Психодиагностика креативности
Понятие креативности Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующая трактовка данного понятия: В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. я нашла другое определение: Наколаева Е.И. дает свое определение понятию «креативность»: При дальнейшем рассмотрении вопроса о креативности, мы будем опираться на определение, данное в кратком психологическом словаре под редакцией ПетровскогоА.В. и Ярошевского М.Г., о том, что креативность – это творческая одаренность. Поэтому для более подробного определения понятия «креативность» необходимо рассмотреть причины, обусловливающие одаренность и структуру данного явления. С физиологической точки зрения креативность связана с различной активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое. Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий. К причинам, обусловливающим креативность необходимо отнести наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот ребенок. В меньшей степени влияют на творческие способности человека стили семейного воспитания. Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье. Первенцы обычно интеллектуальные дети, а креативными становятся последние, потому что к первенцам обычно предъявляется большее количество требований, и возлагается ответственность за реализацию всех родительских ожиданий. Но креативность перворожденных детей растет, если затем следуют дети противоположного пола либо дети того же пола, но с небольшой разницей в возрасте. Также на проявление творческих способностей влияет место рождения. Более творческие люди рождались в больших городах, что объясняется культурной средой мегаполисов, большим количеством библиотек, театров, филармоний. В больших городах проживает большое количество талантливых родителей, которые уделяют большое количество времени воспитанию своих детей. Но на реализацию творческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы самого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь. Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления препятствий, которые появляются на пути создания нового, также являются значимым фактором. Но отчленить влияние среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно. Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага. Кроме факторов, которые способствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуют этому. К таким факторам относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень. Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность. Креативные люди обычно высокоинтеллектуальные, готовы к риску и оригинальные. Несмотря на желание противопоставить творческое мышление и интеллект, на практике тесты креативности строились по тому же принципу, что и интеллектуальные тесты, т.е. были тестами скорости и жестко заданного содержания Гилфорд, первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться высоких показателей их валидности. Е П Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены Так, например, при определении главного фактора креативности — "чувствительности к проблемам" — испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста, — это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность — неучет личностных факторов Вероятно, измерить креативность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества. Тем не менее тестирование творческих способностей довольно широко распространено в настоящее время в США как одно из направлений поиска одаренных детей с целью обучения их по специальным программам Оценка творческих способностей детей в основном проводится на основе методик Торренса. Этих методик несколько. Тесты Торренса на избразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Еще один, наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. Поскольку использование одних только результатов тестирования в целях выявления юных дарований недостаточно, исследователи использовали наряду с ними данные непосредственных наблюдений за поведением детей, а также опросов родителей и воспитателей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|