Здавалка
Главная | Обратная связь

Быт и нравы Древней Руси



С образованием Киевского княжества племенной быт славян естественно изменился в волостной, и в этом уже сложившемся организме общественной жизни возникла власть варяжских князей.

Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 м2.

Детальная реконструкция внутренней обстановки и меблировки древнерусского дома затруднена разрозненностью археологического материала, который, правда, весьма незначительно компенсируют данные этнографии, иконографии, письменных источников. Впрочем, эта компенсация дает возможность наметить устойчивые черты жилого интерьера: ограниченные объемы жилища, единство планировки и меблировки, основной поделочной материал – дерево.

Стремление минимальными средствами создать максимум удобств обусловливало лаконизм интерьера, основными элементами которого были печь, неподвижная мебель – лавки, полати, разнообразные поставцы и подвижная – стол, скамья, столец, кресла, различные укладки – коробья, сундуки, кубелы. Древнерусская печь, вся целиком включенная в помещение избы, являлась и в прямом и в переносном смысле домашним очагом – источником тепла и уюта. Присущее русским мастеровым стремление к красоте способствовало выработке лаконичных средств оформления очага и припечного пространства. При этом использовались различные материалы: глина, дерево, кирпич, изразец. Обычай белить печи и расписывать их разнообразными узорами и рисунками, по-видимому, весьма древний. Непременным элементом декора печи являлись припечные доски, закрывавшие устье истопки. Их нередко украшали резьбой, что придавало им изысканность. Неподвижная мебель встраивалась и рубилась одновременно с избой, образуя с ней одно неразрывное целое: лавки, поставцы, посудники, полати и весь остальной деревянный «наряд» избы.1

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) – городище Новотроицком – не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы – поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты – кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах – градах или на городищах – погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли – города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярустность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

Тема 8 . Основные направления культуры хх и хх1 Особенности культуры новейшего времени Последствия индустриальной цивилизации (технизация всех сфер жизни; стандартизация производства, жизни, искусства; сциентизм; экономические кризисы, безработица, маргинализация; нарушение равновесия материальной и духовной культуры) и глобальные потрясения XX века (мировые войны и революции; противостояние двух социально-экономических систем; ядерная угроза; экологический кризис; новые массовые болезни) как условия формирования новейшей культуры. Формы отчуждения человека в современной культуре. Кризис традиционных духовных ценностей и его отражение в философии, искусстве, морали. Декаданс как мироощущение начала XX века: трагизм, пессимизм, нигилизм и скептицизм.

Возникновение массовой культуры: основания и характеристики. Китч. Массовая культура и личность. Элита и элитарная культура. Модернизм как элитарное явление. Антитрадиционализм как основная характеристика культуры модернизма. Нереалистичность, субъективизация творчества и формальная новизна модернистской культуры.

Основные стилевые направления модернизма. Стиль модерн и его идея преобразования мира посредством красоты, которая мыслится как декорация, созданная Художником-Демиургом. Символизм, где искусство рассматривается как символ непознаваемых сущностей, мира видений и грез, психических состояний. Дадаизм как программно нигилистическое направление, порожденное смятением перед кошмарным абсурдом мировой войны. Футуризм и его презрительное отношение к прошлому и традиционной культуре, стремление к будущему – эпохе техники, высоких скоростей и темпов жизни. Кубизм и его идея разложения изобразительной формы, которую зритель «собирает» в своем воображении. Провозглашение новой задачи искусства – создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. Абстракционизм (беспредметное искусство) в его стремлении выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Фовизм и его опора на «дикую» выразительность красок, с помощью которых художник стремится подчеркнуть главные особенности объекта или открыто передать свои чувства. Экспрессионизм и его использование абсолютных выразительных средств преобразования натуры (экстатичность цвета, деформация натуры и т.п.) для передачи сущности образа и «обнаженного» мироощущения субъекта. Сюрреализм и его опора на учение З. Фрейда о значении подсознания в творческом процессе. Вторая волна модернизма (1940–1950 гг.) с его идеей деструктивного хаоса, в котором зритель должен найти некий архетипический образ. Начало перехода от модернизма к постмодернизму в искусстве неореализма, поп-арта, оп-арта, минимализма. Постепенное стирание грани между искусством и реальностью. 1960–1970 гг. и конец модернизма как формальной специализации.

Культура постмодернизма как явление информационного общества. Постмодернизм – стиль мышления, отражающий глобальные проблемы современности. Характеристики культуры постмодерна: плюралистичность, эклектичность, массовость, индустриализированность, коммерциализированность, виртуализация, стирание грани между искусством и реальностью, игра, ироничность, негуманистичность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.