Здавалка
Главная | Обратная связь

Тренинг ораторского искусства

Цель:

Формирование навыков ораторского мастерства

Методы:

Публичные выступления и его анализ, ролевые игры, упражнения, мини – лекции.

Содержание:

Игра на знакомство: «Снежный ком»

Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.

Говори не так, как тебе удобно говорить,

А так, как слушателям удобно воспринимать!

Скилеф

Наука публичного выступления зародилась в Древней Греции. Умения говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику – науку публичного выступления, или теорию красноречия. Мы выступаем практически каждый день. Публичные выступления – это выступления (общение) более трех человек.

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлениям элементами речи, а также использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие влиятельной. Основные составляющие инструменты воздействия речью. Три кита успешного выступления. Жесты, взгляд, шкала энергетики.

Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, признаны помогать слушателям в восприятии информации. Но почему то иногда они мешают и сбивают с толку!

Жесты – это сильнейший инструмент в арсенале оратора. Виртуозное владение этим инструментом требует серьезной, вдумчивой подготовки. Рекомендую использовать обе руки. Создавая ощущения симметричности движений, оратор должен использовать обе половины своего тела. Не бойтесь делать широкие жесты, особенно если ваша аудитория слушателей свыше 30 человек. Широкие жесты демонстрируют вашу уверенность в себе, так же как мелкие и зажатые – вашу робость перед аудиторией. Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Без слов через жесты и мимику оратор говорит публике «да» или «нет».

Убирайте из своего выступления бессмысленные, не несущие информации движения – жесты – паразиты:

· потирание носа, затылка, подбородка;

· приведение прически в порядок, приподнимание прически на переносице;

· верчение какого – то предмета в руках;

· стряхивание невидимых пылинок с одежды;

· никогда не засовывайте руки в карманы

Движение это тоже жест. Задача оратора – быть в центре внимания, быть центральной фигурой, а не фоном. Слушатели должны смотреть на оратора, а не на ворон за окном. Только тогда выступления поймут, услышат и запомнят.

Грамотное передвижения по сцене помогают оратору справиться с волнением, поднять энергетику выступления, справиться с трудным слушателем.

 

Передвижение (вперед – приближение к аудитории, открыть себя для общения с аудиторией, расположение публики к диалогу, назад – уйти в тень)

 

Поза движения: закрепление позы

 

 


Перемещение (вправо – влево, назад - вперед).

Так же каждый оратор должен помнить про правильную позу

· ноги на ширине плеч

· колени выпрямлены, слегка расслаблены и слегка пружинят

· живот втянуть (если получится)

· распрямляем плечи

никаких закрытых поз (скрещивание ног, рук и т.д.). Основная поза оратора раз и навсегда решает и «проблему рук», и «проблему ног». Она помогает нам чувствовать себя более уверенно внутри и что, немаловажно, позволяет выглядеть уверенно и снаружи.

Поза оратора: 2 требования

Оратору удобно стоять, легко перемещаться, и он может свободно жестикулировать.

Она должна выглядеть естественной для зрителей. Т.е. зрители вообще не замечают, как именно оратор стоит и что делают его руки.

Игра «Зеркало»: Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это - один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей? И сейчас мы с вами разделимся на пары. Упражнение «Зеркало». Участники стоят в парах. Вы договариваетесь, кто будет Зеркалом (повторять), а кто будет Ведущим (показывать). Ведущий старается изобразить сначала просто эмоцию, а потом целую ситуацию. Зеркало старается повторить, и, при этом пытается понять, какую эмоцию или ситуацию показывает Ведущий. Через 5-7 минут все меняются ролями.

Всем спасибо присаживаемся на свои места.

Каждый из нас испытывает страх перед каждым публичным выступлением, как же его побороть? Страх в первую очередь поражает наше тело, сковывая наши жесты, предавая нам нелепую позу, зажимая наше дыхание. Поэтому начинаем со своего тела. Освобождаем его от признаков страха! Для этого я попрошу всех встать в большой круг, просто сменив прерывистое дыхание на любое другое. Вы почувствуете себя увереннее.

