Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика проведения.

Основная часть

Дисциплина:МДК. 01.01 Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Раздел «Паразитология»

Тема: Паразитизм. Виды паразитизма. Паразитология.

Тип занятия: Занятие отработки умений и рефлексии

Комбинированный урок (обобщение ранее полученных знаний и применение их в практической работе)

Дата: 02.11.2015

Участники:Обучающиеся 3 курса специальности 36.02.01 «Ветеринария», группа В-306

Место проведения: учебная аудитория 48

Время проведения: 90 минут

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, фонендоскоп, антигельминтные препараты, макеты животных

Цели занятия:

Образовательная:

- Углубление знаний при изучении обучающимися основных понятий в области паразитологии с применением метода «визуализации»;

-Применение теоретических знаний обучающихся о паразитологии для правильной диагностики болезней, вызываемых гельминтозами, а также способов профилактики и их лечения с целью правильного управления рабочим процессом.

-Применение теоретических знаний при решении ситуационных задач, задаваемых вопросов, как во время проведения различных этапов конкурсов, так и во время выдачи и обсуждения вместе с обучающимися, лекционного материала.

Развивающая:

- Развитие у обучающихся умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы в области паразитологии;

- Применение полученных знаний в нестандартных (типовых) условиях;

- Развитие творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательная:

- Воспитание чувства ответственности за полученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;

- Развитие творческого отношения к учебной деятельности, к избранной профессии;

- Умение ориентироваться в ситуациях, где необходимо принятие сложных и ответственных решений.

Методы проведения: фронтальный опрос, беседа, мозговой штурм, рефлексивный

Технология: кейс технология, информационно-коммуникативная технология, личностно - ориентированная технология, технология диалогового обучения.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие дисциплины:

Биология, фармакология, зоогигиена, ветеринарно-санитарная экспертиза, патологическая анатомия, анатомия и морфология животных, экономика организации, экология, география.

Используемая литература:

 

Основные источники:

1. Акбаев М.Ш., Василевич Ф.И., Балагула Т.В., Коновалов Н.К. Паразитология и инвазионные болезни животных: учебное пособие/ М.Ш. Акбаев, Ф.И. Василевич, Т.В. Балагула, Н.К. Коновалов - М.: Колос, 2011

Дополнительные источники:

1. Уркхарт Г., Эрмур Дж., Дункан Дж., Данн А., Дженнингс Ф. Ветеринарная паразитология. 2-е изд.: учебное пособие/ Г. Уркхарт, Дж. Эрмур, Дж. Дункан, А.Данн, Ф. Дженнингс - М.: Аквариум, 2010.

 

2. М. В. Шустрова, П. И. Пашкин, Л. М. Белова Паразитология и инвазионные болезни животных : учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Шустрова М.В., Пашкин П.И., Белова Л.М. - М. : Academia, 2015 .

 

Порядок проведения

№ п/п Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов Время
Организационный этап Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, организует внимание Приветствуют преподавателя,
Проверка выполнения домашнего задания Проводит проверку домашнего задания (командам необходимо изготовить эмблемы с названием, охарактеризовать их) Презентуют разработанные эмблемы и дают характеристику своему гельминтозу с использованием слайд - шоу.
Целеполагание. Предлагает определить цель занятия, посредством рефлексивно – оценочной карты определить задачи для достижения поставленной цели. Определяют цель занятия, ставят перед собой задачи для достижения поставленной цели.
Повторение ранее изученного материала Озвучиваются вопросы для повторения ранее пройденного материала, даются точные определения поставленным вопросам, дополняет обучающихся. Актуализирует субъективный опыт учащихся. Отвечают на поставленные вопросы, определяют социальную и практическую значимость паразитологии.
Выполнение практического задания Дает задание обучающимся, поясняет правила выполнения, организует возможность для выполнения задания. Обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. Читает лекцию по новому материалу посредством презентации. Проводит конкурсы по разгадыванию предложенных тестовых заданий, задает вопросы, предлагает ситуационные задачи по пройденному материалу. Выполняют полученное задание, определяют значимость паразитологии в жизни животных и человека, разгадывают тест, решают ситуационные задачи.
Закрепление полученных знаний. Контроль и самоконтроль. Организует деятельность обучаемых по применению знаний во время подведения итогов проведенной на занятии работы путем опроса по предложенным вопросам. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают собственную работу и работу команд соперников при выполнении задания.
Подведение итогов Дает качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся, аргументирует оценки. Награждение по итогам всех этапов конкурса. Слушают, обсуждают оценки и награды, дискутируют
Информирование о домашнем задании Сообщает о задании на дом, поясняет пути выполнения домашнего задания Записывают, задают вопросы при необходимости
Рефлексия Студенты дают личную оценку прошедшему занятию В форме устного ответа

 

 

Методика проведения.

