Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая ситуация перед началом реформ



Первоочередной проблемой было не допустить сбоев в поставках продовольствия. К концу 1991 г. продукты отпускались по продовольственным карточкам (в расчете на человека в месяц):

- сахар — 1 кг;

- мясопродукты — 0,5 кг;

- масло животное — 0,2 кг.

Ситуация осложнялась тем, что в стране были практически исчерпаны и валютные резервы. Покупка зерна за рубежом производилась только за счет внешних займов. Начиная с 1986 г. бюджету страны катастрофически не хватало денег. Дело в том, что основной статьей приобретения валюты для СССР в 80-х гг. был экспорт нефти, на которую существовали достаточно высокие цены (около $100). Однако, с

1986 г. не без вмешательства США, цены на нефть резко упали (около $35), что вызвало огромный дефицит бюджета.

Есть мнения, что стране угрожала угроза голода и гражданский войны. В сложившейся ситуации правительства Е. Гайдара должно было найти средство, которое привлекло бы производителей и стимулировало бы их деятельность по насыщению рынка товарами. Таким средством должна была стать либерализация цен (т.е. отказ от установки цен государством и установка их самими производителями). Вторым этапом для достижения той же цели – т.е. стимуляция роста производства - должна была стать ускоренная массовая приватизация государственной собственности (предполагалось, что новые, частные собственники, смогут «поднять» убыточные государственные предприятия, заставив их эффективно работать).

Мнение:

Если, как утверждало гайдаровское правительство, экономика страны была недееспособна, то, как объяснить, что при неуклонно продолжающемся дальнейшем спаде производства, все же удалось накормить страну и сохранить? Вариантов только два — либо за счет долгов на Западе, либо в результате «проедания» природных и других богатств, доставшихся реформаторам в наследство от предшествующего режима. И то, и другое имело место, и именно за счет этого, а не шоковых реформ, удалось выжить.

Противники либе­рализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не может привести к росту конкуренции. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье и энергоносители, приведет к резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию большей части населения страны. Ускоренная приватизация приведет не к появлению собственников, а к разграблению государства.

Рост цен, «отпущенных» с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения в 3-5 раз (как предполагалось) цены выросли в 36 раз(!). Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения. Однако, как и предупреждали критики реформы, либерализация цен не включила механизм конкуренции. Предприятия-монополисты пошли не по пути снижения издержек, а по пути повышения цен на свою продукцию. В стране продолжалось падение производства. Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Фермерское движение без финансовой поддержки со стороны государства не могло встать на ноги. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. В этих условиях от них выиграли те, кто наживался за счет менее расторопных сограждан.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения, образование. Закрылись многие научно-исследовательские институты, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых, преподавателей, врачей, работников культуры.

 

В российском обществе произошли резкие изменения социальной структуры. К концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднее сословие – 7%, к бедным - 25%, находящихся за чертой бедности - 65 %.

Под руководством Чубайса была разработана программа приватизации и осуществлена её техническая подготовка. Программа приватизации намечала следующие цели:

- формирование слоя частных собственников;

- повышение эффективности предприятий;

- социальная защита населения;

- стабилизация финансового положения страны;

- демонополизация экономики и создание конкурентной среды;

- привлечение иностранных инвестиций;

Стоимость всех государственных предприятий страны была оценена и поделена на количество граждан России. На полученную сумму были выпущены государственные акции – ваучеры - номинальной стоимостью в 10 000 руб.

Каждый гражданин получал свой ваучер и получал право вложить его в любое коммерческое предприятие, став партнером собственника.

 

 

 

Рис. Ваучер

 

 

Тот, кто владеет 51% (контрольный пакет) общего количества акционеров предприятия – тот фактически является его собственником

Например:

Число работников предприятия – 1000 человек, каждый обладает акцией (ваучером), т.о. акционерная стоимость предприятия 1000 х 10 000 = 10 000 000 руб. Акционер может выкупить акции у желающих их продать и стать собственником предприятия (51% = 500 акций х 10 000 = 5 000 000 руб.). Однако стоимость акции не обязательно номинальная (10 000 руб.). В процессе купли-продажи цена может как снижаться так и расти.

Многие граждане продавали свои чеки (не зная и не понимая, как им можно распоряжаться). Реальная стоимость ваучеров быстро падала, а население спешило от них избавиться. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов и в значительной мере у администрации предприятий и чиновников, которые первыми осознали, что подобным путем можно завладеть государственным предприятием за бесценок.

Из приведенного примера должно быть понятно, что в ходе проведения приватизации выиграет тот, в чьих руках сосредоточен большой объем денежных средств. Очевидно, что подавляющее большинство населения России не имело на руках такой денежной массы. Таким образом основными собственниками стали не среднестатистические граждане страны, а представители элиты, как легальной (руководители предприятий, чиновники, бывшие партийные руководители), так и представители «теневой» экономики (преступные сообщества, «воры в законе», мафия).

Еще один механизм передела государственной собственности – залоговые аукционы. Правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им взамен во временную собственность пакеты государственных акций. Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата акции переходили в собственность банков.

В течение только ноября-декабря 1995 г. было проведено 12 аукционов. Правительство кредиты не возвратило, таким образом, акций таких предприятий как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть» и некоторые другие перешли в собственность банков (т.е. частных лиц). В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович, Потанин и другие).

 

Факты:

В 1992 г. приказом Чубайса был создан «Отдел технической помощи и экспертизы», в котором работали американские экономисты-советники. Руководитель отдела - американец Джонатан Хэй - оказался сотрудником ЦРУ. Целый ряд крупнейших предприятий ВПК был скуплен на иностранные деньги за бесценок. То есть значительная часть заводов и конструкторских бюро, выпускавших секретную продукцию, вышли из-под контроля государства.

Позднее, в 2004 г. в интервью Чубайс сказал, что приватизация в России была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей». В 1992-1997 гг. посредством ваучерных и залоговых аукционов самые ценные и крупные российские активы были переданы группе олигархов в обмен на крупные денежные займы и поддержку новой российской власти.

Было приватизировано около 130 тыс. предприятий. Посредством скупки ваучеров за бесценок у обедневшего в условиях реформ и кризиса, потерявшего сбережения и плохо информированного населения - крупная государственная собственность была сконцентрирована у «олигархов». Приватизация фактически обеспечила передачу госсобственности новым владельцам по смехотворно низким ценам. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее $200 млрд. (реально намного дороже), были фактически проданы за $7,2 млрд. Кроме того, акции важных для обороны страны предприятий стали скупать иностранные кампании. В их руках оказались предприятия машиностроения, нефтегазодобычи и переработки, электроэнергетики, водного, речного и авиационного транспорта, объекты связи. Государство фактически потеряло контроль над предприятиями цветной металлургии, где более 90% акций перешли в руки западных компаний.

В целом население России негативно отнеслось к итогам приватизации. 80% россиян выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. До начала радикальных преобразований в стране был средний класс, к которому относились высококвалифицированная часть рабочего класса, интеллигенция, государственные служащие. Именно эта часть населения оказала поддержку начатым Горбачевым перестройки. Но в ходе реформ именно этот слой меньше всех выиграл от произошедших перемен.

 

 

Тема 2.2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.