Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 18 страница



[511] ...присла по мя князь Давыдъ. — Эти слова указывают на рассказчика, а далее Давыд Игоревич обращается к нему по имени: «Да се, Василю, шлю тя...».

[512] Всеволожь — город на реке Западный Буг к юго-западу от Владимира Волынского (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX—XIII вв. Киев, 1985. С. 35—36), Шеполь — город северо-западнее Луцка, Перемиль — город южнее Луцка. Вероятно, предлагая города в центре собственных владений, Давыд рассчитывал тем самым поставить Василька в полную от себя зависимость.

[513] Азъ бо ляхомъ много зла створихъ... — Возможно, Василько вспоминает свой поход в Польшу с половцами в 1092 г.

[514] Берендеи — тюркское племя, жившее на южных рубежах русских княжеств.

[515] ...реку брату своему Володареви и Давыдови... — Василько называет рядом с братом и своего врага Давыда (двоюродного дядю), вероятно, желая подчеркнуть свою прежнюю доверительность ему.

[516] Бужьск — город в верховьях реки Западный Буг (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории. С. 36—37).

[517] Турийск — город на реке Турья, к северо-востоку от Владимира Волынского.

[518] И въздамъ месть ...ненавидящимъ его въздасть. — Вт. 32, 41 и 43.

[519] Владислав-Герман — польский король (1079—1102 гг.).

[520] Черненъ — видимо, Червен — город в междуречье рек Вепш и Западный Буг. Древняя Червенская земля — ныне приграничный район Польши к югу от города Хелм.

[521] ...волость отца моего и брата... — Святополк напоминает, что после 1057 г., когда Изяслав перевел владимиро-волынского князя Игоря Ярославича в Смоленск, само княжество было присоединено к Киевской земле. Всеволод Ярославич отдал Владимир Ярополку (брату Святополка), а Ростиславичи, вероятно, находились у него в подчинении и пытались отбить у Ярополка Владимир.

[522] ...сына его два... — Видимо, речь идет о Мстиславе и Ярославе.

[523] Коломан (Кальман) — венгерский король (1095—1116 г.).

[524] Вагр — правый приток реки Сан (притока Вислы), впадающий в нее в районе города Перемышль.

[525] …числомъ 100 тысящь. — Численность венгерских войск, как и численность их потерь (40 000), явно преувеличена. М. Д. Приселков полагал, что здесь отразилась половецкая песнь в честь Алтунопы (Летописание Западной Украины и Белоруссии // Учен. зап. ЛГУ. Серия ист. наук. Вып. 7. Л., 1941. С. 10—11).

[526] Вышегородцы — вероятно, ошибочно вместо выгошевцы (как в Л), то есть воины из города Выгошева, расположенного в Теребовльском княжестве.

[527] Забрало, забороло — помост по верху городской стены, огражденный бревенчатым или досчатым бруствером.

[528] В лѣто 6606. — Статьи 6606 и 6607 гг. повторяют то, о чем рассказывалось в так называемой «Повести Василия об ослеплении Василька Теребовльского»: перемирие у Городца, поход Святополка на Владимир, смерть Мстислава. Но о съезде князей в Витичеве (Уветичах), напротив, рассказано более подробно, чем в «Повести» (там сказано лишь: «А на другое лѣто снемь створиша...»).

[529] ...акы три стези... — В И — «три стяги», отдаем предпочтение варианту Л и Р.

[530] Вниде Мьстиславъ... въ 10. — Перед этой фразой в Л читается: «В лѣто 6608».

[531] ...Святополкъ, Володимеръ, Давыдъ и Олегъ. — В Л упомянут Давыд Игоревич — его имя добавлено в тексте и в переводе.

[532] ...в Божескомъ во острозѣ. Дубенъ и Черторыескъ... — Вероятнее всего речь идет о Бужьске (Бужьск — город в верховьях реки Западный Буг (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории. С. 36—37)), Остроге, городе на реке Горынь (на южной границе современной Ровенской области), Дубне (Дубно на западе той же области) и Черторыеске — городе на реке Стыр, более 60 км. к северо-востоку от Луцка.

