Здавалка
Главная | Обратная связь

Офицерская шапка Л.-гв. Павловского полка, установленная в мае 1825 г.

О типологии гербов на налобниках «павловских» гренадерок периода 1802-1878 гг.

Цейхгауз №41-42

Одной из самых примечательных коллективных наград, без сомнения, остаются гренадерские шапки Павловского гренадер­ского, а в последствие Лейб-гвардии Павловского полка, сохра­нявшиеся как коллективная награда в длительный период с 1808 по 1918 гг. Тема шапок Лейб-гвардии Павловского полка конца XIX - начала XX вв. подробно была раскрыта в статье Д. Клочкова в №35 журнала «Старый Цейхгауз». В данной статье необходимо остановиться на периоде первой половины XIX в., имеющем свои особенности и таящем неожиданные открытия.

К настоящему времени в государственных и частных коллекци­ях сохранилось достаточное количество шапок Павловского гренадерского полка, которые по инерции хронологически продолжают делиться на два обширных периода: с 1802 по 1877 гг. и с 1878 по 1918 гг. Также особняком стоят копии шапок, по некото­рым данным сделанные в конце XIX в. по образцам мемориальных «именных» гренадерок 1808 г. В действительности при более подроб­ном изучении сохранившихся образцов нами были выявлены три от­личных друг от друга типа гербов на шапках Павловского полка пер­вой половины XIX в., помогающие более точно определить не только хронологические рамки исторических реликвий, но и наконец-то от­делить самый ценные и редкие подлинные образцы «именных ша­пок» от ранних и поздних новоделов.

Как известно, образец гренадерской шапки, полученной Павлов­ским полком как коллективная награда в 1808 г., был введён в полках армейской полевой и гарнизонной пехоты в 1802 г.

Согласно высочайшей табели на шапки «гранодерские», в шеф­ских батальонах гренадерских и мушкетёрских полков полагалось сроком на 20 лет: «...на каждую шапку бляха медная из латуни с вы­битым гербом по образцу с тремя гренадами, кои сзади шапки при­шиваются, по 65 коп., для пришивания оных медной проволоки на каждую по 3 коп. и того за одну медь на шапку 68 коп.», и в 2 года: «...на них же сукна на верхушку по цвету Инспекции 2 вершка, на околыш по цвету полковому 1 вершок, да на обшивку латуни чёрнаго 10/30 вершка, всего на каждую шапку 3 вершка и 10/30 <...>, рыбьих усов на 13 Уг коп., на клеёнку под сукно задника 5 коп., за шерстяную кисть, которая должна быть на Гранодере по цвету баталиона, а на ундер-офицерах белыя с примесью оранжеваго и чёрнаго цветов, по 4 коп., на тесьму плоскую шерстяную белую, на каждую шапку по 1 арш. 8 верш. <...> за кожаную оторочку кругом тульи по 4 коп., за холстину на тулью по коп. ... Всего 58 И коп.».

Отдельно в примечании оговаривалось, что: «В тех полках, в ко­торых будут Шефы, или командиры, Принцы Государской фамилии, иметь бляхи с финифтью»1.

К настоящему времени сохранилось значительное количество шапок различных армейских полков образца 1802 г. Все они имеют единую конструкцию (только варьируются материалы каркаса за­дника) и, самое главное, единый рисунок государственного герба на налобниках. Также всех их объединяет общее несоответствие с вы­сочайшей мундирной табелью, а именно наличие каркаса околыша не из клеёнки, а из лужёной жести. В какой период 1802-1805 гг. про­изошла такая преднамеренная замена пока установить не удалось.

На всех сохранившихся образцах необходимо отметить иден­тичный тип рисунка Московского герба — профиля конной фигуры Св. Георгия Победоносца, поражающего копьём змия. Как видно из представленных образцов, герб 1802 г. имел свой особенный рисунок Св. Георгия, державшего копьё двумя руками оборотом справа на­лево (№ 1-4; стр. 18-19)

Именно шапки с таким типом герба были оставлены нижним чи­нам Павловского гренадерского полка «на вечно» за отличие в сраже­нии при Фридланде высочайшим указом от 20 января 1808 г.2

Следующим указом, от 13 ноября 1809 г., предписывалось на на­лобниках гренадерских и фузилёрных шапок вычеканить имена ниж­них чинов, кои вынесли их с поля сражения3. В последующий период, с 1808 по 1812 гг., недостаток налобников в полку восполнялся за счёт запасов комиссариата. Взамен утраченных в сражениях кампа нии 1807 г. фузилёрных шапок за неимением фузилёрных налобни­ков комиссия С.-Петербургского комиссариатского депо отпустила в 1808 г. 76 налобников от гренадерских шапок обр. 1802 г.4

 

При реорганизации гренадерских и пехотных полков в конце 1810-начале 1811 гг. количество гренадеров в Павловском полку было уменьшено на одну роту. Появившиеся при этом излишки гре­надерских шапок планировалось сдать в ближайшее комиссариатское депо, вместо них должны были изготовить фузилёрные шапки на од­ну вновь прибавленную роту. 11 февраля 1811 г. военный министр М.Б. Барклай де Толли издал следующее распоряжение: «При сём слу­чае даю знать экспедиции, что шапки, на которых вычеканены име­на сражавшихся в них нижних чинов, не должны быть представлены от полка к сдаче, равно и на отпускаемых от комиссариата шапках чеканить имён не следует», т.е. сдавались на хранение шапки с на­лобниками без подписей5.

