Здавалка
Главная | Обратная связь

Истоки и ранняя история иконоборчества. Святой Иоанн Дамаскин



В христианской культуре икона занимает поистине уникальное место. Икона никогда не рассматривалась только как произведение искусства. В православном понимании, икона - это прежде всего "вероучительный текст, призванный помочь постижению истины". Развитие учения об иконопочитании и догматическое обоснование его началось с VII века. До начала VII века "иконоборчество развивалось в Церкви подспудно и возрастало вместе с ростом иконопочитания, как его тень. Правда, то была еще незначительная сила, и официальная Церковь не считала нужным ее опровергать и как-то с ней бороться". Можно выделить несколько причин возникновения иконоборчества.

Первая - это появление реалистических изображений в IV веке, сменивших прежние символические изображения. Они понравились далеко не всем, и поэтому многие учители Церкви боролись с этими нововведениями.

Во-вторых, по мнению проф. В.В. Болотова, гонение на иконы было вызвано не внешними причинами (как то воспитание Льва среди еретиков, желание добиться от мусульман веротерпимости к христианству и др.), а являлось "одним из моментов целой и сложной политической программы иконоборцев, программы новой, развитой в противоположность той, которая до сих пор держалась в Византии". Новая программа иконоборцев заключалась, прежде всего, в лишении Церкви возможности влиять на светскую власть. До иконоборцев светские должности могли занимать люди в священном сане и даже монахи. Главной целью императоров-иконоборцев стало изменение религиозной жизни народа. Не отрекаясь от христианства и Церкви вообще, они хотели довести обрядовую сторону жизни Церкви до минимума.

Первым из императоров, кто открыто решился на отрицание иконопочитания, был император Лев Исавр (717 - 741гг) из так называемой Исаврической династии.

Уже через 10 лет после начала своего правления император Лев посчитал необходимым проведение реформ внутри Церкви для решения некоторых внутрицерковных проблем. Своими действиями он не только не смог решить этих проблем, но и вызвал глубокий раскол внутри Церкви, который отозвался многочисленными жертвами и появлением целого ряда новомучеников и исповедников. Проведение реформ было связано с фактом отрицания некоторыми епископами. Так, например, епископ Наколии Константин, не сумев согласовать для себя почитание икон со 2-й заповедью, отменил в своей епархии почитание святых образов, чем вызвал гнев у других церковных иерархов. Этот, а также ряд других подобных случаев навел императорское окружение на мысль о греховности иконопочитания. И последней каплей, стало землетрясение в 726 г., "В Византии увидели в этом гнев Божий, занялись вопросом о том, что его вызвало, и в политических сферах нашли, что византийцы прогневали Бога своим иконопочитанием". И в этом же году был издан указ против иконопочитания. После издания указа, в Константинополе решили убрать весьма почитаемый образ Христа Поручителя на Халкопратийских вратах. Но женщины, просившие не снимать образ, встали на его защиту. Они опрокинули лестницу вместе со снимавшим образ человеком и засекли его насмерть прутьями. В ответ император приказал казнить их.

В 726 г., когда в Византии начались активные споры об иконопочитании, Иоанн Дамаскин решительно вступил в спор с иконоборцами и написал "Защитительное слово против отвергающих святые иконы", адресовав это послание всей Византийской Церкви. В этом обращении преподобный Иоанн Дамаскин объясняя отличие поклонения св. иконам от языческого поклонения идолам пишет, что "запрещения Ветхого Завета против почитания кумиров ничего не говорят против разумного почитания св. икон. Предмет их, идолы, - плод ума, потерявшего из вида истинного Бога; они даны иудеям, как дан им закон об обрезании вовсе не относящийся к христианам". Когда же в 730 г. Лев III издал иконоборческий эдикт и патриарх Герман под его давлением вынужден был снять с себя омофор, преподобный Иоанн написал второе "Защитительное слово". В этом своем слове Иоанн смело обличает императора-иконоборца и осуждает его вмешательство в церковные дела. Спустя некоторое время преподобный написал 3-е "слово", в котором указывает на потребность св. икон в человеческой природе: "Господь назвал учеников своих блаженными за то, что их глаза видели и их уши слышали Его И мы желаем благословения за то, что мы видим и слышим. Из книг мы слышим слова Его и чтим эти слова; точно так чрез иконы мы освящаемся мыслями о Его телесном виде, о Его чудесах, о Его страданиях". Эти послания оказали очень большое влияние на развитие событий в Византии, обратив к православию многих иконоборцев. Но у императора эти апологии вызвали только гнев. И Лев III задумал отомстить своему обличителю. Он повелел сделать подложное письмо к халифу, в котором Иоанн Дамаскин якобы выражает желание заключить союз с Византией против халифа. Халиф поверил императору и приказал отрубить руку мнимому изменнику и повесить ее на всеобщее обозрение. Через несколько дней, когда гнев халифа утих, Иоанн попросил вернуть ему руку под предлогом захоронения ее. Придя в келию, он начал молится Божией Матери, прося Ее исцелить его руку. После молитвы он заснул. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его руку сказав: "Вот рука твоя стала здоровой, не медли более и сделай ее "тростью книжника скорописца" , как ты обещал мне". После этого случая Иоанн решил оставить службу при халифе и уединился в монастыре преп. Саввы Освященного. В монастыре Иоанн Дамаскин стяжал многие добродетели, "искоренив всякую гордость и самомнение". Но только одно сильно угнетало преподобного - ему пришлось оставить свою литературную деятельность. Однажды, по просьбе одного из братьев, он написал погребальное песнопение "Кая житейская сладость пребывает в печали непричастна?...", в наказание за что он вычистил все отхожие места в монастыре. Выполнив это с особым старанием он показал, что готов вытерпеть любое наказание, но не оставить своего любимого занятия. После этого ему было разрешено вновь заняться литературной деятельностью. В этот период своей жизни он написал множество церковных песнопений, создал Осмогласник и отредактировал Иерусалимский устав. Также он неоднократно писал труды против несториан, монофизитов, монофелитов и особенно иконоборцев. Здесь же он написал свой знаменитейший труд "Источник знания". Такая активная жизнь в монастыре не могла быть не замечена, и поэтому, по настоянию Иерусалимского патриарха Иоанна, преподобного рукоположили в сан иерея. В арабском житии говорится, что патриарх посвятил его чуть ли не насильно. После своего рукоположения он некоторое время служил в Воскресенской церкви в Иерусалиме. Но затем, после смерти патриарха, он был отпущен обратно в монастырь. Точную дату смерти преподобного Иоанна Дамаскина установить, по мнению историков, сложно. Учитывая, что участия в VII Вселенском Соборе он не принимал, следует считать датой его смерти период до 780 г. Исходя из этого многие историки придерживаются мнения, что Иоанн Дамаскин умер в 777 г.

Святая Церковь чтит память преподобного Иоанна Дамаскина, прославившегося своей подвижнической жизнью и своими трудами против иконоборцев. Память о преподобном Иоанне в основном сохранилась в его сочинениях и церковных песнопениях.

Однако позднее, в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Седьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года (который было постановлено не считать «вселенским»). Императоры Никифор , Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 года были признаны вновь.

Наконец в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.