Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование выборки в качественном исследовании.



В количественном исследовании используется случайная выборка респондентов. Понятие «случайная выборка» означает, что любой человек из выбранной для изучения группы (например, подростков) может оказаться респондентом или участником исследования. Случайность выбора респондентов играет важную роль в исследовании: она увеличивает вероятность того, что выборка является репрезентативной и поэтому результаты исследования можно распространить и на людей, не принимавших участие в данном конкретном исследовании.

В качественном исследовании в центре внимания находится описание, понимание и прояснение опыта. Поэтому оно требует серий его интенсивного, полного и богатого описания. Несмотря на то, что термин «выборка» привычно используется в качественных исследованиях, к нему надо относиться внимательно. «Выборка» подразумевает, что те, кто был выбран в качестве респондентов, являются образцовым срезом некоторой группы и цель их отбора – получить данные о группе, представителями которой они являются.

Единица анализа в качественном исследовании – опыт, а не индивиды или группы. В качественном исследовании могут изучаться различные виды опыта. Но в любом случае оно направлено на изучение именно опыта, а не на распределение данных о нем в какой-либо выборке. Поэтому респонденты или документы для проведения качественного исследования отбираются не потому, что они выполняют требования репрезентативности статистического вывода, но потому, что они могут снабдить исследователя существенными данными о структуре и характере изучаемого опыта.

Критерием репрезентативности качественных данных является выполнение правил целенаправленности и цикличности в ходе их получения. Правило целенаправленности подразумевает, что отбор данных не может быть случайным или спонтанным. Важно не то, сколько данных собрано или насколько велико количество источников, из которых данные поступили, а то, достаточно ли богаты и полны эти данные для того, чтобы внести ясность в понимание опыта. В связи с этим важно выбирать информативно богатые случаи для обеспечения глубины исследования. Информативно богатые случаи – это те, из которых можно много узнать о аспектах, наиболее важных с точки зрения целей исследования.

Респонденты, которые способны дать релевантные описания опыта, это те, которые переживали или переживают этот опыт. Например, изучение опыта переживания депрессии должно включать людей, которые находились или находятся в депрессии. Если данные должны быть получены в ходе интервью, необходимо выбрать людей, которые с готовностью расскажут исследователю о своем опыте. Кроме этого, необходимо выбрать людей, которые способны адекватно оценивать свой опыт и вербально излагать его.

Кроме этого, целесообразно привлечение респондентов, различающихся по своим характеристикам. Это необходимо для того, чтобы обеспечить проявление разных точек зрения в отчетах об опыте. Сопоставляя и сравнивая эти точки зрения, исследователь получает возможность увидеть наиболее важные аспекты, которые возникают на пересечении источников данных, и распознать вариации проявления опыта. Привлечение разнородных респондентов позволяет углубить понимание изучаемого опыта, а не служит цели сделать выводы о распределении частот встречаемости опыта в какой-либо группе.

Правило цикличности состоит в открытости источников качественных данных. В количественных исследованиях все данные собираются до проведения анализа. Выборка респондентов в таком случае статична и не позволяет использовать дополнительных участников для углубления первоначальных выводов. В качественных исследованиях после того, как начальные отчеты собраны, происходит их анализ для предварительного описания опыта. Затем привлекаются дополнительные респонденты, которые могут дополнить, расширить или подвергнуть сомнению предварительное описание. Процесс исследования повторяется, двигаясь от сбора данных к их анализу, и опять возвращаясь к сбору данных до тех пор, пока описание не станет всесторонним.

В качественном исследовании в центре внимания находятся понятия или конструкции, предлагаемые самими респондентами. Они считаются значимыми потому, что повторяются или отсутствуют в процессе сравнения однородных данных, полученных из разных источников. Поэтому необходимо продолжать сбор данных до тех пор, пока описание опыта не станет насыщенным. Насыщенность наступает, когда новые источники станут повторять то, что уже было сказано, не углубляя и не опровергая сделанных выводов.

В качественных исследованиях используются разнообразные стратегии выявления и привлечения респондентов. Первым шагом является составление достаточно полного списка респондентов, которые потенциально имеют опыт, интересный для целей исследования, и доступных для проведения исследования. Такой список может быть составлен с помощью опроса людей, имеющих интересующий исследователя опыт. Вероятно, что люди, первоначально включенные в список, знают еще кого-либо, о ком целесообразно информировать исследователя. Этот способ составления списка носит название «снежный ком». Когда «пул» респондентов создан, целесообразно использовать короткий опросник с тем, чтобы получить дополнительную информацию об этих людях. Список остается открытым, новые участники могут быть добавлены даже после того, как исследование началось. Цель составления списка – выявить разнообразных потенциальных респондентов.

После того, как список составлен, в зависимости от целей исследования можно использовать различные приемы формирования выборки.

1. Максимально вариативная выборка предполагает, что к участию привлекаются респонденты с максимально различным опытом. Например, для изучения того, что значит «быть выпускником вуза», можно привлечь студентов разных типов учебных заведений и студентов разных курсов. Целью здесь является исследовать различные точки зрения студентов.

2. Гомогенная выборка преследует цель обеспечить глубину изучения опыта у конкретной подгруппы. Выборка будет минимально вариативной, а опыт респондентов одинаков.

3. Типичная выборка предполагает привлечение респондентов, чей опыт является типичным относительно проблемы исследования. Определение того, чей именно опыт является «типичным» происходит в ходе сбора первичной информации о респондентах, предварительных интервью и т.д. Цель такой стратегии – составить описание, которое содержит обычные структурные категории, Меньшее внимание уделяется обобщенному описанию всех, кто имеет однородный опыт.

4. Специфическая выборка дает возможность вскрыть границы различий внутри опыта. Например, можно выявить респондентов с наиболее позитивным или наиболее негативным опытом.

5. Выборка критического случая основана на том, что к исследованию привлекаются респонденты, чей опыт значим в силу своей интенсивности и необычности. Например, в исследовании тревожности исследователь может использовать в качестве респондентов студентов, готовящихся к итоговому экзамену и расценивающих шансы сдать его как минимальные.

6. Критериальная выборка состоит в том, что респонденты отвечают какому-либо заранее установленному критерию. Например, в исследованиях психотерапевтического процесса возможно работать только с теми респондентами, которые впервые обратились за помощью в возрасте более 50 лет.

Таким образом, научная ценность и глубина результатов качественных исследований зависят от качества источников, из которых почерпнуты данные. Методы формирования выборки в качественном исследовании используются для того, чтобы получить максимально полные и отрефлексированные описания опыта.

Максимально вариативная выборка является наиболее распространенной в качественных исследованиях. Она позволяет привлечь респондентов не на случайной основе, а таким образом, чтобы они представляли максимальное разнообразие случаев проявления исследуемого опыта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.