Ход занятия

Преподаватель:

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня мы с вами посвятим наше занятие изучению и повторению материала по паразитологии. Но прежде мне бы хотелось рассказать вам план нашего сегодняшнего занятия. Итак, для начала мы с вами проверим задание, которое было задано вам на дом; затем основываясь на изученном материале, проведем деловую игру на тему: «Паразитизм. Виды паразитизма. Паразитология», в которую будут входить следующие этапы:

1 этап: Представление команды (каждая заранее сформированная команда представит своего капитана, который должен будет озвучить название команды (класс гельминта), дать краткую характеристику выбранного названия, представить командную эмблему и девиз).

2 этап: Проводится конкурс под названием «Вопрос – Ответ». Командам задаются вопросы с вариантами ответов, которые демонстрируются на слайдах презентации (игра на сообразительность и скорость), той команде, чей участник первым поднимает руку, предоставляется право на ответ.

3 этап: Проводится краткая лекция по новому материалу, для обобщения уже имеющихся знаний на тему: «Паразитизм. Виды паразитизма. Паразитология»

4 этап: Проводится конкурс под названием «Верю, не верю». Командам озвучиваются вопросы по паразитологии, в которых преподаватель озвучивает следующие фразы «Верно ли следующее высказывание» в одном случае, либо «Неверно следующее высказывание» в другом случае. Студенты соответственно отвечают «Да» или «Нет». Всего 10 вопросов. Участники той команды, которые поднимут руки первыми, получают право на первый ответ. Если же участник или участники первой команды отвечают неправильно, право на ответ переходит ко второй команде.

5 этап: Проводится конкурс «Ситуация» (конкурс капитанов). Вниманию каждого из капитанов предоставляются ситуационные задачи, тот капитан, который первым их выполняет, выигрывает.

6 этап: Подведение итогов сегодняшнего открытого урока. Награждение команды - победителя.

7 этап: Домашнее задание.

За каждый правильный ответ команде выдается жетон с ее названием. Во время подведения итогов жетоны подсчитываются, и побеждает та команда, которая набрала больше всего жетонов. Победители приглашаются на награждение.

Итак, начнем мы наше сегодняшнее занятие с презентации вашего домашнего задания. Прошу первая команда. Вам на дом было задано подготовить и озвучить название команды (класс гельминта), дать краткую характеристику выбранного названия, представить командную эмблему и девиз на тему:

«Трематоды»

Студенты:

Первая команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Преподаватель:

Следующая команда, пожалуйста, представьте вашу работу, ваша тема:

«Цестоды»

Студенты: Вторая команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Преподаватель:

Следующая команда, представители, прошу вас, выходите, ваша тема«Нематоды»

Студенты:

Третья команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Преподаватель:

Молодцы ребята, вы отлично справились с домашним заданием.

А теперь давайте с вами перейдем непосредственно к нашей деловой игре. Прошу каждого из капитанов команд представить ваш девиз. Начнем с первой команды. Следующая, следующая и т.д.

- Давайте с вами вспомним понятие терминов «паразитология», «паразитизм» (преподаватель ведет опрос студентов по данным терминам)

- Ну а теперь преступим к нашей игре.

Начнется она у нас с первого конкурса под названием «Вопрос - ответ».

Итак, я задаю вам вопрос, вы поднимаете руки. Каждый вопрос будет выделен на слайде сегодняшней презентации. Всего 22 вопроса, к ним будут предложены по 4 варианта ответа. Внимание на экран.

Студенты:

отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ выдается жетон соответствующий названию команды.

Подведение итогов конкурса: подводится подсчет жетонов 1 жетон - 1 балл.

Вопросы:

1. Назовите личиночные стадии в развитии лентеца широкого:

а) корацидий;

б) процеркоид;

в) метацеркарий;

г) плероцеркоид.

2. Назовите промежуточного хозяина в цикле развития эхинококка:

а) овца;

б) корова;

в) собака;

г) человек.

3. Назовите органы фиксации лентеца широкого:

а) присоски;

б) крючки;

в) ботрии;

г) губы.

4. Что такое стробила?

а) тело;

б) присоска;

в) голова;

г) хвостовой отросток.

5. Какую форму имеет финна альвеококка?

а) однокамерный пузырь;

б) пузырек с одной головкой;

в) многокамерный пузырь;

г) пузырек с несколькими головками.

