Здавалка
Главная | Обратная связь

Поле брани (инвективы в современной русской речи)

Абсолютная «свобода слова», наблюдающаяся в современном обществе, обусловила появление ситуации потенциальной разрешенности инвективы и ее массового употребления в практике межличностной коммуникации.

В настоящее время всё большее значение отводится лингвистике, ориентированной на взаимоотношение человека и окружающего его мира. Выражается оно посредством эмоций, психических реакций человека на стимул, который заставляет его по-иному группировать объекты мира и их свойства. Являясь неотъемлемой частью человеческой психики, эмоционально-оценочные реакции по своей сути имеют ярко выраженный характер.

Инвективная лексика сравнительно недавно стала объектом научного интереса. В зарубежной лингвистике работы на подобные темы, претендующие в той или иной степени на научную полноту, стали появляться в 70-х - 80-х годах XX века.

Исследований, посвященных ругательствам и, в частности инвективам, в российской лингвистике крайне мало. Монографии и многочисленные статьи В.И. Жельвиса представляют собой наиболее основательные на сегодняшний день научные исследования ругательств, использующие новейшие методы изучения и самые последние экспериментальные данные.

Что же такое инвектива?

«Инвективная (оскорбительная) лексика - лексика, унижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами; может быть использована словесно или письменно». Ушаков дает очень краткое определение инвективы, более узкую формулировку дает Жельвис в книге «Слово и дело».

«Инвективу в узком смысле слова можно определить как способ существования словесной агрессии, воспринимаемый в данной социальной (под) группе как резкий или табуированный. В несколько ином ракурсе инвективой можно назвать вербальное (словесное) нарушение этического табу, осуществленное некодифицированными (запрещенными) средствами».

Инвектива имеет значение:

1. разновидность сатиры, резкое обличение;

2. (книжное) гневное выступление против кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад;

3. (от позднелатинского «бранная речь») разновидность сатиры, гневное письменное или устное обвинение, памфлет; диатриба;

4. разновидность сатиры, являющая собой гневное, желчное обвинение;

5. резкое выступление против кого-либо, чего-либо; обвинение, обличение, оскорбительная речь;

Так, например, Рус. «лох» приобрело самое широкое значение, но в основном это глупец, наивный и доверчивый человек, лёгкая жертва мошенника. В подобной роли могут выступать «мудак», «валенок», «баклан». Недалёкий человек, простак – «чукча», «шланг».

Инвективную лексику относят к «лексике, характеризующей отношение говорящего к предмету речи», то есть его оценку этого предмета. Н.Д. Арутюнова считает оценку «наиболее ярким представителем прагматического значения». Чтобы выразить свое отрицательное отношение к предмету речи, в политических журналистских текстах часто прибегают к инвективе. Так, Л.П. Крысин указывает на огрубление речи как одну из тенденций современной русской речи.

Важнейшей функцией инвективной лексики является её использование в качестве орудия политической борьбы. Из этой общей функции вытекают такие частные разновидности, как обвинение, дискредитация, унижение, деморализация оппонента. Исходя из этого, можно определить, что инвектива бывает двух видов: 1) Непроизвольная, неконтролируемая эмоциональная реакция; 2) Сознательное намерение унизить противника с целью продемонстрировать своё доминирующее положение. Существуют следующие виды инвектив: бранные инвективы, инвективные ярлыки, вердикты, средства диффамации, ироничные инвективы, устойчивые выражения, метафоричные инвективы.

На современном этапе научного изучения данной проблемы выделяются следующие разряды инвективной лексики:

1. Слова и выражения, с самого начала обозначающие антиобщественную, социальноосуждаемую деятельность: бандит, жулик, мошенник.

2. Слова с ярко выраженной негативной окраской, составляющей основной смысл их употребления: двурушник, расист, враг народа.

3. Названия профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.

4. Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных: кобель, кобыла, свинья.

5. Глаголы с «осуждающей» семантикой или даже с прямой негативной оценкой: украсть, хапнуть.

6. Слова, содержащие в своем значении негативную, причем весьма экспрессивную оценку чьей-либо личности: гадина.

 

Инвективу мы отграничиваем от ругательства, которое определяется как закрепленный в узусе знак, имеющий табуированный характер и содержащий устойчивые стилистические маркеры, такие как «вульг.», «груб.», «бран.». Таким образом, к инвективной лексике могут относиться ругательства, но они не являются единственной составляющей инвективного фонда.