[533] Дорогобуж — город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины).

[534] ...затворися... — В переводе опираемся на чтение Л — «заратися», что более подходит по смыслу.

[535] Золотча — левый приток Днепра.

[536] Саков — город на левом берегу Днепра в Переяславском княжестве.

[537] Нура — приток Западного Буга.

[538] ...ускормили есмы собѣ князя... — Мстислав с двенадцатилетнего возраста княжил в Новгороде: сначала в 1088—1093 гг., затем вновь возвращается на новгородский стол в 1095 или 1097 гг.; в 1117 г. был приглашен отцом в Киев.

[539] Болеслав IIIКривоустый — с 1097 г. князь Силезии и Малой Польши, в 1106—1138 гг.— король.

[540] ...Давыдъ Святъславичь... — Далее в Л упоминается еще Давыд Всеславич — сын полоцкого князя.

[541] Ярополк Владимирович — сын ВладимираМономаха; в 1103 г., согласно В. Н. Татищеву (История Российская. М., 1963. Т. 2. С. 129), был смоленским князем.

[542] Сутин — По предположению К. В. Кудряшова (Половецкая степь. М., 1947. С. 91—94), Сутин (Сутѣнь) — река Молочная, впадающая в Азовское море.

[543] Се день ...възвеселимься во нь. — Пс. 117. 24.

[544] ...скруши главы змѣевыя ...брашно ихъ намъ. — Компилятивный текст с использованием Псалтыри (73, 13—14).

[545] Ярослав — видимо, Ярослав Святославич, Муромский князь.

[546] ...за цесаревичь за Олексиничь Цесарюграду... — Ирина, дочь Володаря Ростиславича, была выдана, как полагают, за Исаака — сына византийского императора Алексея Комнина. См.:Пашуто. Внешняя политика. С. 85.

[547] ...Передъслава ...за королевча... — Предслава стала женой герцога Альмоша, сына венгерского короля Гезы I (1074—1077 гг.). Их дочь Адельгейда вышла замуж за чешского короля Собеслова I (1125—1140 гг.). См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 53, 184.

[548] ...иде на Глѣба, поемъше Давыда Всеславича ... — Против минского князя Глеба Всеславича выступил и его брат — Давыд.

[549] Увалися верхъ святаго Андрѣя. — Церковь Андрея Первозванного была возведена Всеволодом Ярославичем в 1086 г. Данное сообщение, как и сообщение о воздвижении церкви, читаются только в И.

[550] ...Яня и Иванка Захарьича и Козарина... — В Софийской первой летописи после имени Яня добавлено: «Вышатича и брата Путяту». Таким образом Янь отождествлен с Янем Вышатичем, о смерти которого «в старости мастите», в возрасте 90 лет, говорится в той же статье. Даже если девяностолетний возраст — эпическое преувеличение, Янь был в эти годы весьма старым человеком. И странно, что глубокого старца, да еще вместе с тысяцким Путятой, направляют в рядовой поход. Скорее всего нападение половцев отражали братья Янь и Иванко Захарьичи, а отождествление двух Янов — домысел. Однако в И другим почерком тоже добавлены слова — «Вышатича» и «и брата его Путяту»: вероятно, это влияние какого-то позднего летописного свода.

[551] ...Еупракси, Всеволожа дщи... — Евпраксия Всеволодовна была обручена с маркграфом Генрихом Шаденским, но вскоре овдовела. В 1088 г. она становится женой императора (с 1084 г.), Священной Римской империи Генриха IV, получив при коронации имя Адельгейда. Евпраксия принимала активное участие в политической борьбе, но в начале 90-х гг. оставила мужа, отличавшегося крайней безнравственностью, и перешла в стан его противников. Вернувшись в Киев, Евпраксия после смерти Генриха (в 1106 г.) постригается. О ее судьбе см.: Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна (1071—1109) // Известия АН СССР. VII серия. 1929. № 8. С. 617—646; Пашуто. Внешняя политика. С. 125—127.

