Здавалка
Главная | Обратная связь

Интервью как основной способ получения данных в качественном исследовании



Существует несколько типов интервью: структурированные, полу - структурированные, неструктурированные. В отличие от анкетных опросов и формальных диагностических интервью, в качественном исследовании чаще всего применяются неструктурированные интервью. Неструктурированное интервью (НИ) – это процесс обмена опытом между респондентом и исследователем. Они объединяются, чтобы создать диалогический контекст для получения исследовательских данных. Производство данных в неструктурированном интервью непохоже на производство данных анкетного опроса. В структурированных (анкетных) опросах задаваемые вопросы расцениваются как постоянные стимулы, и получаемые данные являются вариантами ответов на них респондентами. В неструктурированных интервью вопросы изменяются и приспособлены к человеку, являющемуся интервьюируемым. Присутствие интервьюера и демонстрируемая им причастность к происходящему делают получаемые данные результатом совместного конструирования. Роль исследователя больше походит на роль благосклонного редактора, помощь которого побуждает автора заботиться о глубине и полноте описаний.

Важно понимать и различия между исследовательским интервью, как методом сбора данных, и интервью, как методом консультационной и психотерапевтической работы. На самом деле, между ними есть много общего. И тот и другой требуют способности сформировать отношения взаимного принятия и доверия, навыков проявления активного слушания и эмпатии, умения сосредоточится на внутреннем мире интервьюируемого. Однако цели интервью в исследовании и консультационной работе различаются. Цель исследовательского интервью – получить данные для ответа на поставленные вопросы, относящиеся к изучаемому феномену, тогда как в консультационном процессе она состоит в том, чтобы помочь клиенту в решении его проблем.

Часто обсуждаемой проблемой является последовательность получения данных в ходе неструктурированного интервью. Первичные описания респондентами своего опыта могут оказаться поверхностными или отражать стремление давать социально желательные ответы. Поэтому для получения действительно ценных данных предлагается проводить несколько сессий неструктурированного интервью. Некоторые ученые считают, что получение описаний опыта достаточной глубины и широты возможно в ходе трех последовательных сессий. В ходе первой сессии происходит знакомство, развитие взаимопонимания, определение области исследования, предварительное обсуждение заданной темы. Между первым и вторым интервью у респондента будет время, чтобы более глубоко подумать о ней. Таким образом, второе интервью должно быть сфокусировано на подробном исследовании опыта. Перед третьим интервью исследователь рассматривает расшифровку стенограммы первых двух интервью. В третьем интервью он задает уточняющие вопросы, чтобы заполнить и разъяснить пробелы и дать возможность респонденту добавить, возможно, ранее забытую информацию.

Однако осуществить многократные встречи с респондентами не всегда возможно. Поэтому предлагаются альтернативные модели последовательности получения данных в неструктурированном интервью, предполагающие проведение единственной сессии, включающей несколько фаз.

1. Инициирующая фаза.

Прежде, чем интервью начинается, подробно объясняется его цель. Следует подчеркнуть важность того, что интервьюируемый полностью осознает последствия своего согласия быть участником исследования. Как только исследователь уверен, что любые проблемы или вопросы о конфиденциальности и анонимности решены, интервьюера просят подписать форму согласия и разрешения записать отчет на электронные носители. Интервьюируемым напоминают еще раз, что они могут прекратить свое участие в исследовании в любое время.

Во время инициирующей фазы многое в контакте исследователя и респондента напоминает светскую беседу. Это - время, когда участник и исследователь оценивают друг друга и начинают устанавливать необходимую степень обоюдного комфорта и доверия. Это период, в котором устанавливается основа взаимности. Начальный период очень важен, и никогда не следует торопиться с его завершением. Интервью – взаимный процесс: респондент может поделиться довольно интимной информацией, но взамен получает присутствие интервьюера, делающего его как бы соучастником рассказываемой истории.

