Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы коллективных экспертных оценок



Различают четыре группы методов коллективных экспертных оценок:

· методы комиссий;

· коллективной генерации идей (называемые иначе методами мозговой атаки ил отнесенные оценки);

· методы «Дельфи» (названные по аналогии с методом, существовавшим, по преданиям, в древнегреческом городе Дельфах);

· метод опроса.

Методы опроса и комиссий

Метод опроса заключается в том, что по конкретному вопросу производится опрос руководителей предприятий, подразделений, отделов, служб, определяющих ход реализации решения по рассматриваемому вопросу. Желательно при этом производить несколько опросов регулярно, через короткие промежутки времени. При этом можно получать и точные ответы и приближенные, краткие – типа «без изменений», «повышение», «понижение» и т.п. Метод пригоден для решения несложных проблем и для коротких отрезков времени. Аналогично протекает работа экспертов по методу комиссий с той, однако, разницей, что подбор экспертов – членов комиссии – осуществляется по иным признакам – чаще по признаку «компетентный специалист по данному вопросу».

Одним из методов, использующих коллективный опыт для выбора и обоснования управленческого решения, является специфический метод активного творческого обсуждения сложной проблемы группой специалистов – экспертов, называемый методом коллективной генерации идей – КГИ. Этот метод творческого обсуждения в силу того, что создается атмосфера свободного генерирования идей, при продуманной его организации и квалифицированном подборе участников обсуждения и ведущих, является эффективным средством для разработки альтернатив решения.

 

Метод КГИ

 

Сущность метода коллективной генерации идей – состоит в реализации в ходе поиска решения двух этапов – процедур:

· этапа творческого генерирования идей;

· этапа оценки полученной информации.

Этапы эти осуществляются двумя самостоятельными группами экспертов. Различают три разновидности КГИ:

1. «прямая мозговая атака»;

2. метод «группового согласия»;

3. метод «операционного творчества».

Порядок проведения прямой мозговой атаки таков. Перед группой экспертов разных специальностей ставится проблема, имеющая несколько вариантов решения. Цель «атаки» – сбор идей решения поставленной проблемы. Затем в несколько этапов проводится их обработка и отбор наиболее перспективных идей и браковка явно непригодных. Прямая мозговая атака основана на предположении, что среди высказываемых экспертами многочисленных идей должны быть и хорошие, хотя бы несколько хороших, ради их выявления, и ведется атака.

Генерируемые в ходе мозговой атаки идеи и предложения делятся обычно на пять классов, пять видов (нарастающим итогом – по степени их новизны и полезности):

1. абсурдные (противоречащие основным законам и бесполезные);

2. тривиальные – известные, не содержащие элемента новизны;

3. ординарные (содержащие элемент новизны, но весьма незначительный);

4. перспективные (известные, но заимствованные из других областей знания);

5. оригинальные (новые, ранее неизвестные, полезные и своеобразные).

В зависимости от присвоенного класса меняется оценка идеи и эксперта (скажем в баллах).

Наиболее успешно методами КГИ решаются задачи, осуществление которых:

· предполагает ряд вариантов, среди которых – оптимальный; цель «атаки» – выявить полный набор альтернатив решения;

· требует использования ряда разнообразных приемов, которые могут быть использованы (параллельно или последовательно);

· требует выявления факторов, влияющих на решение задачи или связанной с ним проблемы; цель «атаки» – получение полного перечня факторов;

· требует составления многопараметрической модели объекта «атаки»; цель «атаки» – мультифакторная модель;

· тр6ебует решения вопроса о возможности модельной интерпретации анализируемой проблемы (процесса);

· требует выявления будущих возможных последствий принятия решения, т.е. задачи прогностического характера;

· требует принятия решения в условиях неопределенности исходных данных.

Но гораздо эффективнее несколько более сложный метод группового согласия.

Метод группового согласия основан на проведении КГИ в целях установления согласия и единства взглядов по тому или иному вопросу. Оптимальным числом экспертов считается 6-10 (увеличение этого числа ведет к резкому возрастанию количества времени на решение, существенно не увеличивая число предложенных идей; уменьшение – ведет к потере вариантов решения). Имеются примеры сессий и более многочисленных групп – до 200 человек. Но это уже мало целесообразно. Процесс выдвижения идей при «атаке» идет лавинообразно: одна высказанная идея порождает другую, новую (либо творческую, развивающую предложенную, либо критическую). Среди обязательных правил проведения «мозговых атак» важнейшими являются:

1. внимание экспертов концентрируется на одной проблеме

 

 

Иерархические уровни Аспекты решения цели, задачи, объекты, условия
Конечный результат – главная цель

Нулевой уровень

 

 
 
Подцель 1
Подцель 2
Подцель 3
Первый

Уровень

 

 
Условия достижения цели 2
Условия достижения цели 1

Второй

Уровень

 

 
Третий Уровень    
i-й уровень А В С j n

 

Метод сценариев

Метод написания сценариев является одним из методов логического анализа, при котором, начиная с заданного момента времени, с его помощью описывается логическая последовательность событий. Его особенность с точки зрения теории принятия решений состоит в том, что автор сценария пытается построить варианты будущего развития событий исходя из информации о развитии событий в прошлом и настоящем состоянии системы. Цель написания сценария – установление логической последовательности событий, начиная с заданной ситуации к будущему состоянию, развертывая последовательно, шаг за шагом, переход от одной ситуации к другой. Чаще всего пишут сценарии, разворачивающиеся во времени (хотя это и не обязательно).

Картина будущего состояния объекта исследования возникает не сразу, а постепенно, последовательно, в тесной связи с событиями и условиями, сопровождающими этот процесс и влияющими на него, в виде цепочки событий, в которой каждое событие зависит от предыдущих и влияет на последующие (т.е. эта цепь не событий вообще, а событий взаимообусловленных). Каждая проблема и подпроблема рассматривается в нескольких аспектах, с разных точек зрения. Выбирая тот или иной дальнейший путь в каждой критической точке сценария (точке, в которой делается выбор одного из нескольких возможных вариантов развития событий), отсекая все прочие варианты в этой точке, исследователь вынужден анализировать эти отбрасываемые варианты весьма тщательно.

Метод позволяет исследователю «почувствовать» события и их связи, критические ситуации и их последствия значительно острее, чем это обеспечивает использование других методов принятия решений.

Как правило, метод сценариев используется для принятия решения при выборе стратегии и линии поведения в сложных ситуациях (при решении политических, военных, международных, социальных и т.п. проблем). По мнению специалистов, метод сценариев особенно целесообразно использовать для более или менее единовременного рассмотрения нескольких аспектов одной и той же проблемы.

Метод написания сценариев – это метод анализа, основанный на качественном анализе эволюции объекта управления и заключающийся в последовательном рассмотрении альтернатив развития объекта при различном сочетании факторов, оказывающих влияние на объект (экономического, социологического, научно-технического и т.п.). Метод применяется тогда, когда имеется сравнительно мало конкретной информации по какому-то проблемному вопросу.

Сценарий должен отвечать принципу цели. Реализация этого принципа требует ограничения множества событий только такими, которые способны повлиять на исход цепи событий и числа связей (только те, которые значимы для исследуемого процесса).

Было бы не верно рассматривать метод написания сценариев непосредственно как метод выбора решения. Сценарий один из путей описательного моделирования процесса принятия решения. Тем не менее, этот метод является эффективным средством получения полного, системного представления решаемой задачи.

Корректировка сценария (в случае использования его как модели процесса) может быть выполнена путем его обсуждения специалистами различных профилей для сближения сценария с действительностью. Метод относится к категории текстовых моделей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.