Здавалка
Главная | Обратная связь

Участие частного капитала в развитии отрасли



Ликвидация монополии государства на ритуальное обслуживание повсеместно сопровождается активным

проникновением частного капитала в сферу ритуально-похоронных услуг. Большинство вновь созданных предприятий ритуально-похоронного комплекса являются частными.

Можно с уверенностью сказать, что переход к рыночным условиям благоприятно сказался на развитии отрасли. Существенно расширился ассортимент услуг, исчез дефицит на предметы ритуального назначения. Предприятия очень чутко реагируют на запросы потребителей, им предлагаются все новые и новые услуги, предметы ритуального назначения, новые формы и методы обслуживания.

Резкая дифференциация потребителей по уровню доходов, а соответственно и по уровню запросов на услуги сказалась и на ассортименте предлагаемых услуг и предметов ритуального назначения. Достаточно сказать, что минимальная цена гроба составляет 800-900 рублей, а максимальная превышает 200 тыс. рублей. Аналогичные примеры можно привести по венкам, катафалкам и т.д. Все это многообразие предлагают ритуальные организации повсеместно: в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах и даже сельских районах. В период централизованной плановой экономики о таком широком спектре услуг и предметов ритуального назначения не было даже и речи.

Лидерами продаж были памятники из металла и бетона

Частные фирмы активно осваивают все направления ритуальной деятельности. Они создают за свой счет производство гробов, венков, памятников, одежды ритуального назначения и т.д.

Если в начальном периоде этапа перехода к рынку многие ритуальные организации большую часть элитных, высококачественных предметов ритуального назначения закупали у иностранных фирм, то в последние годы их производство организуется непосредственно в России.

Станков по автоматической высечке портретов и эпитафий не было. Все каменотесные работы выполнялись вручную.

Естественно, что российские фирмы постепенно выходят на международный рынок, поставляя за рубеж различные товары ритуального назначения. Развитие рыночных отношений, расширение ассортимента предоставляемых услуг и предметов ритуального назначения стимулировало проведение в разных регионах России выставок. Ведущей из них является ежегодная выставка «Некрополь» в г. Москве, которую традиционно проводит частная выставочная фирма «Сибирская ярмарка» и ее дочерние предприятия. Она же организует аналогичные экспозиции в г. Новосибирске.

Традиционными стали выставки «Ритуальные услуги» в г. Екатеринбурге, которые проводят «Уралэкспоцентр» совместно с муниципальным предприятием «Комбинат спецобслуживания», ЗАО «Массив» и другими предприятиями г. Екатеринбурга. Проводятся выставки также в Санкт-Петербурге, Омске, Тюмени, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске и других городах. Год от года они привлекают к себе все большее число экспонентов и посетителей.

Нормой стало и то, что к участию в выставках все больший интерес проявляют зарубежные фирмы - производители кремационных печей, гробов, химических препаратов, изделий из камня, металла, текстильных материалов и т. д.

В рамках расширения контактов с зарубежными фирмами стало ознакомление российских специалистов с опытом работы коллег из других стран. Российские специалисты ритуально-похоронной сферы побывали на выставках во Франции, Италии, Чехии, Испании, Китае и других странах. Большие группы

работников государственных, муниципальных и частных предприятий ежегодно выезжают в рамках делового туризма в различные страны.

2) Однако огромное количество похоронных бюро -- лишь видимость. Помимо муниципальных ритуальных организаций, в Иркутске работает порядка 5 частных предприятий, оказывающих весь перечень необходимых услуг. Однако каждая крупная организация имеет несколько своих филиалов по всему городу.

Такая сеть создается в связи с отличительной особенностью этого невеселого бизнеса. Ведь сюда приходят единожды. Люди, потерявшие близких, зачастую обращаются в ближайшую ритуальную службу, не утруждаясь поиском каких-то определенных фирм. За счет сети филиалов крупных организаций, а также фирм по продаже ритуальных принадлежностей и создается впечатление, что их гораздо больше, чем есть на самом деле.

 

В Иркутске есть даже улицы ритуальных услуг, например, как Тимирязева, где насчитывается около 7 вывесок ритуальных фирм на 200 метров.

 

-- Конечно, живя бок о бок, мы тесним друг друга, -- рассказывает Оксана Михайлова. -- Но в этом непроизвольном союзе есть и значительный плюс. То что на Тимирязева есть похоронные бюро -- знает весь город. Концентрированность фирм в одной точке города является своего рода эффективной рекламой. Люди уже знают, куда обратиться, если потребуется заказать памятник, венки...

Тем не менее конкуренция на рынке похоронных услуг нешуточная. Муниципальные предприятия давят частников, а крупные частники -- мелких. Оно и понятно. Первые стремятся монополизировать рынок, а у вторых нет желания делиться с новичками. Все-таки это бизнес. Хотя и не типичный.

