Здавалка
Главная | Обратная связь

Его Святейшество Далай-лама XIV

 

Учитель Дигнага родился в семье брахмана, в городе Синхавакта на юге Индии. В молодости он блестяще изучил Веды и другие мирские науки, а затем принял монашество в традиции Ватсипутрия от настоятеля Нагадатты и получил имя Дигнага. Под его опекой он изучил Трипитаку по системе Ватсипутрия. Затем он отправился к великому учителю Васубандху для изучения священных текстов и сущностных наставлений Махаяны. Так он изучил все священные тексты Хинаяны и Махаяны в целом и, в частности, получил наставления, берущие начало от Покровителя Майтреи. Во время молитв он мог прочитывать наизусть пятьсот сутр Махаяны.

Великий Дигнага написал комментарии ко всему Учению Будды. Желая упрочить традицию логики, он сочинил свыше сотни различных текстов по теории познания, включая «Исследование объекта познания» (Аламбана-парикша). Работая над «Кратким изложением источников достоверного знания» (Прамана-самуччая), он собрал ключевые моменты всех написанных прежде трактатов по теории познания, а затем принялся писать вступительную строфу, вознося хвалу Будде:

Кланяюсь тому, кто стал авторитетным источником для всех,
Кто стремится к благу всех живых существ,
Учителю, Сугате и Защитнику!

Как только Дигнага вывел эти строки мелом на грифельной доске перед пещерой, где медитировал, тотчас же яркий свет залил весь мир. Небуддийский учитель Кришнамуни-раджа решил выяснить причину этого свечения и, прибегнув к ясновидению, понял, что свет стал следствием написания этих строк. С помощью магической силы он перенесся к уединенному жилищу Дигнаги и стер эти строки, пока тот ходил за подаянием. Так он поступал трижды. На третий раз Дигнага написал ему в ответ:

«Если вы стираете строки ради шутки, то перестаньте, ибо они пишутся ради великой цели. Если же вы желаете вступить со мной в спор, то покажитесь, и мы устроим диспут».

В тот день, когда Дигнага вернулся, собрав подаяния, Кришнамуни-раджа ждал его у пещеры. Будучи трижды поверженным безупречной аргументацией Дигнаги, Кришнамуни-раджа сказал: «Теперь потягаемся в сверхъестественных силах». И как только он произнес эти слова, изо рта его вырвалось пламя и сожгло три монашеских одеяния и другое имущество Дигнаги. Расстроившись, Дигнага подбросил в небо свою грифельную доску, сказав: «Найдется немало назойливых людей, кто помешает мне в трудах на благо других. Когда эта доска упадет на землю, я буду стремиться к освобождению лишь для себя одного». Однако грифельная доска так и не упала на землю. Он взглянул в небеса и увидел Манджушри с доскою в руках. «В будущем этот текст станет единственным оком для всех живых существ», - сказал Манджушри, своим предсказанием успокоив Дигнагу и вдохновив его на завершение «Краткого изложения источников достоверного знания» (Прамана-самуччая). Работая над этим трактатом, Ачарья Дигнага проявил великое сострадание и целеустремленность. Так он даровал око различающей мудрости всем существам.

«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.