[552] ...преставися Володимеря княгини... — жена Мономаха — Гита, дочь англо-саксонского короля Гаральда. После гибели Гаральда в битве при Гастингсе (в 1066 г.) его семья уехала во Фландрию, а затем в Данию. Бракосочетание Гиты и Владимира состоялось в 1074—1075 гг. Умерла Гита, возможно, в Смоленске, если она сопровождала супруга в поездке. См.:Пашуто. Внешняя политика. С. 134—135.

[553] Вячеслав — сын Владимира Мономаха.

[554] Лубен — город на Суле, ныне — Лубны Полтавской области (Украина).

[555] ...а Шарукань одва утече. — Полагают, что именно эти события имел в виду автор «Слова о полку Игореве», говоря, что готские девы «лелеют месть Шароканю».

[556] Георгий — Юрий Долгорукий, князь суздальский, а в 1155—1157 гг. великий князь киевский.

[557] ...за сына... — Имеется в виду Святослав Ольгович. В 1136 г. он, видимо овдовев, женился на новгородке, от брака с которой у него родился Игорь — герой «Слова о полку Игореве».

[558] ...заложи повеленьемь Глѣбовомъ... — Глеб Всеславич, его жена (дочь Ярополка Изяславича) и тесть были щедрыми жертвователями в Киево-Печерский монастырь. См.: Лихачев.Комментарии. С. 414 и 471.

[559] Синодик — книга, в которой записывали для поминовения умерших. Канонизация Феодосия произошла позднее, но уже в Успенском сборнике рубежа ХП—XIII вв. читается его «Житие», написанное Нестором.

[560] Ерина — В Л вместо имени Ирины читается «Екатерина».

[561] ...у Чина... — В X — «Тчючина». Имеется в виду Чучин—город на Днепре, выше по течению устья Трубежа.

[562] Творя ангелы своя духы ...огнь пламянъ. — Пс. 103, 4.

[563] ...водяшеть бо я ...столпъ огненъ... — Ср.: Исход, 13. 21.

[564] ...Ангелъ твой буди с тобою. — На этом месте обрывается текст в Л, Р и сходных с ними (в части, относящейся к ПВЛ) летописях; далее читается приписка Сильвестра, сообщающая о написании (переписке? редактировании?) летописи в 1116 г. В И рассказ о знамении в Печерском монастыре продолжается.

[565] Яко ангеломъ своимъ ...схранить тя. — Пс. 90, 11.

[566] Къ коей же твари ...и свѣтъ, и день. — Выписка из сочинения Епифания Кипрского, церковного писателя IV в. Этот текст почти дословно совпадает с цитатой из того же автора во Вводной части «Летописца Еллинского и Римского», но начало текста там иное: «Въ пръвый день (сотворил Бог,— О. Т.) небеса и вышняя, и землю, и воды ...и духи, иже служать пред нимъ, иже суть сии: аггели облаком и мъглам...» и далее как в летописи, однако вместо «и таиныя бездны, и суть скровены подъ землею, и преисподънии тьмы» — «водныя, и бездныя, и сущая подземлею пропасти и тьмѣ».

[567] ...повелѣнью Божью. — Далее следует фрагмент «Аще ли кто речеть ...не поганъ ли побѣжаше» — отрывок из «Александрии» в обработке еврейской средневековой хроники «Иосиппон» (См.: Мещерский Н. А. К вопросу об источниках «Повести временных лет» // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 57—65). Александр Македонский в 332 г. до н. э. действительно посетил Иерусалим, но совершенно легендарен восходящий к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия рассказ о том, как полководец поклонился иудейскому богу и смог познакомиться с пророчеством Даниила — сочинением, возникшнм через полтора столетия после походов Александра.

[568] Арам — в еврейском оригинале — «земля Эдом».

[569] Ты еси козелъ ...возмеши царство его. — Пророчество, будто бы предрекающее (а фактически задним число констатирующее) победу Александра над персидским царем Дарием III Коломаном (336—331 до н. э.), содержится в Библии, в Книге пророка Даниила (8, 20—21).

