Изучение особенностей Я-концепции Е. Пирс, Д.Харрис
- Объединяются ответы “верно” и “скорее верно, чем неверно” рассматриваются вместе (обозначаются в ключах знаком “+”), ответы “скорее неверно, чем верно” и “неверно” также объединяются (обозначаются в ключах знаком “-”).
- Выявляется тенденции к социальной желательности ответов
Ответы по шкале социальной желательности сопоставляются с ключом (см. табл. 1).
Таблица 1.
Шкала социальной желательности
Варианты ответов
| Пункты шкалы
|
“+”
| 6 24 25 42 60 62 72
|
“-”
| 15 53 83
|
В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, результаты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать социально желательные ответы. В этом случае к результатам, полученным по шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как ориентировочные.
Необходимо провести дополнительное исследование с использованием другого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение и т.п.).
- Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты испытуемого сопоставляются с ключом (таблица 2). Совпадение с ключом - один балл.
Таблица 2.
Ключ
1. -
| 23. -
| 46. +
| 69. -
|
2. +
| 26. -
| 47. +
| 70. -
|
3. -
| 27. +
| 48. -
| 71. +
|
4. -
| 28. +
| 49. +
| 73. -
|
5. +
| 29. -
| 50. -
| 74. -
|
7. -
| 30. -
| 51. -
| 75. -
|
8. -
| 31. +
| 52. -
| 76. +
|
9. -
| 32. +
| 54. +
| 77. -
|
10. +
| 33. +
| 55. -
| 78. +
|
11. -
| 34. +
| 56. +
| 79. +
|
12. -
| 35. -
| 57. -
| 80. +
|
13. +
| 36. -
| 58. +
| 81. +
|
14. -
| 37. +
| 59. +
| 82. +
|
16. -
| 38. -
| 61. +
| 84. +
|
17. +
| 39. +
| 63. +
| 85. -
|
18. +
| 40. +
| 64. -
| 86. +
|
19. +
| 41. +
| 65. +
| 87. -
|
20. +
| 43. -
| 66. +
| 88. -
|
21. +
| 44. +
| 67. -
| 89. -
|
22. -
| 45. -
| 68. +
| 90. +
|
Полученный результат записывается в графе “Сб” (сырой балл).
Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с которым определяется уровень самоотношения. выделяется 5 уровней самоотношения (таблица 3).
Таблица 3.
Уровень самоотношения
Количество баллов
| Стенайн
| Уровень
|
0-19
|
| V
|
20-33
|
| IV
|
34-45
|
| Ш
|
46-51
|
| П
|
52-57
|
|
58-62
|
| I
|
63-68
|
|
69-75
|
| Ш
|
Более 75
|
| V
|
Стенайн записывается в графе “Ст”
Уровень самоотношения - в графе “УС”
Значение уровней самоотношения:
I уровень - очень высокий уровень самоотношения
II уровень высокий уровень, соответствующий социальному нормативу
III уровень - средний уровень самоотношения
IV уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения
V уровень - предельно высокий уровень (может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий уровень самоотношения. Группа риска.
- Подсчитываются баллы по отдельным факторам (таблица 4). Совпадение с ключом - один балл.
Результаты фиксируются в соответствующих графах.
Таблица 4
Фактор (ключ)
| Интерпретация, кол-во баллов
|
I. Поведение (П):
13+ 14- 16 - 26 - 27+ 29- 38- 39+ 64- 70 –77- 85 - 86 +
Всего 13 пунктов
| А/ 0-4 балла
Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых;
Б/ 6-9 баллов
Обычно свидетельствует о реалистичном отношении к своему поведению
В/ 10-13 баллов
Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требованиям взрослых
Для групп А и В дополнительно полезно выявить отношение к такому поведению (оно может характеризовать негативистическое отношение к требованиям - “я веду себя плохо и очень этим доволен”; Подросток может переживать из-за того, что продолжает выполнять требования взрослых (как маленький), и относится к этому отрицательно, возможны и оценка, соответствующая оценке взрослых.
