Здавалка
Главная | Обратная связь

Далее приводятся примеры описаний.



«Опыт переживания испуга в темноте» - 1

Это было давно, когда последний раз я боялся темноты. Я должен был пойти от соседней деревни к дому, и путь проходил через лес. Предполагалось, что я буду дома прежде, чем стемнеет. Но я задержался в гостях. Теперь я должен был заплатить за это... Я мысленно представил весь путь к дому, подумал о том, какие места были «самыми опасными». Хозяева еще задавали мне какие–то вопросы, но я едва отвечал на них. Мои мысли были далеко.

Когда я наконец ушел, было почти темно. Скоро я достиг входа в лес, и он был еще более темным и более угрожающим, чем я ожидал. Я старался вести себя очень тихо, чтобы не привлечь к себе внимание, в то же самое время стараясь найти лучший путь. Иногда я наступал на ветку, которую не видел под ногами, и вздрагивал от испуга. Я крался и часто оглядывался, чтобы убедиться, что сзади никого нет. Это придавало мне храбрости.

Я говорил сам себе: «Не воображай ничего», «Не о чем так волноваться», но это мало помогало. Казалось, это не я сам себя успокаивал, а кто-то посторонний говорил со мной.

Внезапно я снова сильно испугался какого-то шума. Дыхание, казалось, остановилось. Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным. Колени начали трястись. Позже я узнал, что это была птица, перелетавшая с дерева на дерево, вероятно сова.

Я часто ловил себя на том, что начинаю идти быстрее. Поняв это, я замедлил шаги. Это было слишком глупо. В то же время я держался настороже. Когда мой путь перегородили большие кусты, я сделал большой круг, чтобы обойти их. Руки становились липкими. когда я закончил там. В одном мне показалось, что впереди кто-то стоит, и ноги отказались служить мне. Какое это было облегчение, когда увидел, что ошибся.

Казалось, прошло много времени. На самом деле я проходил этот путь намного быстрее. Теперь он казался бесконечно длинным. Еще один поворот, и наконец я вне леса. Даже за большие деньги я не согласился бы вернуться.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 2

Когда я еду домой с работы на велосипеде по вечерам, то обычно сокращаю путь. Это экономит мне 10 минут. Я оставляю хорошо освещенную дорогу и еду по темной пустой улице. Там меня охватывает чувство беспокойства и неуверенности. Как только последний фонарь и последний дом теряются позади, я чувствую себя охваченной темнотой. Вы ощущаете угрозу от чего-то, что скрыто от вас. Это отличается, например, от того, если бы вас испугала собака. Вы знаете, что это – собака, и вы можете защититься, взяв «большую дубинку» или выбрав другой путь. Темнота - другой враг. Это обступает вас со всех сторон, и вы не знаете точно, откуда ждать опасности.

В то время как я еду по темной улице, я замедляю скорость, и мой слух обостряется, чтобы идентифицировать каждый звук. Всякий раз, когда мне удается его распознать, я испытываю облегчение. Вот улетает напуганная птица, вот - ветер, который свистит в вершинах дерева. Идентификация звуков и их обозначение успокаивает меня. Но независимо от моих ушей существует моя спина. Я уязвима сзади. Тогда я налегаю на педали, стараясь защитить тыл. Напряжение не покидает меня.

Внезапно страх почти парализует меня. Мне кажется, что впереди кто-то стоит. Худшая вещь, которая может случиться со мной, встретить здесь человека. У любого, кто блуждает где-то здесь так поздно, не может быть хороших намерений. Когда я приближаюсь, я успокаиваюсь, так как это - только кустарник.

Наконец впереди видны очертания зданий. Я глубоко вздыхаю, и чувство облегчения охватывает меня. Я замедляю темп езды. Теперь темнота отступает. Если я встречу кого-то теперь, я больше не боюсь. Я буду смотреть на него и говорить «добрый вечер», даже если я не буду знать его.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 3

У слова «темный» в нашем языке есть, определенное зловещее значение: «темные времена», «темный взгляд», «темные силы» и т.д. Это слово вызывает сходные ассоциации во множестве культур. Вспомните, например, историю сотворения мира, где свет хорош, в отличие от темноты. Форма и интенсивность страха перед темнотой отличаются от культуры к культуре. В культурах, где нет электричества, люди борются со страхом темноты, например, устраивая коллективные танцы вокруг костра, тогда как мы просто включаем свет. Каждый отдельный человек боится темноты меньше или больше, чем другие.