6. В каких органах тела животного паразитирует финна эхинококка?

а) мышцы;

б) печень;

в) легкие;

г) мозг.

7. Назовите промежуточного хозяина в цикле развития широкого лентеца:

а) моллюск;

б) циклоп;

в) рыбы;

г) раки.

8. Меры профилактики, при тенизиозе:

а) не употреблять в пищу непроверенную свинину;

б) ветеринарная экспертиза свинины на бойнях и рынках;

в) санитарное благоустройство населенных мест;

г) обследование работников животноводства.

9. Назовите личиночные стадии в цикле развития цепней:

а) яйцо;

б) онкосфера;

в) цистицерк;

г) ценур.

10. Назовите промежуточного хозяина вооруженного цепня:

а) свинья;

б) КРС;

в) человек;

г) собака.

11. Какие органы прикрепления имеются на сколексе вооруженного цепня:

а) присоски;

б) крючья;

в) ботрии;

г) губы.

12. Где паразитирует свиной и бычий цепень в организме человека?

а) тонкий кишечник;

б) печень;

в) легкие;

г) мозг.

13. Какие системы органов имеют ленточные черви?

а) выделительная;

б) нервная;

в) половая;

г) пищеварительная.

14. Каким гельминтом можно заразиться при употреблении говяжьего мяса, прошедшего недостаточную термическую обработку?

а) кошачьим сосальщиком;

б) печеночным сосальщиком;

в) свиным цепнем;

г) бычьим цепнем.

15. Методы лабораторной диагностики эхинококкоза?

а) иммунологические реакции РСК,РДДГ,РИМ;

б) иммунологические реакции РИФ, РНГА, РЭМА;

в) обнаружение яиц и члеников в фекалиях;

г) внутрикожная проба Кацони.

16. При каком виде взаимоотношений организмов, один питается остатками другого?

а) паразитизм;

б) хищничество;

в) комменсализм;

г) мутуализм.

17. Определите наиболее характерный путь заражения животных гельминтозными болезнями?

а) перкутанный;

б) трансмиссивный;

в) алиментарный;

г) контактный.

18. Как называется мероприятие, направленное на уничтожение возбудителей болезни животных на всех стадиях его развития?

а) дегельминтизация;

б) дезинфекция;

в) девастация;

г) дератизация.

19. Кто является дефинитивным хозяином при фасциолезе, дикроцелиозе?

а) кошки;

б) собаки;

в) лошади;

г) крс, мрс.

20. Без наличия, какого хозяина невозможно распространение возбудителя и заражения животных?

а) резервуарного;

б) промежуточного;

в) факультативного;

г) облигатного.

21. Какие организмы являются промежуточными хозяевами в жизненном цикле возбудителей трематодозных болезней?

а) рыба;

б) муравьи;

в) моллюски;

г) кровососущие насекомые.

22. От каких болезней необходимо дифференцировать ценуроз овец?

а) сальмонеллез;

б) эстроз;

в) бешенство;

г) эхинококкоз.

Преподаватель:

Молодцы ребята, вы очень хорошо отвечали на вопросы. А теперь давайте подведем небольшой итог:

Рефлексия.

Рефлексивные вопросы (студенты отвечают на поставленные вопросы):

1. Чем для вас важен первый сегодняшний урок?

2. Все ли мы вспомнили и повторили? Готовы ли вы к продолжению деловой игры?

Преподаватель:

Вы отдохнули, а теперь давайте рассмотрим с вами краткую лекцию и презентацию (приложение 1) по новому материалу, для обобщения уже имеющихся знаний на тему: «Паразитизм. Виды паразитизма». Давайте кратко законспектируем тему лекции.

Содержание лекции:

Паразиты (греч. Рага - около, sitos - питание) живут на поверхности или внутри других живых организмов (хозяев), питаются соками и тканями последних и оказывают в разной степени выраженное, вредоносное действие на организм своих хозяев. Паразитизмом называется антагонистическое взаимоотношение разнородных организмов, при котором один, называемый паразитом, использует другого (хозяина) как источник питания и постоянного или временного обитания, вызывая в организме хозяина иммунобиологические реакции (аллергию) и другие патологические процессы.
Эволюция. Вероятно более мелкий организм поселился в жилище более крупного или вблизи него и со временем перешёл на тело хозяина, а затем и внутрь, переключаясь на питание за счет его жизненных соков и таким образом причиняя ему вред. Квартирант превратился в конечном итоге в паразита, а тело хозяина стало для него средой обитания. Виды паразитизма.
Паразитов подразделяют на облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Паразитов так же делят на эктопаразитов -обитающих на поверхности тела хозяина, и эндопаразитов, живущих во внутренних полостях, тканях и клетках хозяина. Паразиты могут быть периодическими - у них в цикле развития сохраняются свободноживущие стадии(ленточные черви, сосальщики). И постоянными - проходят полное развитие в организме хозяина(вши, пухоеды, чесоточные зудни).Различают временных паразитов использующих хозяев только для питания, и стационарных паразитов-паразиты проводят на хозяине большую часть жизни.
Сверхпаразтизм. В ряде случаев паразиты сами становятся средой обитания других видов - возникает явление сверхпаразитизма, или гиперпаразитизма. Например, для паразита капустной белянки наездника известно более 20 видов вторичных паразитов из перепончатокрылых. Явления сверхпаразитизма в растительном мире сравнительно редки. К ним относятся случаи поселения одного вида омелы на другом Паразитология. Различают фитопаразитологию и зоопаразитологию. Фитопаразитология изучает паразитов растительного происхождения (бактерии, фильтрующиеся вирусы, грибки, риккетсии), вызываемые ими болезни (инфекционные) и меры борьбы с ними. Зоопаразитология изучает животных, ведущих паразитический образ жизни (гельминтов, насекомых, клешей и простейших), болезни, которые они вызывают (инвазионные или паразитарные), и меры борьбы с ними. Некоторые паразиты (спирохеты) занимают промежуточное положение между низшими растениями и животными.

Паразитоценоз.
У животных паразиты встречаются среди многих типов. Имеются отряды и классы, целиком представленные паразитами например - из простейших-споровики, из плоских червей-трематоды (сосальщики), из насекомых -блохи, вши. Как правило, хозяин бывает заражён несколькими видами паразитов, которые локализуются в различных органах, тканях и образуют своеобразное сообщество-паразитоценоз.
Пути проникновения.
Попадают в пищеварительный тракт с пищей; Активно пробуравливают покровы и внедряются через них; Передаются при посредстве переносчиков.
Характерные особенности. Характерная особенность паразитов редукция у них одних органов(пищеварительной системы, органов чувств, конечностей) и усложнение других (половой системы, органов прикрепления)С развитием паразитических свойств возрастает специализация паразита, сужается круг его хозяев.

Система «паразит-хозяин».
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным экологическим закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности популяции хозяев а иногда определяют направленность микроэволюционных процессов -ген серповидной- клеточной анемии. Хозяева подразделяются на промежуточных и окончательных.
Жизненные циклы. Часто жизненный цикл паразита чрезвычайно сложен и связан не с одним, а с несколькими хозяевами, иногда далекими друг от друга в систематическом отношении. Меры борьбы. Элементарная личная гигиена; Употребление тщательно промытой и проваренной пищи; Вакцинация животных и вакцинация при путешествиях в другие страны ; Правильное питание; Очищение кишечника; Поддержание иммунитета; Народные методы; Химические препараты.

Студенты:

Ребята начинают записывать лекционный материал с использованием презентации и вместе с преподавателем проводят обсуждение нового материала и закрепляют уже полученные в процессе изучения паразитологии знания.

Преподаватель:Лекция закончена, есть ли у вас какие - нибудь вопросы по ней. Если нет, тогда давайте преступим к следующему конкурсу под названием «Верю, не верю». Командам предлагаются вопросы по паразитологии, в которых преподаватель озвучивает следующие фразы «Верно ли следующее высказывание» в одном случае, либо «Неверно следующее высказывание» в другом случае. Студенты соответственно отвечают «Да» или «Нет». Всего 10 вопросов. Напоминаю условие данного конкурса: участники той команды, которые поднимут руки первыми, получают право на первый ответ. Если же участник или участники первой команды отвечают неправильно, право на ответ переходит ко второй команде. Итак, начинаем следующий этап конкурса.

Студенты:

Студенты начинают отгадывать верно или не верно предложенное высказывание. Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону (по 1 баллу).

