Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекционные занятия (теоретический курс)



Лекция (от лат. lectio = чтение) – это «учебный час профессора», как определяет известный Толковый словарь Владимира Ивановича Даля.[1] Вне зависимости от конкретной тематики на лекционном занятии:

преподносятся новые знания, систематизированные и обобщенные на основе современных достижений юридической науки и с учетом тенденций развития юридической практики;

информация подается в логически упорядоченном виде, с привлечением различных источников и демонстрацией связи между ними, что развивает познавательные способности, учит думать, сопоставлять, анализировать и критически оценивать факты;

заданы ориентиры, своего рода «системы координат», в которых в дальнейшем могут быть проведены самостоятельные поиски решения актуальных вопросов теоретической и практической юриспруденции;

представлены определенные образцы публичного изложения научной мысли;

осуществляется непосредственный двусторонний контакт лектора и слушателей, что создает творческую атмосферу сотрудничества, совместного научного искания, способствуя тем самым не только рациональной, но и эмоциональной заинтересованности в изучении рассматриваемых вопросов.

Лекция – это всегда сложный умственный труд, напряженная интеллектуальная деятельность как преподавателя, так и студентов. Здесь нужен хорошо работающий мозг: ясное сознание, повышенная концентрация внимания, мобилизация памяти.

Общие рекомендации по подготовке к лекциям сводятся к тому, чтобы:

заранее ознакомиться с тематикой предстоящей лекции, отраженной в рабочей программе дисциплины, и активизировать свой общий кругозор, чтобы лекционный материал легче усваивался;

обеспечить надлежащее восприятие лекции (быть бодрым, выспавшимся, психологически готовым к работе и настроенным на получение новых знаний; занять удобное место в аудитории и правильно организовать его, исключить посторонние шумы).

Непосредственно во время лекции необходимо:

внимательно, вдумчиво слушать, прослеживать логику рассуждений лектора;

анализировать материал в ходе лекции, сопоставлять с уже имеющимися знаниями, определять для себя новизну получаемой информации;

осмысленно конспектировать, записывая определения ключевых понятий и наиболее важные места, подчеркиваемые лектором, а также новые, ранее не известные сведения и/или то, что не содержится в доступных учебниках и иных пособиях по изучаемой дисциплине;

полностью уяснить содержание лекции, а в том случае, если остается непонятное, обязательно задать вопрос лектору.

При преподавании юридической социологии используются лекционные занятия двух типов: лекция-дискуссия и лекция-беседа.

Лекция-дискуссия представляет собой такую разновидность преподнесения учебного материала, когда изложение строится в форме всестороннего обсуждения той или иной проблемы и студенты активно вовлечены в процесс критического рассмотрения спорных вопросов, не имеющих однозначного решения.

Лекция-беседа предполагает свободный обмен мнениями по определенной теме, когда студентам предоставляется возможность высказать свои суждения относительно изучаемого материала.

Рекомендации по темам носят универсальный характер, поскольку исходят из общих закономерностей организации умственного труда.

От студентов требуется:

концентрированное внимание;

критичность мышления;

мобилизация фоновых знаний по изучаемой теме, полученных в результате самостоятельной работы с рекомендованными источниками, а также из предыдущего обучения и собственного жизненного опыта;

способность обнаружить проблему, выделить ее главные и второстепенные аспекты, а также четко их разграничить;

умение конспектировать лекцию нелинейно – как диалог и полилог, с обозначением соответствующих позиций, различных точек зрения в ходе дискуссии;

навык самостоятельного формулирования собственной позиции в дискуссии;

толерантность, уважение к противоположным мнениям и взглядам, не совпадающим той или иной с точкой зрения

способность правильно соотнести теоретические положения с практикой, применить полученные знания в качестве руководства к действию как в профессиональной, так и в обыденной сфере.

Студентам необходимы также:

сосредоточенность, направленность мысли на предмет лекции;

мобилизация фоновых знаний по изучаемой теме, полученных в результате самостоятельной работы с рекомендованными источниками, а также из предыдущего обучения и собственного жизненного опыта;

готовность включиться в обсуждение, правильно воспринимать задаваемые лектором вопросы, помогающие получить новую информацию об изучаемом предмете;

способность формулировать самостоятельные суждения по той или иной тематике;

умение конспектировать лекцию нелинейно – как систему логически взаимосвязанных тезисов, обобщающих полученные в ходе беседы сведения;

умение участвовать в беседе, спокойно выслушивать возражения;

способность правильно соотнести теоретические положения с практикой, применить полученные знания в качестве руководства к действию как в профессиональной, так и в обыденной сфере.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.