Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Требования к результатам освоения дисциплины «Письменная юридическая речь» определяются на основании компетентностного подхода к подготовке магистров по направлению «Юриспруденция», исходя из необходимости удовлетворения потребностей личности, общества и государства в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

 

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен

- знать:

основные принципы и категории лингвистики, предопределяющие процессы речевого общения в письменной форме;

закономерности возникновения, развития и функционирования права в его языковой форме;

лингвистические аспекты правотворчества и применения права;

основные характеристики письменной юридической речи в ее ведущих жанровых разновидностях;

- уметь:

компетентно использовать на практике полученные знания и навыки, в том числе при организации исследовательских работ и в управлении коллективом;

выявлять лингвистические черты и особенности нормативных правовых актов;

квалифицированно разрабатывать нормативные правовые акты с учетом связи их лингвистического качества с эффективностью действия;

применять лингвистические знания, методы и подходы в правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической профессиональной юридической деятельности;

- владеть:

методологией и методикой лингвистического исследования права;

основными принципами, позволяющими объяснить действующее право и правопорядок в терминах коммуникации, текста, языковой формы;

навыками самоорганизации, необходимыми и достаточными для постоянного развития и совершенствования своего интеллектуального и общекультурного уровня.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очная форма

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Интерактивные занятия  
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации - экзамен   зачет с оценкой зачет с оценкой

Заочная форма

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Интерактивные занятия  
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации - экзамен   зачет с оценкой зачет с оценкой

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы общей теории письменной юридической речи

«Язык, слово – это почти всё в человеческой жизни» (М.М.Бахтин). Сущность «дара речи»: язык и речь – инструменты формирования и выражения мысли. Система языка как организованная совокупность слов и приемов их соединения между собой. Свойства языка: номинативность, рекурсивность, предикативность. Речь как целенаправленное действие, текущий обмен высказываниями в различных сферах общения. Письменная и устная разновидности речи.

Письменная юридическая речь как совокупность текстов, обеспечивающих функционирование правовой системы. Понятие юридического текста. Экстралингвистические основы юридического текста. Характеристика юридического текста как правового документа и как произведения письменной юридической речи.

Письменная юридическая речь как языковая форма права. Значение письменной речи в профессиональной деятельности юриста.

 

Тема 2. Стилистические качества письменной юридической речи

Общее понятие о языковой норме и функциональных стилях современного русского литературного языка. Языковая норма и речевая культура.

Понятие стилистического качества речи. Формальная определенность права как требование, предопределяющее стилистические качества письменной юридической речи.

Нормативность (правильность и чистота), точность, логичность, выразительность, доступность и действенность письменной юридической речи. Соотнесенность стилистических качеств письменной юридической речи с юридическими реалиями, мышлением юриста и сознанием адресатов юридического текста.

«Формула читабельности» юридического текста, ее компоненты.

 

Тема 3. Лексика и терминология письменных юридических текстов

Слово и его лексическое значение. Основные типы лексического значения слов. Прямое и переносное значение. Значения свободные и несвободные (фразеологически связные и синтаксически обусловленные). Терминологическое значение слов.

Использование слов в письменной юридической речи. Многозначность слов естественного языка и необходимость однозначного их понимания в письменной юридической речи. Юридическая и иная специальная терминология. Основные правила употребления терминов в письменной юридической речи. Заимствованные слова и особенности их употребления в письменной юридической речи. Проблема допустимости лексики социально ограниченного употребления в письменной юридической речи.

 

Тема 4. Грамматический строй письменной юридической речи

Понятие грамматического строя письменной юридической речи. Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове.

Именные части речи, их морфологическая характеристика и синтаксические особенности в письменной юридической речи. Глагол, его морфологические признаки и синтаксические функции в письменной юридической речи. Глагольные формы причастия и деепричастия и основные правила их употребления в письменной юридической речи. Союзы, их синтаксическая роль в письменной юридической речи. Особенности использования одиночных, повторяющихся и двойных союзов.

Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы письменного юридического текста. Типы словосочетаний и предложений в письменной юридической речи. Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов и его функции в письменной юридической речи.

 

Тема 5. Типичные ошибки в письменной юридической речи и пути их устранения

Ошибка как «отрицательный языковой материал» (Л.В.Щерба). Понятие ошибки применительно к письменной юридической речи. Типология ошибок, характерных для письменной юридической речи. Правовые и репутационные последствия ошибок в письменной юридической речи.

Ошибки в результате неправильного выбора слов. Ошибки, связанные с дефектами построения словосочетаний и предложений. Ошибки, нарушающие логичность, связность и цельность юридического текста.

Методика работы над ошибками. Меры их профилактики.

 

Тематический план дисциплины «Письменная речь юриста»

Очная форма

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практиче- ские занятия
Основы общей теории письменной юридической речи Лекция-дискуссия; защита информационных проектов, подготовленных студентами самостоятельно
Стилистические качества письменной юридической речи Лекция-дискуссия; защита информационных проектов, подготовленных студентами самостоятельно
Лексика и терминология письменных юридических текстов     Лекция-беседа, семинар-дискуссия на основе кейс-метода
Грамматический строй письменной юридической речи   Лекция-беседа, семинар-дискуссия на основе кейс-метода
Типичные ошибки в письменной юридической речи и пути их устранения   Семинар-дискуссия на основе кейс-метода
  ВСЕГО  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     8 часов, 57%  

Заочная форма

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практиче- ские занятия
Основы общей теории письменной юридической речи Лекция-дискуссия
Стилистические качества письменной юридической речи   Лекция-дискуссия; защита информационных проектов, подготовленных студентами самостоятельно
Лексика и терминология письменных юридических текстов     Лекция-беседа, семинар-дискуссия на основе кейс-метода
Грамматический строй письменной юридической речи   Лекция-беседа, семинар-дискуссия на основе кейс-метода
Типичные ошибки в письменной юридической речи и пути их устранения   Лекция-беседа, семинар-дискуссия на основе кейс-метода
  ВСЕГО  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     6 часов, 60%  

В процессе изучения актуальных проблем общей теории права студенты выполняют также самостоятельную работу, внеаудиторные формы и технологии которой в соответствии с темами дисциплины и утвержденными нормами времени приведены в таблице 3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.