Первое упражнение: Попробуйте распрямить плечи, руки вверх, подтянитесь к небу, голова приподнята, на лице улыбка. Постойте так несколько секунд.

Второе упражнение «Задуйте свечи»: Сделайте пять вдохов и три выдоха.

Третье упражнение: потрите ладошками друг об друга, как будто в предвкушении чего – то удивительного и давно желанного, а теперь кулаком правой руки ударьте по ладони левой руки. Это упражнение поможет вам избавиться от скованности.

Спасибо! Можете присесть на свои места.

Взгляд. Часто именно взгляд имеет решающее значение в установлении контакта оратора с группой. Охватываем взглядом всю аудиторию. Для этого лучше всего поделить аудиторию на несколько секторов, и стараемся распределять свое внимание равномерно по времени, так чтобы не образовалась мертвая зона - «Контакт от сердца к сердцу».

Что бы научиться публично, выступать, нужно выступать, а не слушать, как это делать. Возможно, вы помните скучные, занудные лекции в институте или в школе, когда от монотонного голоса преподавателя клонит в сон, и мысли витают где-то в облаках...

И с другой стороны, возможно, вам приходилось видеть выступления ярких политиков на трибуне, когда они к чему-либо призывают. Когда в толпе бурлит, кипит энергия, готовая взорваться в любой момент.

А ключевое отличие в таком параметре, как энергетика речи!

Энергетика - это один из самых важных параметров, определяющих успех выступления.

Обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика. Чем тише - тем слабее. Хотя можно говорить и шепотом, но за счет перемещений, приближения к аудитории, жестикуляции - все равно создать энергетику на 17-18 баллов.

 

0 - это глубокий, спокойный сон

Шкала энергетики:

6-7 - это сеанс гипноза

 


9-10 - это монотонное выступление скучного лектора

 

12-17 - это рабочее состояние оратора, которое рекомендуется для выступлений.

 

19-20 - это уже легкая бесноватость оратора

Речь должна быть ясной, громкой, без слов паразитов, стараться говорить «животом».

Для этого вы можете использовать упражнение «Разговор с закрытыми глазами» - во время телефонного разговора просто закройте глаза и начните вслушиваться в звучание своего голоса.

Задание: Сейчас давайте попробуем, используя шкалу энергетики рассказать любой рассказ по темам: о маме, путешествии, человеке, любое стихотворение.

Всем спасибо, а сейчас мы поговорим, как правильно составить самопрезентацию.

Самопрезентация:

Перед многими из нас хотя бы раз в жизни стояла задача выступить перед публикой, будь то вещание с трибун или рассказ стихотворения на детском утреннике. Умение грамотно представить себя, заинтересовать аудиторию – неоценимо. Поэтому особое место в нашей жизни занимает целый блок знаний, умений и навыков – самопрезентация.

Материал, с которым Вы собираетесь выступить – это, безусловно, важно. Но есть одно золотое правило: готовясь к публичному выступлению, самопрезентации уделяется не меньше времени и усилий, чем составлению материала. То есть 50/50 – материал/подача.

Шаг

Подготовьте материал. Информация должна быть изложена грамотно, чётко, и Вы сами должны хорошо понимать, о чём Вы собираетесь говорить и что хотите рассказать.

Шаг

Продумайте подачу материала. К чему бы ни относилось Ваше выступление, монотонное, малосвязное бубнение под нос вряд ли добавит Вам очков. Стиль изложения должен быть живым и доступным. Избегайте слов-паразитов, непонятных аудитории терминов и, конечно, слэнга. Речь должна быть вежливой и грамотной.

Шаг

Внешний вид. Как говорится, встречают по одёжке, а провожают по уму. Есть такое понятие, как “первое впечатление”, с которым при публичном выступлении надо считаться. На то, чтобы создать у Вашей публики образ уверенного в себе, благополучного и компетентного человека, у Вас есть, согласно исследованиям психологов, увы, только 15 секунд. После этого Вам останется либо только поддерживать положительное впечатление, либо путём упорных усилий долго разрушать негативный образ.