Согласно данным, опубликованным в своё время Е. Молло, в 1852 г. простреленных именных шапок сохранилось в полку 601 штука6. К 1914 г. их количество уменьшилось до 532 штук7. Необхо­димо отметить, что именные шапки 1808 г. после 1817 г. хранились в полку и надевались по особым случаям. Для повседневной носки использовались новодельные шапки, стилизованные под мемориаль­ные образцы.

В 1808 г. при замене в гвардии суконных шапок киверами был утверждён рисунок государственного герба в виде бляхи для ноше­ния на киверах. Согласно сохранившимся образцам бляхи 1808 г. изменился силуэт фигуры Св. Георгия в Московском гербе по срав­нению с гербом 1802 г. Теперь святой поражал змия только правой рукой ударом снизу. В том же году такой же образ появился и на гвардейских и армейских офицерских нагрудных знаках. Герб 1808 г. просуществовал без значительных изменений до конца правления императора Александра I. О чём свидетельствуют гербы на более поздних гвардейских головных уборах, к примеру, на гербе кивера Лейб-гвардии Семёновского полка 1817 г. В последующем герб был изменён только в 1828 г., через три года после начала правления но­вого императора Николая Павловича (см. стр. 24).

В государственных и частных коллекциях сохранились шапки Лейб-гвардии Павловского полка с профилем Св. Георгия идентич­ным гвардейскому гербу 1808-1828 гг., ошибочно датируемых то 1808 г., то 1813 г. В действительности, согласно выявленной типо­логии государственного герба, эти шапки могли появиться не ранее 1817 г., когда с завершением войны, с одной стороны, исчерпались запасы налобников 1802 г. и, с другой стороны, герб на шапках но­вого гвардейского полка должен был соответствовать образцу герба на киверах других полков гвардейского корпуса. Так что эти шапки можно твёрдо датировать периодом 1817-1828 гг.

Чешую на подбородные ремни павловцам присвоили не в 1813 г., как утверждается «Историческим описанием...»*, а 14 октября 1814 г.' Тем более отсутствие чешуи на подбородных ремнях гренадерских шапок Лейб-гвардии Павловского полка подтверждают рисунки нижних чинов полка, сделанные с натуры в 1814 г. в Париже10. Но реально чешую полк получил, скорее всего, в 1817 г. с введением шап­ки нового образца. Судя по сохранившимся образцам, чешуя 1817 г. отличалась достаточно грубой выделкой и плоскими одноогневыми гранатами со слабой проработкой пламени.

К периоду 1817-1828 гг. относятся: шапка из собрания Музея во­енной формы одежды российской и иностранных армий; шапка из собрания Государственного музея-заповедника «Бородинское поле» (после реставрации места под крепление чешуи закрыты белым сук­ном) и шапка из одного частного собрания (№5-6; стр. 20-21).

Следующая группа шапок соответствует периоду 1828-1878 гг. Св. Георгий на государственном гербе таких шапок полностью иден­тичен гербу 1828 г., а именно — поражает змия уже другим, отлич­ным от 1808 г. ударом копья — правой рукой сверху вниз. К тому же на гербе 1828 г. плащ на всаднике имеет характерный развевающий­ся силуэт. Скорее всего, шапки с таким вариантом государственно­го герба просуществовали в полку до завершения Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда павловцам в 1878 г. в знак отличия при­казом по военному ведомству за №128 были пожалованы на налоб­ники ленточки за отличия и гвардейские звёзды, аналогичные ор­денской звезде Св. Андрея Первозванного11. Также для шапок 1828 г. характерно наличие чешуи и одноогневых гранат с высоким каче­ством проработки рельефа. В таком виде шапки (за исключением шапок 4-го батальона) в полку просуществовали в неизменном виде до 1918 г. В собрании магазина военного антиквариата «Руссфронт» находится шапка с гербом обр. 1828 г. и с подбородной чешуёй обр. 1817 г. (№7; стр. 22)

 

 

 

К указанному периоду относятся и сохранившиеся офицерские шапки. Утверждение «Исторического описания...» о том, что в 1825 г. офицеры Лейб-гвардии Павловского полка получили вместо киве­ров шапки, аналогичные шапкам рядовых12, не подтверждается ни узаконениями о мундире того периода, ни полковой историей, ни сохранившимися