Вопросы:

1. Правда ли, что дефинитивным хозяином цистицеркоза КРС является человек? (Ответ: да)

2. Правда ли, что длина половозрелой особи при цистицеркозе КРС достигает 20 м? (Ответ: да)

3. Правда ли, что все внутренние органы фасциол компактного типа? (Ответ: нет)

4. Правда ли, что трематоды относятся к классу круглых червей (Ответ: нет)

5. Правда ли, что описторхоз карповых не подлежит лечению (Ответ: да)

6. Правда ли, что тело цестод, состоит из зрелых и гермафродитных члеников? (Ответ: да)

7. Правда ли, что яйца фасциол имеют золотисто-желтый цвет? (Ответ: да)

8. Правда ли, что дополнительным хозяином, при дикроцелиозе является муравей? (Ответ: да)

9. Правда ли, что личинка возбудителя токсокароза не способна проникать через плацентарный барьер? (Ответ: нет)

10. Правда ли, что ценуроз церебральный (вертячка овец), проходит клинически в четыре стадии? (Ответ: да)

Преподаватель:

Следующий конкурс «Ситуация» (конкурс капитанов). Вниманию каждого из капитанов предоставляются ситуационные задачи, тот капитан, который первым их решает, выигрывает.

Студенты:

Капитаны команд получают на отдельном листке бумаги, по одной ситуационной задачи. В течение 2 минут проводят обсуждение каждый со своей командой и предлагают и демонстрируют свои варианты ответов. Капитаны, отвечающие наиболее правильно и наиболее точно демонстрирующие свои навыки будущих ветеринарных фельдшеров, получают по 1 жетону за каждый правильный ответ (1 балл).

Ситуационные задачи:

Задача 1.

Телят пасли на низинных заболоченных участках, водопой осуществлялся из мелкого стоячего водоема. У животных снижена упитанность, наблюдаются извращенный аппетит, поносы, нарушение функции желудочно-кишечного тракта, желтушность слизистых оболочек. Постепенно развивается водянка, кахексия, анемия, желтуха, которые приводят к гибели животных.

При забое теленка в ноябре месяце в желчных ходах печени, стенки которых резко утолщены и петрифицированы находят плоских листовидной формы паразитов длиной около 2-3 см и шириной 1 см.

1. Поставьте диагноз.

2. Разработать меры борьбы: лечение и профилактику.

Правильный ответ: фасциолез

Задача № 2.

При интенсивной инвазии у ягнят и телят, реже взрослых животных, отмечается понос, чередующийся с запором, вздутие живота, нередко затрудненный акт дефекации, нервные явления (манежные движения, подёргивание мускулатуры, запрокидывание на спину головы), анемичность слизистых оболочек. Животные часто отстают от стада, больше лежат, неохотно принимают корм, задняя часть тела у них испачкана жидкими фекалиями. Отмечаются случаи падежа среди молодняка.

1. Поставить диагноз.

2. Уточнить его лабораторно.

3. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия с этим заболеванием.

Правильный ответ: ценуроз церебральный (вертячка овец)

Задача № 3.

Личиночная стадия возбудителя поражает в основном травоядных животных. У них отмечается постепенное исхудание, нередко доходящее до истощения, понижение продуктивности. При локализации пузырей в печени преобладает желтушность, расстройство пищеварения, при поражении лёгких – затрудненное дыхание, одышка, кашель. Неполноценное кормление и плохие условия содержания способствуют более тяжелому течению болезни. Отмечаются случаи падежа больных животных.

1. Поставьте диагноз.

2. Как лечить дефинитивных хозяев и как профилактировать животных являющихся,

промежуточными хозяевами?

3. Разработайте систему борьбы с эти заболеванием.

Правильный ответ: эхинококкоз

Преподаватель:Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Можно с уверенностью сделать вывод, о том, что вы умеете ориентироваться даже в самых сложных и экстремальных ситуациях. А теперь давайте вместе с вами подведем итог нашей сегодняшней деловой игры. Прошу каждого из капитанов команд подсчитать количество набранных жетонов.

Студенты:Подсчитывают количество жетонов, и проводится награждение лидера.

Закрепление материала

Преподаватель: задает вопросы

1. Чем занимается паразитолог? Нужен ли он в ветеринарной медицине?

2. Каковы основные задачи паразитологии?

3. Можно ли открыть свое дело, не изучая рынок?

4. Для чего нужна паразитология?

Преподаватель:

Подведем итоги нашего сегодняшнего занятия:

Рефлексия

n Что нового вы узнали на уроке?

n Чем важен для вас данный урок?

n Сделайте выводы по уроку.

n Составьте предложения с понятиями «паразитология», «паразитизм».

Студенты:отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель:разъясняет домашнее задание

n записи в тетради

n составить кроссворд по новой теме, 10 вопросов.

Студенты:записывают задание в тетрадь.

Преподаватель:Урок окончен, можете быть свободными!!!

Заключение

Взятая за основу в методических рекомендациях по проведению открытого урока кейс-технология является одной из новых форм эффективных технологий проблемно - ситуационного обучения.

кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

 

Приложение 1


 

 

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.