Заниматься непосредственно захоронениями по силам крупным предприятиям, например, как 'Ритуал-Сервис', 'Иртас-Сервис', 'Спас'. Они берут на себя все заботы человека, который к ним обратился, вплоть до составления списка блюд на поминальном обеде. Тем и берут клиента. Поэтому заниматься предоставлением полного спектра услуг для многих частных предпринимателей нет нужды (например, свое кладбище есть пока только у центра ритуальных услуг 'Спас'). Учитывая незначительные по сравнению с крупными конкурентами объемы работ, затраты на расширение услуг для мелких частников могут стать непосильными. Многим гораздо проще заниматься ходовой и более простой в организационном плане деятельностью: например, продажей ритуальных принадлежностей. К тому же услуги по захоронению предлагают помимо прочих и администрации кладбищ. Как правило, последние выполняют работы по подготовке могилы, а фирма берет на себя все остальное. Такой вот мрачный тандем.

Полупосреднические организации, реализующие, к примеру, искусственные цветы, обычно имеют у себя на столе прайс-листы с перечнем услуг партнера-конкурента. При обращении клиентов они могут принять заявку на все услуги и осуществлять работы уже по договоренности друг с другом.

Хотя, как признается Оксана Михайлова, выжить без собственного производства невозможно. Кто-то сам плетет венки, кто-то обрабатывает камень. Причем на изготовлении венков зарабатывают практически все фирмы ритуальных услуг. Любой венок -- это результат ручной кропотливой работы с применением различных материалов: искусственной 'елки', проволоки, лент, цветов. Одинакового товара не производится. (Поэтому без штатного художника не может существовать ни одна фирма ритуальных услуг. Как правило, имеются 3-4 человека, выполняющие художественные работы, в том числе гравировку на памятнике, плетение венков). 'Если все материалы и ритуальных принадлежности закупать на стороне, хоть и по оптовым ценам, выручка покроет лишь аренду. С наценкой в 20% на ассортимент не выживешь, -- признается Оксана Михайлова. -- А выше цены поднять -- себе дороже. Клиенты будут стучать в соседнюю дверь к конкуренту'.

Доходы предпринимателей составляют в среднем 30% от общей стоимости ассортимента. Минус: транспортные расходы, арендная плата (400-500 тыс.руб./кв. м в год), пошлины, зарплата персоналу (20-40 тыс. руб./месяц)...

Без собственного автомобильного парка работать также не имеет смысла -- грузовая машина нужна для доставки памятников, оград; автобус понадобится для перевозки родственников умершего до кладбища и обратно.

Крупные центры ритуальных принадлежностей, продукция которых продаётся в иркутских ритуальных бюро, существуют в Новосибирске и Москве. Но оформлять там весь пакет заказов -- дело невыгодное. И приходится мелким частникам брать ситец в одной точке страны, а за цветами ехать в другой. Утрируем, конечно, но это недалеко от правды. Так, камень для памятников, оградок, цветников завозится с Украины и Китая (предпочтительней второй вариант). Там и дешевле, чем у местных поставщиков, и качеством лучше.

Например, мраморный памятник без художественной обработки может стоить в зависимости от размера от 5 до 15 тыс. Купленный у российских оптовиков -- от 10 до 30 тыс. руб.. Много это или мало, можно судить исходя из количества продаваемых одной фирмой памятников -- 3-5 в месяц.

По словам предпринимателей, большой кусок от прибылей ритуальных фирм съедают транспортные расходы. Не все материалы есть на территории области, а даже если есть, то приобретают их зачастую не на выгодных условиях.

'Только от российской границы до Иркутска я заплатила $20 тыс. всех пошлин, налогов и т.д., чтобы доставить один вагон с мраморными плитами', -- приводит пример Оксана Михайлова.

Начальные вложения в ритуальный бизнес могут составлять от 30-60 тыс., если у предпринимателя в планах есть идея разворачивать серьезный бизнес и самому закупать товар у производителей. Можно, конечно, покупать товар у конкурентов и перепродавать. Но долго на этом не продержаться.

Гладко идут дела у крупных представителей иркутского похоронного бизнеса. Работая с оптовыми ценами, они к тому же позволяют себе делать наценки на товар во много раз больше, чем их коллеги по бизнесу. Чем крупнее дело, тем жестче ценовая политика. Торговаться с клиентами у них не принято. Заказов и так полно. Но чтобы создать сеть филиалов по городу, начинать приходится также с малого.

 

Зимой мелкие частники переживают серьезный кризис. Связано это все с сезонностью ритуального бизнеса: облагораживать могилки начинают с весны, а значит и появляется работа у фирм ритуальных принадлежностей. Зимой из ритуального камня, на который делают ставку практически все предприниматели, хлеба не испечешь. Поэтому одни службы закрываются на зиму, другие за счет летних доходов живут весь год. Такова обычная ситуация на рынке ритуальных принадлежностей. Продаётся то, что покупают.

 

Бизнес по оказанию ритуальных услуг не спешен, как сама жизнь. В зависимости от объемов заказов и предлагаемого ассортимента фирма может окупать себя от года до пяти. Как рассказал один из иркутских представителей ритуального бизнеса: 'Если работать хорошо, чистый доход может составить 100 тыс. руб., а если еще лучше -- до 500 тыс. руб.'.

Мы постарались взглянуть объективно на этот далеко не объективный вид деятельности. Большинство иркутских предпринимателей в деле уже порядка 10 лет и для них ритуальный бизнес, что чемодан без ручки: нести тяжело, а выбросить жалко. Но кто-то же должен этим заниматься. Ведь, по нашему разумению, даже этот вид бизнеса, при условии, что им занимаются профессионально, должен вызывать уважение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.