Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы



1. Цель задания – научиться осуществлять подготовку к интервью.

В интервью следует различать следующие типы вопросов:

(а) Вопросы об опыте и поведении.

(б) Вопросы о мнении и ценностях.

(в) Вопросы о чувствах и отношении.

(г) Вопросы о знаниях и уровне информированности.

(д) Вопросы о наблюдаемых феноменах или событиях.

(г) Дополнительные вопросы.

Вопросы об опыте и поведении предназначены для получения информации о том, чем интервьюируемый занимается, что делает или сделал. Например: «Чем вам приходится заниматься на работе»? Вопросы этого типа полезны в начале интервью, особенно для описания текущих дел или занятий респондента. Они помогают завязать беседу.

Целесообразно делать различие между вопросами о мнениях и ценностях и вопросами о чувствах. В первом случае вопросы относятся к когнитивной сфере. Например: «Каково ваше мнение о людях, предпочитающих уединенный образ жизни»? или «Расскажите о своей точке зрения на возможные причины семейных конфликтов». Вопросы о чувствах и отношениях обращены к аффективной сфере: «Какие чувства вы испытываете, если вам долго приходится находиться в одиночестве»? Интервьюер должен ясно осознавать, какая информация ему нужна: о мыслях или о чувствах – и задавать соответствующие вопросы.

Вопросы о знаниях и уровне информированности помогают выяснить, что респондентам известно о какой-либо конкретной проблеме или теме. Например: «Как телевидение способствует росту агрессивности среди подростков»? Этот тип вопросов может вызвать напряженность и тревожность у респондентов, так как они могут считать, что обязаны знать ответ на задаваемый вопрос. Поэтому интервьюер должен вовремя остановиться, если чувствует, что исследовательское интервью превращается в допрос или что респонденты не обладают достаточной информацией или знаниями.

Вопросы о наблюдаемых феноменах и событиях относятся к сенсорной сфере. Это вопросы о том, что респондент видит, слышит, осязает, какие у него возникают вкусовые ощущения. Ответы на вопросы этого типа могут снабдить исследователя опосредованной информацией об опыте респондента. Например: «Что первое бросилось вам в глаза, когда вы оказались в этом месте»? или «Что ваша жена сказала вам. Когда вы вернулись домой»?

Дополнительные вопросы важны для характеристики каждого респондента. Это может быть информация о возрасте, семейном положении, роде занятий респондента. Кроме этого иногда возникает необходимость уточнить некоторые детали. Например: «Правильно ли я понял, что вы работаете в этом отделе пять лет»? Дополнительные вопросы, особенно относительно возраста, статуса, семейного положения, рекомендуется задавать только в том случае, если они действительно дополнительно проясняют феномен, который изучается. Кроме этого, их лучше использовать в конце интервью. В некоторых случаях целесообразно проявлять осторожность, спрашивая о возрасте респондента. Вместо прямого вопроса о возрасте, лучше задать, например, такой вопрос: «Сколько вам было лет, когда вы первый раз испытали разочарование в своей профессии»?

Еще одной важной характеристикой вопросов интервью является их отнесенность во времени. Они могут относиться к настоящему, прошлому или будущему. Временная отнесенность вопросов интервью определяется целью исследования.

2. Определите тип вопросов интервью.

(а). В какие моменты у вас возникает чувство гнева?

(б) Как ваше тело отзывается на проявление чувства гнева?

(в) Что изменяется в такие моменты вокруг вас? Какими глазами вы начинаете смотреть на мир?

(г) О чем вы думаете, когда разгневаны?

(д) Какие чувства сопровождают переживание гнева?

(е) Как чувство гнева уходит, ослабевает?

(ж) Что (какие события, люди и их поведение) вызывает у вас гнев?

(з) Что помогает вам удерживаться от появления чувства гнева?

Сформулируйте и запишите еще по три вопроса для каждого типа.

3. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является выяснить эмоциональные аспекты переживания дружеских чувств.

4. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является определить типичные способы поведения при разрешении межличностных конфликтов.

5. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является выяснить типичные ожидания молодых людей, поступающих в университет, об их будущей студенческой жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.