Здавалка
Главная | Обратная связь

Выбор темы качественного исследования



Знакомство с материалом этого параграфа целесообразно начать с выполнения следующего задания.

1. Поразмышляйте несколько минут над тем, что вас интересует, о чем бы вы хотели узнать больше. О каком психологическом феномене и его проявлениях вы хотели собрать информацию? Запишите 4 – 5 интересующих вас проблем или тем.

2. Для выполнения этого задания выберите одну из тем, вероятно, самую интересную для вас. Запишите ее в центре отдельного листа бумаги.

3. Следующие 5 минут записывайте все, что приходит в голову по поводу выбранной вами темы. Располагайте ваши записи по кругу, соединяйте их стрелками с выбранной темой. Отмечайте фломастером те из ваших записей, в которых есть одинаковые или похожие идеи.

Не контролируйте себя. Записывайте все, включая вопросы, проблемы, отдельные слова, даже рисунки или графические изображения. Остановитесь, когда 5 минут истекут.

4. Внимательно рассмотрите свою «концептуальную карту». Постарайтесь уловить ход своих мыслей. Видите ли вы в своих размышлениях какую-либо структуру, определенный порядок или последовательность? Например, возвращаетесь ли вы в своих мыслях к какому-либо определенному феномену, возрастной группе, полу, типу личности или организации и так далее? Или же ваши идеи очень разнообразны? Еще одним фломастером попробуйте объединить связанные друг с другом идеи.

5. Теперь у вас должно получиться несколько групп (по крайней мере, две) идей, связанных с выбранной вами темой. Выберите одну группу (или одну идею, если групп не получается) для дальнейшей работы.

6. После того, как выбрана интересующая вас тема, следующий шаг состоит в формулировке исследовательского вопроса. Исследовательский вопрос отражает цель вашего изучения выбранной темы.

Имейте в виду, что под влиянием обучения в школе и в вузе нам свойственен традиционный, позитивистский взгляд на научное исследование. Поэтому большинство формулирует исследовательский вопрос, подразумевающий необходимость измерения, получения количественных данных и установления причинно – следственных связей.

Например, типичные исследовательские вопросы бывают следующими:

«Какое влияние оказывает телевидение на агрессивное поведение подростков»?

«Какой терапевтический подход наиболее эффективен при лечении депрессии – поведенческая терапия или терапия, центрированная на клиенте»?

«Какова взаимосвязь расширения спектра социальных ролей и самооценки у женщин»?

«Кто чаще испытывает трудности с учебой в школе – дети, единственные в семье, или дети из многодетных семей»?

Такие исследовательские вопросы могут оказаться полезными для формулирования исследовательской гипотезы. Затем в ходе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута, что позволит сделать научно обоснованное предсказание поведения людей или проявления того или иного психологического феномена.

Нас, однако, интересует качественное исследование, направленное на глубокое понимание человека и его поведения в культурном и социальном контексте. Для того, чтобы сформулировать исследовательский вопрос качественного исследования еще раз обратитесь к Таблице 1. В качественных исследованиях внимание сосредоточено на описании опыта, признается, что реальность конструируется в ходе межличностного взаимодействия, а каждому своему действию люди придают личностный смысл. Все это часто игнорируется в исследованиях, выполняемых на основе методологии позитивизма.

Чтобы сформулировать вопрос для качественного исследования, полезно применить следующую словесную «формулу»: «Я хочу узнать о ….» или «Я хочу больше понять о …».

Тогда исследовательские вопросы могут звучать, например, так:

«Я хочу узнать, влияет ли телевидение на агрессивность подростков и каким образом это происходит».

«Я хочу понять, в чем состоит опыт клиентов при использовании разных видов психотерапии».

«Я хочу больше узнать об опыте женщин, которые склонны расширять спектр своих социальных ролей. Действительно ли они склонны оценивать себя позитивно?»

«Мне хочется узнать, что значит, быть единственным ребенком в семье?»

Можно привести несколько дополнительных примеров исследовательских вопросов в качественном исследовании.

«Я хочу понять, что вызывает аттракцию в отношениях молодых женщин и мужчин».

«Я хочу узнать, каковы позитивные и негативные аспекты опыта обучения в вузе студентов, заканчивающих первый курс».

«Мне интересно понять, как дошкольники воспринимают различные цвета и используют их в своих рисунках»

«Мне важно узнать, на каком основании можно сделать заключение об одаренности учеников или их склонности к той или иной профессии».

Каждый из таких исследовательских вопросов делает акцент на описании и изучении опыта самих респондентов. Кроме этого, в этих вопросах уже содержится указание на предмет исследования, вид необходимой информации, которую должны содержать эмпирические данные, тип респондентов, которые должны принять участие в исследовании.

Вопрос в качественном исследовании напоминает широкую сеть, которая забрасывается для того, чтобы охватить как можно больше важных аспектов изучаемого феномена. В ходе осуществления исследования, анализа исходных данных эта сеть может сужаться, расширяться и даже быть заброшена в другое место. То есть фокус исследования (или его предмет) изменяется по мере того, как становятся очевидными наиболее важные аспекты исследуемой проблемы. Поэтому сформулированный исследовательский вопрос может оказаться лишь отправной точкой в качественном исследовании.

После того как сформулирован исследовательский вопрос, важно обратиться к существующей научной литературе, посвященной изучаемой проблеме. В традиционном исследовании обычно поступают наоборот: исследовательская гипотеза формулируется на основании уже существующих фактов и данных. В качественном исследовании важно иметь непредвзятый, «свежий» взгляд на проблему. Поэтому целесообразно сначала попытаться сформулировать исследовательский вопрос, а уже потом выяснить уже имеющиеся сведения. При изучении литературных источников важно обратить внимание на уже проведенные качественные исследования по интересующей вас теме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.