Респонденты решают принять участие в исследовании по каким-то причинам, которые они сами не всегда осознают. Иногда это поиск подтверждения самооценки или аутентичности. В других случаях они надеются сами почерпнуть информацию, которую считают важной. Наконец, они могут пользоваться возможностью рассказать что-то о себе в отсутствие другой возможности для этого или руководствоваться надеждой, что их истории помогут другим людям.

Обычно нет никакого открытого соглашения между респондентом и исследователем о характере предстоящего разговора. Однако исследователю важно попытаться различить, чего респонденты ждут или ищут, чтобы затем использовать это в ходе работы.

2. Предварительная фаза.

Инициирующая фаза уступает место непосредственно началу интервью, хотя иногда бывает трудно провести четкое различие между этими двумя фазами. Пожалуй, признаком различия может быть то, что исследователь и респондент не касаются эмоционально насыщенных деталей, а лишь приступают к описанию общей картины того, что должно быть сказано. Интервьюируемый некоторым образом «тестирует» интервьюера, чтобы выяснить, что именно и с каким количеством деталей может быть сказано. Неструктурированные интервью дают возможность респондентам обратиться к прошлым событиям их жизни, принимая во внимание как свои собственные эмоциональные реакции на повествование, так и вербальные и невербальные реакции исследователя. С ростом доверия происходит все более полное разворачивание повествования. Еще одним признаком предварительной фазы является изложение фона, на котором разворачиваются описываемые события. Постепенно открываются все более глубокие слои описания опыта респондента, и, таким образом, интервью переходит в следующую фазу.

3. Иммерсионная фаза.

Неструктурированные интервью не следуют жесткой линейной логике. Они варьируются по содержанию и продолжительности. Некоторые респонденты являются более самосозерцательными, вдумчивыми, и рассказывают свои истории лучше, чем другие, выражая сокровенные мысли и чувства. Другие люди имеют тенденцию ограничиваться фактами: «сначала это, потом это» и так далее.

В удачном интервью и респондент, и интервьюер постепенно погружаются в разворачивающуюся драму повествования. Для ослабления напряженности или для того, чтобы сосредоточиться, респонденты иногда уклоняются в сторону от основной темы интервью или делают паузу. Они могут передвигаться во времени от прошлого к будущему и наоборот, иногда даже противореча себе. Важно, что противоречия не обязательно разрушают повествование. Скорее, они – признаки того, что в ходе изложения респонденты пытаются прояснить смысл существенных событий их жизни, внести ясность, которая ускользала от них, пока они не начали говорить. В определенных пунктах повествование может оказаться эмоционально перегруженным, вызывая у респондента чувства глубокой потери или горя, гнева или отчаяния. Обычно, когда это случается, опытный интервьюер останавливает повествование, чтобы к респонденту вернулось самообладание.

Хотя интервьюер не обязательно сталкивался в собственной жизни с точно такой же проблемой, о какой рассказывает респондент, и не переживал точно такой же опыт, он, безусловно испытывал горе, гнев, отчаяние. Поэтому в течение этих эмоционально нагруженных моментов он часто проявляет эмпатию на очень глубоком уровне. В то же время, опытный интервьюер в состоянии отстраниться от проявления эмоций и выражая сочувствие и поддержку, все же продолжает работать.

4. Заключительная фаза.

В четвертой, заключительной, фазе интервью перемещается на менее интенсивный эмоциональный уровень. Здесь возможно вернуться к уже обсужденным темам, проясняя смысл происходившего в ходе интервью. Как и в инициирующей фазе интервьюируемый может задать личные вопросы интервьюеру.

Нельзя сказать, что после того, как магнитофон выключен, интервью обязательно закончено. Иногда, участник готов воспользоваться возможностью поделиться дополнительной информацией, которая может казаться чрезвычайно важной. Такое «последействие» можно интерпретировать по-разному. Однако оно всегда свидетельствует о том, что респондент действительно осознает, какую информацию, когда и сколько информации он может предоставить исследователю. Важно помнить и том, что в ходе неструктурированного интервью сам исследователь бывает глубоко вовлечен в повествование. Поэтому важно, чтобы и он вернулся к позитивному эмоциональному состоянию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.