять своими поступками. Такие дети не понимают, какая рука у него движется, плохо ориентируются в пространстве, не понимают свои чувства и чувства окружающих, следовательно, они не могут управлять своими поступками.

Когда в работе с ними добиваешься осмысленности поведения, у них уходит полевое поведение. Как опознать полевое поведение:

· ребенок берет что попало, потом забывает (пример Дима – фонарик – «какой фонарик?»)

· дети этими вещами не дорожат

Основное правило для семей с ребенком с полевым поведением:

1) не провоцировать ребенка. Некоторые родители тяжело воспринимают это – «я привыкла держать свою сумку открытой». Следует тщательно прослеживать появление любой вещи в семье (откуда, от кого эта вещь).

2) не наказывать, т.к. у ребенка не сформирована нравственная сфера. Поэтому система наказаний бесполезна

 

2. ребенок не имеет представлений о чужой собственности, «мое-чужое», у него нет границ (особенно для детей из учреждений – может одеть куртку чужую, или дети из асоциальных семей). Следовательно, необходимо формировать представление о чужом. Для этого у него должно быть что-то свое: пространство, кровать, стол, ложка, чашка и др. Следовательно, формировать представления о личных ценностях. Таким детям на пользу структурированные семьи со строгим порядком. Родители иногда возмущаются «Мы что, должны жадину растить? Он же должен делиться». Прежде чем делиться, ребенок должен что-то иметь. Родители должны ценить личное пространство ребенка, его время, тогда ребенок будет ценить самого себя, а затем ценить личные вещи других людей. Пример родителей: если требуют от ребенка, чтобы он стучался в комнату для родителей, следовательно, надо стучаться и в комнату ребенка

 

3. коллекционирование. Дети любят заводить какие-то сокровища – «секретики». Можно предложить ребенку ящик, коробку, чемодан и пусть хранит там свои сокровища. За этой коробкой следить, чтобы там не портились скоропортящиеся продукты. Этот период обычно краткосрочный.

 

4. придание статуса, особенно в детском коллективе. Ребенок хочет привлечь на свою сторону больше сверстников. Это характерно и для взрослых: квартира, дача, машина и др. Ребенок не видит другой возможности приобрести статус, поэтому берет вещи из дома и приносит в школу. Здесь работа нужна серьезная с ребенком в плане:

· поведенческой коррекции

· коррекции навыков общения

Здесь уже хорошо работает «закон естественных последствий», т.е. система семейных наказаний. Что-то произошло, следовательно, будут последствия (не поедем в отпуск, не пойдем в кино и пр.)

5. Демонстративное поведение, т.е. ребенок начинает воровать, т.к. родители на это бурно реагируют. Ребенок привлекает внимание родителей только таким путем – это попытка получить «эмоциональный душ». Это может случиться в рациональных семьях с очень сдержанными мамами и детьми-кинестетиками. Пример: мальчик нашел слабое место своей правильной мамы – на данную ситуацию мама очень бурно реагировала без всяких социально-приемлемых вещей.

Здесь надо корректировать родительско-детские отношения. Бесполезно работать только с ребенком. Если родители будут эмоционально подкреплять эти выходки, «подпрыгивать»,то ребенок будет повторять эти попытки. Если будет применяться только система наказаний, то никаких изменений не произойдет.

Смех – это подкорка, это не от головы. Здесь бесполезно работать только с ребенком. Слова дети здесь не слышат. Всегда говорим родителям – вкладывайтесь эмоционально в похвалу

6. Когда ребенок не находит понимания со стороны родителей. Подростку важно иметь айфон и он украл деньги и купил его себе. Здесь важно формирование семейных ценностей, следовательно, надо работать над доверительными отношениями. Что важно и не важно в жизни, как привлечь внимание к себе по-другому, а не только айфоном. Также полезно подключать ребенка к обсуждению семейного бюджета: собирать чеки, записывать в тетрадку и пр. Встречаются дети, которые обвиняют приемных родителей в том, что деньги не тратятся именно на него. Не надо обесценивать потребность ребенка в данный момент.

 

7. ценности группы – на «слабо», или обряд инициации. Если выясняется, что ребенок попал в такую группу, следовательно, надо разговаривать с ним. Лучше заранее знакомиться с друзьями ребенка, дружить семьями, приглашать домой и пр. Если вы не хотите, чтобы ребенок попал в плохую кампанию, то надо вкладываться в друзей заранее, когда ребенок еще маленький

 

8. желание получить сильные ощущения – всплеск адреналина. Ребенок крадет специально, но не с целью завладеть вещью, а с целью получения острых ощущений. Средство – поменять среду. Дать возможность получить адреналин другим способом. Пример: мальчик организовал младших братьев украл из дома 50000 руб и в школе украл 7 телефонов. Стояла угроза возврата - отец говорил «Я не Макаренко». Отправили на лето в поход на байдарках, вернулся другим человеком. Мама сейчас говорит «Это наш человек», «хорошо, что не вернули»

 

9. Криминальное поведение («опыт соблазна»). Здесь очень тяжелая работа, часто приходится менять место жительства. Необходимо формировать общие семейные ценности, доверительные отношения.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.