Педиатрам необходимо уметь выявлять зубочелюстные аномалии, чтобы своевременно направлять детей к специалистам-стоматологам.
Этиология. Зубочелюстнью аномалии могут быть вызваны разными причинами, среди которых отметим следующие: — различные заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия, диспепсия, рахит и др.); — эндокринные расстройства. Например, при дисфункции щитовидной железы наблюдаются замедленное прорезывание зубов, формирование высокого нёба и открытый прикус; — неправильное искусственное вскармливание детей Как известно, к моменту рождения ребенка нижняя челюсть находится в дистальном положении. Для ее выведения из этого положения необходимо усиленное функциональное раздражение, создаваемое при кормлении грудью. При искусственном вскармливании такое функциональное раздражение отсутствует, поэтому нижняя челюсть может отставать в разв ггии; — нарушенное носовое дыхание. В частности, при дыхании через рот может развиться сужение верхней челюсти; — травма (внутриутробная, родовая, полученная в раннем детском возрасте), а также врожденные пороки развития (расщелины верхней губы, нёба и т.д.); — перенесенные в детстве воспалительные заболевания зубов и челюстей (изменение положения отдельных зубов, недоразвитие челюстей); — раннее удаление молочных зубов. Например, при преждевременной поте ре молочного второго моляра первый постоянный моляр перемещается кпере ди, обусловливая укорочение челюстной дуги. При необходимости преждевременного удаления молочных зубов следует прибегать к протезированию, которое предупреждает смещение зубов, стимулирует рост альвеолярных отр эсткс в в области удаленных молочных зубов, а также способствует продвижению зачатков постоянных зубов к гребню альвеолярного отростка. Таким образом, протезирование предупреждает развитие зубочелюстно-лицевых аномалий. Зубопротезную помощь детям включают в общую систему санации полости рта; — различные вредные детские привычки. Неправильное положение ребенка во время сна также может обусловить развитие зубочелюстно-лицевых аномалий. Например, при высоком изголовье создаются условия для смещения нижней челюсти вперед. Если ребенок привык спать с откинутой головой, то возникает предпосылка для отвисания нижней челюсти и отставания ее развития. Привычка подкладывать под одну половину лица кулачок или ладонь может привести к образованию неправильной формы челюстей. Наиболее многочисленные зредные привычки — сисание или прикусыва ние пальцев, губ, щек, языка и различных предметов (пеленка, одежда, карандаш и т.д.) ведут к деформации челюстей. При обследовании детей в возрасте 4—5 лет у 20% выявлены те или иные вредные привычки. У 70- 75% этих детей обнаружены аномалии зубочелюстной системы. Их устранение возможно при проведении ряда профилактических и лечебных мероприятий. В раннем детском возрасте бывает достаточно ус гранить отрицательно действующие факторы, повысить защитные силы организма и провеет,! ^воевремен- ную санацию полости рта. Кроме того, в профилактике развития зубочелюстнс - лицевых аномалии, как уже указывалось выше, немаловажную роль можеп сыграть детское протезиоование. Без своевременного протезирования начальные формы аномалий прогрессируют и затем требуется пр одолжительное лечение. Лечение. При зубочелюстно-лицевых аномалиях лечение складывается из комплекса мероприятии — мышечной гимнастики, применения ортодонти- ческих пособий и по показаниям оперативных вмешательств. При аномалиях, вызванных вредными детскими привычками, лечение часто необходимо начинать с психотерапии. Мышечную гимнастику назначают для восстановления утраченного мышечного равновесия зубочелюстной системы и, следоьательно, нормализации функций жгвания, дыхания, глотания и речи. При ортодонтическом лечении применяют разнообразные специальные аппараты, способствующие изменению положения как отдельных зубов, так и зубных рядов в целом. Ортодонтические аппараты представляют собой различные пластинки с винтами или пружинами, а также эластические проволочные дуги, фиксируемые к шейкам зубов. Применяют также пластинки со специальными пелогами, вестибулярными дугами, наклонными плоскостями