офицерскими шапками. Все они имеют на налоб­никах герб образца 1828 г. Более подробное описание с рисунками офицерских шапок Лейб-гвардии Павловского полка было сделано в 1852 г.13 (№8; стр. 27)

Шапки гренадерские обр. 1802 г. шефских батальонов: 1. Павловского гренадерского полка* Музей-панорама «Бородинская битва» 2. Ярославского мушкетёрского полка +Компания «Лейбштандарт» 3. Владимирского мушкетёрского полка* Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» 4. Казанского мушкетёрского полка* Частное собрание

 

Отдельно стоит остановиться на «именных шапках». До настоя­щего времени сохранялась неопределённость в вопросе — какие из сохранившихся «именных шапок» являются подлинными, а какие но­воделами? При этом ряд новоделов относили к подлинным образцам, совершенно не беря во внимание образец герба налобника.

Итак, из известных сохранившихся шапок есть только один об­разец с надписью «АЛЕКСЕЙ ИВАНОВЪ» на налобнике, на котором присутствует Московский герб обр. 1802 г. Этот образец находится в фондах ВИМАИВиВС. Именно эту шапку можно отнести к под­линным «именным шапкам» 1808 г. Мало того, кроме боевых по вреждений на налобнике сохранились следы от крепления звезды и ленточки, полученных за отличие в 1878 г., что предполагает её использование и после 1878 г. (№11; стр. 31)

 

В собрании Государственного мемориального музея А.В. Суво­рова хранится шапка с тем же именем, справедливо числящаяся как новодел, что подтверждается рисунком герба на налобнике 1828 г.17 (№ 12; стр. 31) В собрании ГИМ находится налобник точно с таким же именем «АЛЕКСЕЙ ИВАНОВЪ», который, возможно, уже являет­ся копией с новодела второй половины XIX в. (№9; стр. 29).

В собрании Государственного Эрмитажа также есть в наличии именная шапка с надписью «ФЕДОРЪ СЕЧКИНЪ», до настоящего времени считавшаяся подлинной «именной шапкой» 1813-1825 гг.18 В действительности, с учётом наличия на ней герба образца 1828 г., она является не чем иным, как новоделом второй половины XIX в. (№13; стр. 31)

К этой же категории относится ещё одна новодельная шап­ка с подписью «ПАВЕЛ БОЧКОВЪ», которая хранится в собрании Новоиерусалимского историко-краеведческого музея-заповедника. (№10; стр. 30-31)

 

 

 

 

Офицерская шапка Л.-гв. Павловского полка, установленная в мае 1825 г.

Оригинальная акварель И.А. Клюквина. 1840-е гг.(Историческое описание одежды и вооружения российских войск... Ч. XIV. № 1939а) ВИМАИВиВС В действительности эта шапка была установлена не в 1825, а в 1828 г.

 

 

 

 

 

 

 

2 ПСЗ-I. СПб., 1830. №22763

3 ПСЗ-I. СПб., 1830. №23979

4 РГВИА. Ф. 12. Оп. 11. Д. 5106. Л. 8

5 РГВИА. Ф. 12. Оп. 11. Д. 5106. Л. 1

6 Молло Е. Гренадерки // Военная быль. №51. С. 35

7 Сборник описаний предметов и материалов, заготовляемых Интендантством для довольствия войск. Пг., 1915. С. 2.

8 «Л.-Гв. Павловскому воротник темнозелёный, с красною выпушкою; лацканы красные; офицерам кивера такие же, как в предыдущих полках, а нижним чинам установленный в 1802 году шапки, но с прибавлением плоской, медной чешуи на подвязных ремнях». (Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. XIV. СПб., 1901)

J Попов С. Армейская и гарнизонная пехота Александра Первого. Полковые уни­формы. М., 2010. С. 83.

10 Фузилёр Лейб-гвардии Павловского полка. Рисунок Финара. 1814 г. (ГА РФ); Фу­зилёры Лейб-гвардии Павловского полка. Раскрашенная гравюра по рисунку Мар-тинэ. 1814 г. (ГЭ)

11 Клочков Д. Гренадерки Лейб-гвардии Павловского полка в конце XIX-XX начале века // Старый Цейхгауз. 3/2010 (35). С. 26.

12 «В Мае 1825 офицерам Л.-Гв. Павловскаго полка, вместо бывших у них киверов с султанами, повелено носить шапки, по форме, присвоенной нижним чинам, но с бляхою, чешуями и гренадкою вызолоченными; с обшивкою тульи из серебрянаго галуна и с серебряною же кистью, имеющею в средине примесь чёрнаго и оранже-ваго шёлка, а напереди серебряный Высочайший вензель, под короною, в том виде, как присвоено офицерским киверным репейкам». (Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. XIV. СПб., 1901).

13 Рисунок к «Описанию обмундирования и вооружения офицеров войск Импера­торской Российской армии». СПб., 1853.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.