Большое и сильное принадлежит низшему. Мягкое и слабое принадлежит вершине.
Лао-цзы говорит, что если ты хочешь принадлежать вершине, будь нежным и слабым. Будь таким слабым и нежным, таким мягким, как трава, не сильным, как большие деревья. Лао-цзы глубоко интересуют все вещи, которые бесполезны. Он говорит, что быть бесполезным значит быть защищенным. Быть полезным опасно, потому что, если ты полезен, кто-то тебя использует, тебя будут эксплуатировать. Если ты силен, тебя заставят быть частью армии. Лао-цзы пришел со своими учениками в одну деревню. Он увидел человека с горбом. Он сказал ученикам: — Пойдите к этому горбуну и спросите, как он себя чувствует, потому что я слышал, что в этом городе случилась беда. Король заставил всех молодых и сильных мужчин уйти в армию. Они пришли к горбуну и спросили его. Горбун сказал: — Я счастлив! Благодаря моей спине меня не забрали. Я бесполезен. Именно это меня спасло. Ученики вернулись и сообщили об этом. Лао-цзы им сказал: — Теперь помните. Будьте бесполезными. Иначе вы станете горючим в войне. Однажды, идя по лесу, они подошли к большому дереву, и тысячи воловьих упряжек стояли в его тени. Весь лес срубили, работали тысячи плотников. Лао-цзы сказал: — Спросите, что случилось — почему не срубили это большое дерево? Ученики пошли и спросили. Плотник сказал: — Это дерево абсолютно бесполезно. Его ветви не прямы, из них нельзя сделать мебель — и если его жечь, оно дает столько дыма, что его нельзя использовать как дрова. И листья его так горьки, что даже животные не хотят их есть. Оно бесполезно. Именно поэтому мы его не срубили. Лао-цзы рассмеялся и сказал ученикам: — Будьте как это дерево, бесполезными. Тогда никто вас не срубит. И посмотрите на это дерево, каким оно стало большим, просто оставаясь бесполезным! На жизнь можно смотреть двумя способами. Ты можешь смотреть на нее с точки зрения полезности; одно можно использовать для чего-то другого — тогда жизнь становится средством, и нужно достичь какой-то цели. Или жизнь можно принимать как наслаждение, не как полезность, и тогда это мгновение — все; нет никакой цели, никакой пользы. На днях я читал стихотворение. Одна строка глубоко поразила меня. В этой строке говорится: «Стихотворение должно не значить, оно должно быть». Это замечательно. Жизнь должна не значить, жизнь должна быть! Сама по себе цель, никуда не идущая... наслаждаясь здесь и сейчас, празднуя. Лишь тогда ты можешь быть мягким. Пытаясь быть полезным, ты станешь жестким. Пытаясь чего-то достичь, ты станешь жестким. Пытаясь бороться, ты станешь жестким. Сдайся. Будь мягким и нежным. И позволь потоку жизни нести тебя, куда бы он ни двигался. Позволь цели целого быть и твоей целью. Не ищи никакой личной цели. Просто будь частью, и случится бесконечная красота и изящество. Попытайся почувствовать, что я говорю. Это не вопрос понимания, это не вопрос интеллектуальных способностей. Почувствуй, что я говорю. Впитай, что я говорю. Пусть это будет с тобой. Позволь этому глубоко утвердиться в твоем существе: жизнь не должна значить, жизнь должна быть. И тогда, внезапно, ты мягкий. Вся жесткость уходит, исчезает, плавится. Ребенок открывается заново; ты снова стал ребенком, и снова доступны эти прозрачные глаза детства. Ты можешь смотреть, и теперь зелень совершенно другая. Песни птиц совершенно другие. Теперь у целого совершенно другое значение. У него нет смысла, у него есть значение. Смысл связан с полезностью, значение — с радостью. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|