Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее понятие анализа данных в качественном исследовании.



Количественное исследование подразумевает получение большого количества цифр, которые должны быть обобщены, описаны и проанализированы. В итоге получаются графики, диаграммы, отражающие результаты кросс-табуляци, подсчета средних значений, дисперсии, корреляционного анализа и других статистических процедур. Дальнейшая работа может позволить выявить структуру полученных данных, установить отношения между различными их аспектами. Это требует применения линейной или множественной регрессии, факторного или дисперсионного анализа.

Нечто подобное можно сказать и о качественном анализе данных Огромное количество слов, получаемое в результате проведения интервью или наблюдения, требует систематизации, описания и обобщения. Поиск ответа на исследовательский вопрос заставляет ученого искать взаимосвязи между различными выявленными темами. Необходимо также соотносить поведение или высказываемые идеи с психологическими особенностями респондентов и с их социальными и демографическими характеристиками, например, с такими, как пол и возраст. Из всего объема данных могут быть извлечены фрагменты, необходимые и полезные для составления практических рекомендаций. Иногда возникает необходимость интерпретации выводов предыдущих исследований.

В качественном анализе нет стандартного технического набора. Также, как статистический пакет SPSS сам по себе не содержит информации о том, какую из множества статистических процедур следует выбрать для анализа количественных данных, существует большое разнообразие возможностей анализа качественных данных. Однако существуют и некоторые теоретические подходы, из которых можно выбирать вид анализа качественных данных. Кроме того, существует несколько стандартных процедур, обязательных, независимо от того, какой выбран теоретический подход. Анализ качественных данных обычно проходит ряд следующих этапов, хотя их порядок может меняться:

· Знакомство с данными, полученными в ходе интервью, наблюдения, изучения документов.

· Транскрибирование данных.

· Организация и индексирование данных для их легкого нахождения и исправления.

· Кодирование данных.

· Идентификация тем.

· Перекодирование.

· Разработка категорий.

· Изучение взаимосвязей между категориями.

· Совершенствование формулировок тем и категорий.

· Разработка теории с привлечением уже имеющихся знаний.

· Проверка соответствия теории данным.

· Написание отчета с привлечением выдержек из начальных данных (например, с цитированием выдержек из интервью).

Не всегда бывает необходимо проходить все описанные выше стадии, также как не всегда нужно использовать многофакторный дисперсионный анализ, применительно к количественным данным. Обратимся к примеру. Возможно, что ваш исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: «Как практикующие психологи-консультанты воспринимаю проблемы своих клиентов, в контексте собственного психического здоровья?»

Можно просто поинтересоваться тем, насколько частыми или глубокими оказываются психологические проблемы самих консультантов, возникающими в связи с их профессиональной деятельностью. Возможно, какое-то количество психологов укажет на возникающие у них трудности. Тогда качественные данные могут анализироваться на разных уровнях. Один из уровней будет заключаться в подсчете частоты упоминания психологических трудностей, с которыми сталкиваются психологи в связи со своей профессиональной деятельностью при ее описании (например, такие как слова, как «одиночество», «депрессия» и тому подобное). Эти качественнее данные могут в последствии быть преобразованы в количественные. Тогда к ним можно применить методы статистической обработки. Этот вид анализа иногда называют «контент-анализ».

Однако задачи качественного исследования не ограничиваются подсчетом встречаемости тех или иных слов в текстах интервью.Все единицы данных (например, слова или предложения), относящиеся к содержанию исследовательского вопроса, должны быть соответствующим образом закодированы, извлечены из текста и изучены более детально. Говорят ли респонденты о своем одиночестве, даже находясь в окружении других людей? Есть ли какие-то особые дни недели или время суток, когда они чувствуют себя особенно одиноко? Какими словами они говорят о своем одиночестве? Те, кто говорит об одиночестве или депрессии, одни и те же или разные люди? На основе такого рода анализа могут быть сформулированы категории: например, «публичное одиночество» или «одинокие волки» и так далее.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.