Здавалка
Главная | Обратная связь

Логическая структура правовой культуры



Логическая (логико-философская) структура дает возможность отразить взаимосвязь частей и целого, элементов и системы, содержания и формы правовой культуры.

В институциональном аспекте содержание правовой культуры составляют конституирующие ее элементы и свойства. Поскольку основные ее свойства мы уже исследовали, перейдем к тем элементам, из которых складывается ее строение.

Рассматривая свойства правовой культуры, мы обращали внимание на то, что она не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших ценностных ее (правовой системы) характеристик. Поэтому в данном контексте важно выяснить, какие компоненты включаются в эту систему.

Как мы уже отмечали, последняя состоит из права, юридической практики и правосознания, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы.

Под правом в рамках культурологического подхода нужно понимать стройную и органически целостную систему общеобязательных, ясных и четких нормативно-правовых предписаний, реально обеспеченную мерами экономического и социального, поощрительного и принудительного, государственного и негосударственного (корпоративного) воздействия, внешне выраженную в доступных для субъектов (адресатов) нормативных правовых актах, договорах и других формально юридических источниках, отражающую высокий уровень юридической технологии (техники, тактики, стратегии), идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, гуманизма и целесообразности, личной и общественной безопасности, служащую качественным и эффективным регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

Данное определение позволяет «снять» основные спорные моменты по поводу понятия права, достаточно четко выделить его естественные и позитивные сущности, главные признаки, элементы содержания и формы, научную, учебную, практически-прикладную и социально-культурную его ценность.

Вторым существенным компонентом правовой системы общества, отражающим соответствующие культурные параметры, мы считаем юридическую практику (правотворческую, интерпретационную, правореализующую, правосистематизирующую, их отдельные виды и подвиды), осуществляемую в рамках юридических связей и правовых отношений.

Уровень зрелости юридической деятельности, а именно: профессионализм ее субъектов и участников, оптимальную продуктивность их действий и операций, выносимых актов (решений), прогрессивных юридических техник (системы средств), тактик (системы способов, приемов, методов и правил грамотного использования средств) и стратегии (умения четко планировать и прогнозировать),реальные процессуальные формы и ресурсообеспеченность, достигнутые эффективные результаты (социальные и юридические) составляют важнейшие параметры социально-культурного пространства.

Юридический опыт, который накапливается, например, в ходе подготовки и издания правовых актов, их толкования, систематизации, реализации, представляет собой комплекс культурных образцов наиболее целесообразных, грамотных и полезных в настоящем и будущем юридических решений. Этот опыт как важнейший компонент практики и правовой культуры включается в коллективную, надындивидуальную и социально-правовую память.

Одним из центральных компонентов правовой системы, как известно, является правосознание, которое находит выражение в праве, юридической практике и правоотношениях. Анализ теоретических источников, а также психического механизма поведения людей позволяет сделать вывод о том, что в правовую культуру должны включаться сознательные, подсознательные и бессознательные элементы психики, т.е. система психических явлений, процессов и состояний, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Юридическую значимость имеют такие, например, явления, как: а) инстинкты (самосохранения и т.п.), порождающие у людей подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы и т.п., которые впоследствии могут быть осознаны субъектами права; б) интуиции, т.е. знания и способности достигать определенных знаний, результатов, возникающие без осознания путей и способов их получения (они лежат в основе предчувствий и предвидений); в) юридические автоматизмы – достаточно сложные порой действия людей, формирующиеся первоначально под контролем сознания, в результате же многократного их повторения «уходят» в подсознание (стереотипы действий, используемых средств, юридические навыки, привычки и т.п., особенно характерны для профессиональной культуры юристов); г) правовые установки, т.е. состояния предрасположенности, готовности субъекта права к определенной активности в соответствующей социально-правовой ситуации (могут быть сознательными и неосознанными).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.