Среди инвектив есть множество таких, которые не имеют четкого, определенного значения и могут использоваться для обвинения человека в самых различных пороках, начиная от глупости и заканчивая нечистоплотностью. Речь идет о так называемых общих инвективах, которые не имеют четкого денотативного содержания и используются как эмоционально-оценочные единицы. Например, одна из распространенных инвектив испанского языка cabrón (cabronazo) в узком смысле слова употребляется по отношению к обманутому женой мужчине, «рогоносцу». Однако данная лексическая единица может выступать и в качестве оскорбления общего характера в значении «сволочь», «подонок» и употребляться по отношению к неприятному, глупому или подлому человеку.

Инвективы в СМИ

Использование не литературных выражений в текстах может быть объяснено различными причинами. Газеты начинают очень ярко перенимать любые изменения в устной речи людей. Все чаще перелистывая страницы газет можно натолкнуться на слова, которые непотребны для глаз общества. Публицистические издания направлены на воздействие и убеждение. Их речь воздействует на убеждения и поведение читателя, на его оценку тех или иных факторов. Эта лексика носит чаще всего оценочный характер. Можно дать определение ненормативной лексике, но оно предстанет очень размытым.

Говоря о функциях инвектив в СМИ, следует, выделит определенный ряд:

1) повышение эмоциональности речи;

2) разрядка психологического напряжения;

3) оскорбление, унижение адресата речи;

4) демонстрация раскованности, независимости говорящего;

5) демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

6) демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т.п.

 

Несмотря на все официальные запреты, однако, во всех слоях русского общества в нужных случаях «крепкие и сильные слова и выражения» были одним из самых эффективных способов «излить душу», - благо российская действительность всегда давала для таких излияний достаточно поводов».

Пресса чутко реагирует на изменения в языке и охотно перенимает на себя. Если же ранее была цензура, то сейчас печать свободно пропускает любые слова. Появление чужой лексической единицы стало нормальным для тестов СМИ. «Средства массовой информации играют роль «плавильного котла» языков различных социальных групп, создавая подобие единообразия языка в целом ». Освоение разговорных единиц, жаргона, просторечия, сленга в письменной речи дает новые способы сочетаемости этих слов, новые словообразовательные модели, вскрывает их выразительный потенциал. Все это влияет на характер инноваций в языке, определяет его динамику и позволяет корректировать существующие нормы. «Предшествующая эпоха, - пишет В.Г. Костомаров, - тормозила все изменения языка, в том числе и оправданные…». Однако не стоит рассматривать появление инвективной лексики с негативной стороны. Нужно уметь различать употребление ненормативной лексики, вызванное стилистической необходимостью и продиктованную идеями автора и желание заработать. В конечном счете, появление инвективы обусловлено гласностью. Сняты запреты.

Часто, для предания полноты речи интервьюируемого автор специально оставляет определенные слова, чтобы не исказить смысл и чтобы показать определенный уровень собеседника. Как правило, нелитературная лексика встречается в ответах при интервью:

«… ведения бизнеса, чтобы ни одна скотина не могла в него залезть… (Чичваркин может остаться в Великобритании до 2 августа, «Ведомости», 01.12.2009) Интервьюируемый использует оценочную лексику, показывает свою раскованность, неприязнь к тем о ком говорит. Инвектива используется не в адрес определенного человека, а социальной группы в целом.»

«Я хотела понять: тварь я дрожащая, или право имею, - сказала юная жительница Новосибирска на допросе («Начитавшись Достоевского, студентка зарубила двух старушек», «Ведомости», 17 072009) В данном контексте используется для оценки себя, возможно даже нарративная функция.»

«Вот эта гадина на экране. Какого хрена она там плачет?» («Шрамы ее шарма», «Ведомости», №50 (2072) 20.03.2008) Резко отрицательная оценка человека, носящая экспрессивный характер. Интервьюируемый, констатирует свое мнение.»

«Да, я русский, я скотина… («Да, я русский, я скотина…», «Комсомольская правда», 01.01.2010) Журналист использует инвективную лексику провоцируя читателей.»

Как мы выяснили, основная функция инвективы - привлечение внимания читателей на самом материале или куске, а так же влияние на оценку тех или иных фактов.

 

 

Список использованной литературы

1. В.И. Жельвис «обзывания как национально-специфическая характеристика. англо-русские бранные предпочтения»

2. В. И. Жельвис «слово и дело: юридический аспект сквернословия»

3. Новейший философский словарь. Главный научный редактор и составитель — Грицанов А.А. Научные редакторы: Абушенко В.Л., Можейко М.А., Румянцева Т.Г. ответственный секретарь и редактор — Мерцалова А.И.

4. Интернет ресурсы





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.