В темноте хорошо знакомые вещи становятся пугающими, и этот страх не может быть локализован. Шум, который незаметен в течение дня, вызывает страх ночью.

Угроза, неуверенность, которые исходят из темноты, являются более зловещими, когда человек идет один в темноте, чем тогда, когда Вы «пересекаете» темноту вместе с большим количеством людей. Присутствие других людей делает власть темноты менее реальной.

В третьем описании нам говорят, что темнота «влияет на всех», что «некоторые люди более боятся темноты, чем другие», что культуры различаются тем, как в них происходит «обработка» этого страха. Все это может быть весьма верным, но не дает нам возможности понимать чувства, мысли, и реакции человека, который боится, когда он окружен темнотой. Третье описание - пример анализа без описания.

В повседневной жизни разговор о том, что можно бояться темноты, будет разговором о чем-то само собой разумеющимся. В исследовательских целях этого оказывается недостаточно. Здесь необходимо в максимально возможной степени возвратиться к тому, на что это походит для вас, для всех нас, чтобы перенести в сознание опыт, который до этого, считался само собой разумеющимся.

Если обратиться к первым двум описаниям, там появляется несколько хороших ответов.

В описании 1:

«Я вздрагивал от испуга»

«Я крался и часто оглядывался, чтобы убедиться, что сзади никого нет».

«Дыхание, казалось, остановилось»

«Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным."Вы чувствуете себя маленькими».

В описании 2.

«Я чувствую себя охваченной темнотой»

«Внезапно страх почти парализует меня».

Можно начать работать с этими описаниями. Но есть также разъяснения, которые делают авторы описаний.

В описании 1:

«Казалось, это не я сам себя успокаивал, а кто-то посторонний говорил со мной.

В описании 2:

«Это отличается, например, от того, если бы вас испугала собака»

Оба эти разъяснения лежат за пределами непосредственного опыта. Они кажутся не мыслями, пришедшими в описываемые моменты, а, скорее, мыслями, которые возникли позже. Нельзя сказать, что это – «неправильные мысли». Более того, и они, возможно, фактически были частью опыта. Чтобы узнать об этом, нужно было бы спросить авторов. Такой вид опроса дает хорошую возможность еще раз прояснить понимание текста всеми, в том числе и автором, чтобы еще раз проговорить, что именно произошло, и не переместился ли фактически оригинальный текст слишком далеко от непосредственного опыта.

Анализ

Есть неисчислимые способы подготовить анализ письменных материалов, являются ли они описаниями непосредственного опыта, транскрипцией интервью или письменными примечаниями к наблюдениям. Пожалуй, письменное описание личного опыта является самым простым материалом для анализа. Существует пошаговая процедура, которая в наибольшей степени подходит для того, чтобы начинать учиться анализу в качественном исследовании.

Цель анализа состоит в том, чтобы найти общие темы в письменных описаниях и структуру организации этих тем.

Перед знакомством с предлагаемой процедурой анализа попробуйте идентифицировать общие темы в трех (четырех с Вашим собственным) описаниях «Опыта переживания испуга в темноте».Тогда Вы можете сравнить то, что Вы сделали и как Вы сделали это с предлагаемыми процедурой анализа результатами. Это может быть проверкой надежности результатов проведенного исследования.

Анализ начинается с работы с каждым описанием, чтобы получить как можно больше важных элементов описываемого респондентами опыта.

Какие элементы считать важными? Это решает тот, кто занимается анализом, опираясь на собственный опыт. Именно здесь начинается искусство исследования.

В позитивистском исследовании различия в суждениях респондентов преодолеваются с помощью использования шкалы, предлагающей варианты ответов:

«Что Вы чувствуете, когда находитесь в темноте?»