[570] Се ангелъ мой ...лицемъ твоимъ. — Ср.: Исход. 23, 20.

[571] ...понужая его на поганыя, на весну. — Как показал Д. С. Лихачев (Комментарии. С. 473—475), рассказ о совещании князей перед походом 1111 г. почти дословно воспроизводит сообщение в статье 1103 г.

[572] И поидоша въ 2 недѣлю поста ...быша на Сулѣ. — Маршрут и хронология похода были реконструированы К. В. Кудряшовым в его книге «Половецкая степь» (М., 1948. С. 113—119). 26 февраля войско вышло из Переяславля, переправилось через Сулу в районе Лукомля, а затем через Хорол в среднем его течении и приток Псела—Голтву, переправилось через Воркслу в районе Лтавы (современной Полтавы), затем двинулось в район современного Змиева, переправилось через Северский Донец (летописец называет его Доном), двинулось по левому его берегу, а затем, перейдя на правый, князья взяли городки Шарукан и Сугров, располагавшиеся на Донце между устьями Оскола и Казенного Торца. Затем русские повернули назад, и решающее сражение произошло 27 марта на притоке Донца — Сальнице в районе современного города Изюм.

[573] Тѣмже достойно похволяти ангелы... — Отсюда и до слов «...и постави уставы по числу ангелъ» обширная выписка из Хроники Амартола (С. 160—162).

[574] Иоанн Златоуст — византийский церковный писатель и проповедник, один из наиболее почитаемых отцов церкви, константинопольский патриарх в 398—404 гг.

[575] ...со дьяволомъ тѣла ради Моисиева противяся... — Об этом упоминается в Послании апостола Иуды (Иуд. 9) и подробно повествуется в апокрифе о Моисее (См.: Порфирьев В. Я.Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // Сборник ОРЯС. СПб., 1877. Т. 17, № 1. С. 204).

[576] ...Его же видѣ видиньемь и Данилъ летяща... — Следующее далее описание ангела сходно с библейским текстом (Дан. 10, 6).

[577] Отъ нихъ есть осла отвращая ...праздно творяй. — В Библии рассказывается, как ослица заговорила, удерживая пророка Валаама от неугодного Богу поступка (Чис. 22, 27—30).

[578] Иисус Навин — вождь израильтян после смерти Моисея. Данный эпизод см.: Ис. Нав. 5, 13.

[579] ...пророка Амбакума ...посредѣ же левъ прѣпитаеть. — Пророк Даниил был брошен в ров с голодными львами, но остался невредим (Дан. 6, 16—22).

[580] Такоже есть и боголѣпный Рафаилъ ...створи ему. — В библейской книге Товит рассказывается, как демон умерщвлял одного за другим семь женихов Сарры, дочери Рагуила. Сыну Товита Товии ангел Рафаил велел извлечь из пойманной рыбы сердце, печень и желчь и сохранить их. Затем ангел повелел Товии жениться на Сарре, но перед брачной ночью сжечь внутренности рыбы. От этого запаха демон бежал, и молодожены остались живы.

[581] Ибо отроковица Роди ...ангелъ его есть. — В книге Деяний апостолов (12, 12—17) рассказывается, что, когда ангел извел апостола Петра из темницы и он пришел к дому евангелиста Марка и постучал в дверь, то служанка Рода, услышав его голос, не открыла дверь, а побежала сообщить молившимся в доме о его приходе. Ей не поверили, думая, что пришел «ангел его».

[582] Ипполит — церковный писатель, автор толкований на Книгу пророка Даниила. Далее (до слов «...Михаила князя вашего») следует близкий к оригиналу пересказ Библии (Дан. 8, 1 — 13).

[583] Не имамъ с вами ити ...идеть с вами. — Пересказ библейского текста (Исх. Гл. 33).

[584] ...къ Грекомъ и Угромъ ...и до Рима проиде... — Образ разносящейся по всем странам славы мы встречаем также в «Слове о полку Игореве» («Ту Нѣмци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю...») и в «Задонщине».

