Здавалка
Главная | Обратная связь

Алгоритм написания сочинения (ЕГЭ – задание 25)

Элемент композиции сочинения Что необходимо делать на этом этапе. О чём нельзя забывать. Клише, речевые обороты, которые можно использовать
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения). Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано! … – вот тема, к которой обращается автор текста. Этот текст (статья) о … Автор обращается к актуальной теме – теме… Этот текст о … Автор посвящает статью…
  Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Проблем в тексте может быть несколько. Важно комментировать не весь текст, а ту проблему, которую вы увидели и заявили вначале. Какую проблему выбрать? Важно выбрать ту проблему, над которой автор размышляет больше всего и по поводу которой отчетливо заявлена авторская позиция. Проблема (чего?); Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить; Можно коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания. Автором проблема может быть поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована
2. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии необходимо говорить, что делает автор. Это самое важное и сложное! • Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к …. • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:… · Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя… · Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. · Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что… · Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры. · Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы. · Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
· Автору важно убедить читателя в том, что…   Почему важно уметь комментировать основную проблему текста? Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему. В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или его части, рассуждений по поводу всех проблем текста, комментариев о действиях героев текста. Необходимо избегать повторов слова «проблема», не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..». Это приведёт к снижению количества баллов по речевому критерию!
Категории проблем - проблема может быть социальная, общественно-политическая, идеологическая, морально-этическая, философская, психологическая, нравственная, эстетическая. Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов: общественно-значимая, животрепещущая, жизненная, насущная, первоочередная, острая, важная, серьёзная, спорная, глубокая, злободневная, актуальная, главная, сложная, принципиальная, жгучая, наболевшая, основная, неразрешимая, назревшая Проблема может заставить читателя глубоко задуматься, рассуждать вместе с автором, лучше понять себя и окружающих, лучше понять трагизм происходящего, серьёзно размышлять, критичнее относиться к…, по-иному посмотреть на…, поделиться мыслями о…
3. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл). Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно.   Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Автор может посвящать свою статью… , решать заявленную проблему, эмоционально воздействовать на читателя, делать читателя своим союзником, образно воссоздавать картину происходящего, выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы), образно представлять суть проблемы, которая его волнует, усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо, передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений), раскрывать сущность поставленной проблемы, точно формулировать (выражать) мысль, заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей), показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы), формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме, пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений, подчёркивать остроту поставленной проблемы, видеть глубину и актуальность проблемы, обращаться к традициям русской жизни, литературы…, выражать мнение большинства, пытаться понять, почему…, ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа, помочь нам увидеть традиционную тему по–новому, утверждать, что…, уточнять некоторые моменты, писать интересно и ново о старых проблемах, ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов, привести в качестве примера цитату, быть строгим судьёй негативным явлениям жизни, намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы, заставить нас самих решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор), приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни, убедительно доказывать, используя конкретные примеры, дать новую жизнь старой теме, формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятой проблеме, подчеркнуть истинное положение вещей, показывать образец поведения, отношения к жизни, иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) повествовать о событиях и героях, говорить с тревогой о наболевших проблемах, открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…, призывать нас к …, представлять истинную картину происходящего, использовать ряд убедительных аргументов, побуждать искать истину, стараться объяснить, почему…, заставить сделать переоценку отношения к ... поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной. Автор стремится реализовать цели: Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой Эмоционально воздействовать на вас Найти в вас единомышленника Клише: Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: … – в этих словах, по–моему, отражена основная проблема текста. … – это высказывание точно отражает мысль автора. Позиция автора очевидна: он…
4. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Нельзя ни в коем случае оскорблять автора, выражать сомнение в его адекватности или умственных способностях. Нельзя не согласить с автором в том, что… С автором можно поспорить … Автор прав в том, что… Однако его мысль о … вызывает сомнение С автором трудно согласиться или не согласиться Позиция автора близка (понятна) мне Я не разделяю или разделяю точку зрения автора Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю, что… Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений… Автор убедительно доказывает, что… Автор, по–моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что… Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
5. 6. Аргументируем свою позицию Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.(микровывод после каждого аргумента!) Необходимо каждый аргумент начинать с нового абзаца, приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих. Аргументы должны быть точными. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными. Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосочетаний: Обратимся к (факту, воспоминаниям кого–либо, научным данным…) Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующим образом. Подтверждением сказанному может служить следующий факт:… Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. В этом легко убедиться, обратившись к… С помощью вводных слов и словосочетаний: Например,… Допустим,… По свидетельству кого-либо,… Предположим,… Во-первых, …, во-вторых, … и т.д. С помощью союзов и придаточной части: Так как… Потому что… Оттого что… Благодаря тому, что… В связи с тем, что…
7. Заключение Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление.   Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.   Алгоритм написания сочинения-рассуждения: 1. Вступление, в котором формулируется проблема, над которой размышляет автор. 2. Комментарий. 3. Выявление позиции автора. 4. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). 5. Первый аргумент. 6. Второй аргумент. 7. Вывод (заключение).   Таким образом,… Итак,… Подводя итог своим размышлениям, хотелось бы сказать… Вывод напрашивается сам собой.  
             

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.