Здавалка
Главная | Обратная связь

Аутизм: что это такое?



 

Аутизм — это психическое расстройство, основные симптомы — это нарушение социальных взаимодействий, расстройства в эмоциональной сфере, нарушение речевой коммуникации. Умственные и познавательные способности при аутизме могут быть снижены или сохранены — все зависит от формы заболевания, степени его тяжести. На сегодняшний день существует классификация О.Н. Никольской, где указаны 4 степени тяжести расстройства поведения и речи у детей аутистического спектра(РАС).

К характерным признакам заболевания относят склонность к стереотипным движениям, отсутствие прямого взгляда в глаза, задержку речевого развития (возможен полный или частичный мутизм – отсутствие речи или не использование её как средства общения) или необычное использование слов. Первые признаки аутизма обычно появляются у детей до 3 лет, что связано с генетической природой заболевания.
До сих пор не существует однозначной теории, объясняющей причины возникновения аутизма.Есть только гипотезы, согласно которым важное значение имеют генетические мутации, определяющие особенности функционирования нервной системы. Аутизм не является наследственным заболеванием, для него не характерна семейственность. Образование определенных комбинаций генов, которые, по мнению ученых, становятся причиной рождения детей с аутизмом, происходит в результате спонтанных мутаций, которые могут быть связаны в том числе с воздействием внешних факторов (токсины, инфекции, гипоксия плода), формируется предрасположенность к аутизму. В ряде случаев внешнее воздействие (стресс, болезнь инфекционная, расставание с мамой) становится своеобразным пусковым механизмом для болезни при наличии генетической предрасположенности. В этом случае все же нельзя говорить о приобретенном аутизме, так как изначально причины заболевания всегда врожденные.
В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, имеется ли связь между аутизмом и недавно открытым классом нервных клеток, получивших название зеркальных нейронов. Именно им человек обязан своей способностью распознавать намерения и эмоции других людей, подражать другим и научаться по подражанию речи и действиям, поэтому ученые предположили, что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследствие дисфункций системы зеркальных нейронов в коре мозга. У людей с аутизмом в нескольких областях мозговой коры отмечается дефицит активности зеркальных нейронов.
Кроме того установлено, что начиная с 6 месяцев в говном мозге у аутистов связи между разными зонами мозга (серого вещества) развиваются медленнее, они качественно другие, т.е. количества белого вещества мозга меньше, чем у нормальных младенцев. Это мешает нормальному развитию и функционированию нервной системы и всех психических функций в том числе мышлению и речи. Поэтому при нормальном развитии органов артикуляции речевого аппарата ребёнок не говорит. Ведь говорит не рот и язык, а голова.

 

Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности, аутизм многолик. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма, которые имеют свои названия. Частота проявлений зависит от пола — аутизм у девочек встречается по разным данным в 3-5 раз реже, чем у мальчиков. Это объясняют разной генетикой аутизма у женщин и мужчин. Некоторые ученые связывают разную частоту выявления заболевания с лучшим развитием коммуникативных навыков у девочек от природы, поэтому признаки легкой формы аутизма могут быть скомпенсированы и незаметны.
Признаком аутизма может быть отсутствие речи в 2 и 3 года. Даже если словарный запас ребенка-аутиста соответствует возрастным нормам, обычно он неправильно использует слова, создает собственные словоформы, разговаривает с непривычными интонациями. Характерна для аутизма эхолалия — повторение одних и тех же, иногда бессмысленных фраз.

Постепенно выявляются сложности во взаимодействии с другими детьми — это основной симптом раннего детского аутизма. Они связаны с тем, что ребенок не может понять правила игр, эмоции сверстников, неправильно понимает настроение взрослых, ему некомфортно с детьми и мало знакомыми людьми. В результате он играет один, придумывая собственные игры, которые чаще всего выглядят со стороны как стереотипные движения, лишенные смысла, манипулирование предметами и игрушками не по их назначению. Ребенку может особенно нравиться шуршать бумажками, пакетами, смотреть как течет вода из крана, ребёнок может крутить пальцами перед глазами как заворожённый и т.п.

Склонность к стереотипным (повторяющимся многократно) движениям, особенно на фоне стресса, — еще один симптом детского аутизма. Это могут быть раскачивания, подпрыгивания, вращения, движения пальцами, руками. При аутизме у ребенка формируется привычный распорядок дня, соблюдая который он чувствует себя спокойно. Поэтому так важно составить визуальное расписание дня для ребёнка. При возникновении непредвиденных обстоятельств (приход гостей в дом, поездка в гости, приход врача и т.п.) возможны вспышки агрессии, которые могут быть направлены на себя или на окружающих.
Довольно часто симптомом аутизма у детей является умственная отсталость, связанная с нарушением функциональной активности коры больших полушарий. Отсутствие речи и нормальных игр со сверстниками тормозит развитие мышления, восприятия и др. психических функций у аутистов. Но существует и высокофункциональный аутизм, признаком которого является нормальный или даже выше среднего интеллект. При хорошей памяти, хорошо развитой речи, дети с таким диагнозом испытывают сложности с обобщением информации, у них отсутствует абстрактное мышление, возникают проблемы с коммуникацией, в эмоциональной сфере.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.