Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура



ПИРАМИДЫ

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленные жертвы со стороны населения. Если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени – многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду - строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей – сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы поместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь – около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2-3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней пошло на строительство этой пирамиды – 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, - Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур).

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались иероглифами. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. – он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м . В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» - так называли это изваяние.

Другими замечательными широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. До н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (др.-егип. – красавица грядет) – одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптуры статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй – мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет – в расцвете сил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик – раскраска и положение – определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие – один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало изменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, Жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определённые правила изображения египетских богов. Так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону, и следование было столь строгим, что почти за трёхтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.


Заключение

Древнеегипетская реформация имеет большое значение для понимания особенностей культуры не только данного региона, но и мировой культуры как способа человеческого существования и развития.

Своеобразие культуры древнего Египта состоит в том, что она является свидетельством присущей человеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности. Это выражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я – это то, что есть, было и будет: никто не поднимал моей завесы». Египтяне стремились все объективировать, выразить внешним образом, придать делу такой вид, будто оно не результат человеческих рук, а ниспослано свыше. Высшие достижения духа были как бы вне человека, а сам он представлялся маленьким и незначительным. Древнеегипетская реформация – это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое является творчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное. Но понадобились еще тысячелетия, чтобы тайна человека стала доступной ему самому, чтобы перед ним встала реальная задача самопознания. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны. Она стала образцом для последующего культуры в других регионах. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, математические и астрономические познания. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации.

Вместе с тем слишком упрощенным было бы представление о культуре Древнего Египта как о сплошь рациональной. Она включала в себя и оккультизм, и мистерии. Некоторые обычаи египтян были сомнительны в отношении нравственности, но авторитет этой древней культуры служит надежной основой для их заимствования более молодыми народами.


Использованная литература

1. Альберто Рус. Культура Египта. - М.: Мысль, 1996.

2. Елисеев А.Л., Тюрин Е. А. Культурология — Орловский государственный технический университет, 1999. — 476 с.

3. Зеньковский В.В. История цивилизаций: В 2 т. Т. 1. — С-Пб.: Питер 2003.

4. Зеньковский В.В. История цивилизаций: В 2 т. Т. 1. — С-Пб.: Питер 2003. – с. 113.

5. Карташев А.В. Очерки истории Египта: В 2 т. — М.: Инфра-М, 2004.

6. Карташев А.В. Очерки истории Египта: В 2 т. — М.: Инфра-М, 2004. – с. 205

7. Керрам К. Боги, гробница, ученые М.: Республика, 1994. С. 75

8. Кузьмин В.Н. Египетская цивилизация. - М: Инфра-М, 2002.

9. Культурология под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.— 353 с.

10. Культурология: Словарь-хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

11. Культурология: Словарь-хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 382.

12. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 1998.

13. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М.: Издательство “Искусство”, 2002.

14. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М.: Издательство “Искусство”, 2002, с. 163

15. Силичев Д.А. Культурология — М.: Приор, 1998.— 576 с.

16. Яковец Ю.Я. История цивилизаций. - М: Владос, 2001.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.