Итак, уделите особое внимание выбору одежды для выступления. Соблюдайте так называемый dress-code. Выступающий должен выглядеть аккуратно и ухожено.

Шаг

Позы, мимика и жесты, то есть, говоря языком психологии, невербальный уровень общения, общение без слов.

Занимайте “открытую” позу: старайтесь не скрещивать руки и ноги, не прячьте ладони в карманах и не баррикадируйтесь, стоя за спинкой стула. Конечно, если очень хочется, то можно (ведь Вам должно быть комфортно!), но помните, что это подсознательно отдаляет Вас от аудитории.

Держите спину прямо. Осанка украшает человека во всех случаях жизни.

Взгляд – уверенный, прямой. Управляйте аудиторией через взгляд

Нередко приходится наблюдать, что оратор уже после того, как объявили его выступление, встает и пока идет к сцене, пытается привести себя в порядок – поправляет на ходу свою одежду, волосы, застегивает пуговицы и молнии, достает расческу их кармана и причесывается. Скорей всего, все эти движения от излишнего волнения, и показывая это аудитории, вы не прибавляете себе баллов.

ПОМНИТЕ: как только вас объявили, как только вы встали, ваша публичная речь уже началась!

Поэтому:

• никаких отряхиваний, никакой суеты

• ваши записи лучше нести в папке, чтобы по дороге ничего не разлетелось

• походка уверенная, энергичная (вы – самый лучший оратор!)

• маршрут нужно лучше продумать заранее, чтобы не метаться между рядами. Если есть возможность, просто подойти поближе к сцене заранее.

Еще один нежелательный вариант, когда оратор начинает говорить прямо по дороге, не дойдя до сцены. Аудитория еще шушукается, делится впечатлениями от выступления предыдущего оратора, а вы, не убедившись, то вас слушают, во всю уже вещаете. Лучше не начинать свою речь по дороге, а потерпеть до сцены.

ВАЖНО: если вы начинаете говорить только после того, как зал переключился и готов вас слушать, вы сразу показываете своим слушателям, что вы говорите только тогда, когда вас слушают.

Какие еще плюсы получит оратор, если выдержит начальную паузу? Пока оратор собирает взгляды, он может также:

• найти поддерживающих слушателей,

• подпитаться от них позитивной энергетикой,

• сделать пару глубоких вдохов-выдохов, уменьшить волнение.

Итак:

• контакт установлен (контакт есть контакт)

• вы с аудиторией на одной волне и

• она готова вас слушать.

· никаких оправданий и извинений

Можно начать выступление! И пусть оно будет удачным!

Задание: составить самопрезентацию о себе и представить ее, учитывая все требования публичного выступления в течение 1 минуты.

Выступающий рассказывает, остальные внимательно наблюдают за жестами, взглядом, позой, слушают, как выступающий использует шкалу энергетики.

Задание 2: рассказ о себе. Рассказ начинаете вместе, одновременно начинаете говорить о себе, ваша задача в том, чтобы аудитория услышала и обратила внимание на вас а не на вашего собеседника.

Речь каждого лауреата вознаграждается опладисментами. После выступления участники задают свои вопросы «лауреату».

Упражнение «Смена ролей: Смена роли - один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены - "Ведь это не я делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д."

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

Ø Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).

Ø Продавец с востока (цыганка).

Ø Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).

Ø Разозленный начальник, устраивающий разнос.

Ø Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача - войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

Игра «Импровизация», «Интервью», ролевая игра «Дебаты»

Помните! Ваше выступление будет зависеть от всех правил публичного выступления.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Легко ли было обнаружить в себе какие – ни будь положительные черты, способности и похвалить себя?

- Легко ли было рассказывать о себе, учитывая все правила публичного выступления, с какими трудностями вы столкнулись, что нового вы узнали?

Всем спасибо, мне было приятно с вами работать. Желаю всем удачи!





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.