Однако следует иметь в виду, что суммарная оценка в общем ключе (табл.1) предполагает, что
Соответствие требованиям взрослых рассматривается подростком как положительная черта
|
П. Интеллект, положение в школе (И):
5+ 10+ 18+ 19+ 23- 28+ 30- 34+
37+ 47+ 54+ 66 + 75- 79+ 80+
всего 15 пунктов
| А/ 0-5 баллов
Низкая самооценка интеллекта, школьной успешности
Б/ 6-10 баллов
Самооценка интеллекта и школьной успешности среднего уровня
В/ 11-15 баллов
Высокая самооценка.
Самооценку в этой области целесообразно сопоставить с уровнем реальной успешности. Важно также проанализировать отношение подростка к своей школьной успешности.
|
Ш. Ситуация в школе (Ш)
8- 11- 13+ 31+ 35- 50- 56+
всего 7 пунктов
/
| А/ 0-2 балла - подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь, тревогу, скуку.
Б/ 3-4 балла -нейтральное отношение к школе
В/ 5-7 баллов -позитивное восприятие школьной ситуации
Необходимо проанализировать причины негативного восприятия школьной ситуации
|
IV. Внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников (В)
9- 17+ 33+ 44+ 46+ 61+ 68+ 73- 78+ 82+ 85-
всего 11 пунктов
| А/ 0-3 балла.
Низкая самооценка внешности, физических качеств
Б/ 4-7 баллов
Средняя самооценка
В/ 8-11 баллов
Высокая самооценка.
Низкая (а нередко и средняя) самооценка внешности – фактор риска, она может быть причиной низкой общей самооценки подростка, его общей неудовлетворенности собой.
|
V. Тревожность (Т).
4+ 7+ 8+ 11+ 32- 41- 43+ 49- 55+ 84- 89+
всего 11 пунктов
Следует обратить внимание на то, что знаки в данном случае обратны по отношению к общему ключу (табл. 1)
| А/0-4 балла -высокий уровень эмоционального благополучия, низкий (адаптивный) уровень тревожности
Б/ 5-7 баллов – средний уровень тревожности
В/ 8-11 баллов -высокий уровень тревожности
Подростки группы “В” нуждаются в психологической помощи.
|
VI. Общение (О). Популярность среди сверстников, умение общаться:
1- 3- 7- 12- 17+ 22- 31+ 37+ 45- 51- 55- 56+ 58+ 65+ 66+ 71+ 74- 76+ 78+
всего 19пунктов
| А/ 0-6 баллов - низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться. Свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении у подростка.
Б/ 7-13 баллов -средняя самооценка
В/ 14-19 баллов -высокая самооценка в общении, характеризующая переживание удовлетворенности в этой сфере.
Следует сопоставить эти данные с результатами объективного исследования положения школьника среди сверстников
|
VI. Счастье и удовлетворенность (У):
2+ 40+ 44+ 50- 57- 59+ 67- 88- 90+
всего 9 пунктов
| А/0-2 балла – переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией
Б/ 3-5 баллов -реалистичное отношение к жизненной ситуации
В/ 6-9 баллов -полное ощущение удовлетворенности жизнью
|
- Положение в семье (С)
16- 19+ 29- 36- 43- 67- 70- 81+/ 8 пунктов
| А/ 0-2 балла - подросток не удовлетворен своим положением в семье
Б/ 3-5 баллов -средняя степень удоволетворенности
В/ 6-8 баллов -высокая степень удовлетворенности.
Низкая степень удовлетворенности ситуацией в семье может рассматриваться как фактор риска.
|
- Уверенность в себе
5+ 9- 10+ 14 - 18+ 20+ 21+ 28+ 39+ 40+ 48-
- 63+ 69- 85- 86+ 87- 90+
всего 18пунктов
| А/ 0-5 баллов - неуверенность в себе
Б/ 6-15 баллов -средний уровень уверенности в себе, реалистичная самооценка.
В/ 16-18 баллов -чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего носит компенсаторно-защитный характер. Вместе с тем, особенно у младших подростков свидетельствовать об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.
В психологической помощи нуждаются как неуверенные в себе, так и чрезмерно уверенные в себе школьники.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.