А) я чувствую, что нахожусь совершенно один

Б) я чувствую, что кто-то еще присутствует рядом со мной

В) я чувствую, что не доверяю другим

Г) все вышеупомянутое

Затем используется номинативная шкала.

С такой формой опроса различия среди респондентов преодолеваются в самом начале исследования. В качественном исследовании не ставится задача преодолеть различия между описанием респондентами своего опыта. Фактически, работа с различиями – есть часть процедуры анализа. Согласованы ли данные - центральный вопрос в любом исследовании. Однако отрицательный ответ на него не является сигналом о том, что что-то идет неправильно. Это означает лишь, что то, что началось как исследование отдельного случая переживания опыта, стало исследованием нескольких случаев.

В проведении тематического анализа важно попытаться прочитать каждое описание по-новому, что позволяет выделить важные моменты из общей лингвистической структуры.

Прочитайте каждое описание и выберите из них те моменты, которые, как кажется, являются центральными для описываемого случая. Не волнуйтесь, если вам покажется, что их слишком много. Старайтесь прочитать каждое описание «новыми глазами», позволяя ему как бы «говорить за себя».

Вот примерный список центральных моментов.

Описание 1.

1. Я мысленно представил весь путь к дому, подумал о том, какие места были «самыми опасными»

2. Мои мысли были далеко.

3. Лес … был еще более темным и более угрожающим, чем я ожидал.

4. Я старался вести себя очень тихо, чтобы не привлечь к себе внимание,

5. Стараясь найти лучший путь.

6. Наступал на ветку …вздрагивал от испуга

7. Я крался и часто оглядывался

8. Кто-то посторонний говорил со мной.

9. Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным.

10. Колени начали трястись

11. Я часто ловил себя на том, что начинаю идти быстрее

12. Я держался настороже

13. Руки становились липкими

14. Ноги отказались служить мне

15. Мне показалось, что впереди кто-то стоит

16. Это было облегчение, когда увидел, что ошибся

17. Казалось, прошло много времени

18. Даже за большие деньги я не согласился бы вернуться.

Описание 2.

1. Улица … как зияющий рот.

2. Меня охватывает чувство беспокойства и неуверенности.

3. Я чувствую себя поглощенной темнотой

4. Угроза от чего-то, что скрыто от вас.

5. (Темнота) обступает со всех сторон

6. Вы не знаете точно, откуда ждать опасности.

7. Замедляю скорость

8. Мой слух обостряется

9. Всякий раз, когда мне удается его распознать, я испытываю облегчение.

10. Улетает напуганная птица

11. Ветер … свистит в вершинах дерева

12. Я уязвима сзади

13. Стараясь защитить тыл

14. Напряжение не покидает меня.

15. Страх почти парализует меня.

16. Мне кажется, что впереди кто-то стоит

17. Когда я приближаюсь, я успокаиваюсь, так как это - только кустарник.

18. Чувство облегчения охватывает меня.

19. Я замедляю темп езды.

20. Теперь темнота отступает

21. Если я встречу кого-то теперь, я больше не боюсь.

Описание 3.

1. У слова «темный» есть зловещее значение

2. Хорошо знакомые вещи становятся пугающими

3. Шум… вызывает страх

4. Угроза, неуверенность, которая исходит из темноты, является более зловещей, когда человек идет один

Если человек, сделавший то или иное описание, находится рядом с вами, можно обратиться к нему за комментариями по поводу выявленных центральных моментов. Он может прокомментировать или исправить что-либо. Часто темы находятся не непосредственно в словах, а «между строк». Тогда становится важно, что слова подобраны правильно. Респондент не имеет права вето на Вашу способность проникновения в суть, но его комментарии могут привести к более точной формулировке, дополнениям.

Теперь, когда сделан предварительный выбор «форм», используемых респондентом, необходимо сравнить их друг с другом, чтобы сделать список общих для них тем. Так можно принять решение о разделяемых аспектах опыта. (Здесь важно иметь и собственное описание и список центральных моментов, кроме того, который предлагается как образец).

Примерные темы или общие формы:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.