[585] Всеволожая — вдова Всеволода Ярославича.

[586] ...ведоша Володимерьну Офимью въ Угры за короля. — Евфимия была выдана замуж за венгерского короля Кальмана ІІ (1095—1116 гг.), но вскоре была отослана обратно на Русь из-за ухудшения отношений с Венгрией. Ее сын Борис впоследствии выступал как претендент на венгерский престол (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 167—168). Умерла Евфимия в Киеве в 1139 г.

[587] Тако се древле ...не бяше сего. — См. сноску 381.

[588] Ятровь — жена брата. Здесь речь идет, видимо, о вдове Святополка.

[589] Сѣдѣ на столѣ отца ...мятежь влеже. — Владимир останется великим князем киевским до своей смерти в 1125 г. В 1113 г., став киевским князем, Владимир, стремясь успокоить киевлян, дополнил свод законов — «Русскую правду» разделом «А се уставил Володимерь Всеволодовичь», в котором были расширены права «закупов» — то есть зависимой части населения, отрабатывающей свой долг и ссуду, полученную от феодала.

[590] Выра — приток Сейма, ныне это река Выр.

[591] ...церковь... Николы ...Новѣгородѣ — Николо-Дворищенский собор.

[592] ...глазкы стекляныи ...суть же различь. — Д. С. Лихачев полагает, что говорится о стеклянных «бусинах», вымывавшихся ливнями или речной водой с берега Волхова (Комментарии. С. 480).

[593] Самоядь — ненцы.

[594] ...да почтет фронографа. — Далее следует пересказ из Хроники Амартола и Хроники Иоанна Малалы. См.: Творогов О. В. Античные мифы в Древней Руси — древнерусской литературе XI—XVI вв. // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 8—11. Проб (Пров) — римский император (276—282 гг.), Аврелиан — римский император (270—275 гг.) Сообщение об упавших камнях во Фракии (не в Африке), как и предыдущие два, читаются в Хронике Амартола (См. сноску 381), но попали в летопись через посредство «Хронографа по великому изложению».

[595] ...поча царьствовати ...и хвалити начаша. — Свободный пересказ главы 23 первой книги Хроники Малалы, главы 1 второй книги и главы 4 четвертой книги. В славянском переводе античные боги Феоста—Гефест и Гелиос—Солнце соотносятся со славянскими божествами Сварогом и Даждьбогом. Следует подчеркнуть, что, вопреки распространенному мнению, отождествление это произведено не летописцем, а славянским переводчиком.

[596] Вся елико въсхотѣ ...от послѣднихъ земли.— Пс. 137, 7.

[597] Петръ кловьскый — игумен Влахернского монастыря на Клове.

[598] Случеск — ныне Слуцк, в Минской области Беларуси.

[599] ...къ Мѣньску... — В И — «къ Смоленьску», но по смыслу речь идет о Минске, стольном городе Глеба.

[600] Желъди — Желни, город в нижнем течении Сулы.

[601] Медвѣжа Глава — впоследствии крепость Оденпе, вблизи от города Юрьева (Тарту).

[602] ...Леонъ царевичь ...на Олексия царя... — Леон — Девгениевич (См. сноску 484). Алексей — император Алексей Комнин (1081—1118 гг.).

[603] ...Мьстиславъ, внукъ Игоревъ — сын неизвестного нам по имени сына Игоря Ярославича.

[604] ...Мьстиславичь, сынъ его, внукъ Володимеровъ. — Речь идет о Всеволоде Мстиславиче, который прокняжит в Новгороде до 1136 г., когда будет изгнан недовольными им новгородцами.

[605] ...на Ярослава к Володимерю... — на Ярослава Святополчича к Владимиру Волынскому.

[606] И церковь заложи на Льтѣ мученику. — Церковь в память о Борисе и Глебе на Альте, месте гибели Бориса.

[607] Иван — Иоанн Комнин, византийский император (1118—1143 гг.).

© 2006-2011 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Дизайн и разработка компании «Аркадия»

Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

 

 


Электронные публикации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.