и другими приспособлениями. Ортодонтические аппараты могут быть съемными и несъемными. Для лечения зубочелюстно-лицевых аномалий у детей до 12 лег чаше применяют съемные аппараты. Начинать лечение аномалий у детей следует с 5- -6-летнего возраста. Для лечения требуется длительное время, нередко более 1 года. Для сокращения этих сроков ортодонтическое лечение сочетают с оперативным. Вспомогательные оперативные вмешательства направлены на сопротивление росту альвеолярного отростка и способствуют более эффективному и менее продолжительному лечению. Сочетание профилактических мероприятий с современными спосооами лечения создает оптимальные условия для ликвидации зубочелюстно лицевых аномалий у детей К лечению привлекают специалистов различного профиля: ортодонтов, детских стоматологов, терапевтов и хирургов, педиатров, ЛОР- врачей и логопедов. Контрольные задачи Задача 1Ребенок 8 лет наблюдается по поводу рахита в течение нескольких лет. Какие зубочелюстно-лицевые аномалии могут быть следствием рахита? Что следует сделать при появлении их первых признаков? Ответ.В ряде случаев рахит влияет на развитие и формирование зубочелю- стно-лицевой области, что приводит к нарушениям соотношения зубных рядов, арковидному нёбу, гипоплазии эмали. Развитие аномалий усугубляют ьредные привычки — сосание пальца, воротника, а также длительное применение соски. Педиатр, наблюдающий за этим ребенком, должен, помимо лечения рахита, разъяснить родителям вред сказанных привычек, а для устранения деформации зубочелюстной системы направить ребенка к ортодонту. Зидача 2.У ребенка 5 лет, наблюдаемого по погоду ангины, постепенно появились незначительные боли и припухлость в правой поднижнечелюстной области. Цвет кожи не изменен, кожа собирается в складку Пальпация поднижнечелюстной области слегка болезненна, определяется небольшой глубо кий инфильтрат, в центре которого плотный узел Зубы интакгны. Поставьте диагноз. Какова ваша лечебная тактика? Ответ.Ангина в анамнезе, отсутствие каких-либо одонтогенных заболеваний дают основание диагностировать периаденит, который отличается от лимфаденита несколько оолыпим распространением воспалительного процесса и вовлечением в него окружающих тканзй, невозможностью пальпировать отдельные лимфатические узлы. Необходимо прежде всего устранить основной очаг, провести противовоспалительную и общеукрепляющую терапию в сочетании с теплом и физиотерапевтическими процедурами. При появлении очагов флюктуации показано оперативное вмешательство Задача 3.Вас вызвали на дом к ребенку 7 лет, у которого 2 дня назад повысилась температура до 37,4—37,6 "С, появились боли, припухлость правой щеки, от мечается сужение правой глазной щели в результате отека нижнего правого века. Мать сообщила, что в течение последнего года ребенок жаловался на боли в области [V. При осмотре верхний свод преддверия рта сглажен, слизистая оболочка гиперемирована, в |V большая полость. Каков ваш диагноз? Какова тактика лечения? Ответ.Анамнез заболевания и клиническая картина дают основание поставить диагноз острого гнойного периостита верхней челюсти справа. Боль ного следуст направить к стоматологу для вскрытия абсцесса. Задачи 4.В больницу доставлен мальчик 12 лет с жалобами на боли в области ни» ней челюсти, невозможность сомкнуть зубы. С его слов известно, что он упал на катке, ударившись левой половиной лица об лед. При осмотре определяется асимметрия лица из-за припухлости слева. В области нижней челюсти ссадина. Пальпация этой области болезненна, слюна с примесью крови. Открывание рта болезненно. При осмотре полости рта между матыми коренными зубами слева виден разрыв слизистой оболочки. Определяется патологическая подвижность зубов, смыкание зубных рядов нарушено. Каков ваш диагноз? Что вы должны предпринять при невозможности оказать специализированную помощь? ОтветТравма в анамнезе и выявляемые симптомы дают основание диаг ностировать открытый перелом тела нижней челюсти слева со смешением При отсутствии специализированной помощи необходимо провести временную транспортную иммобилизацию лигатурным связыванием зубов и пра щевидной повязкой. Задача 5.Под ваши* наблюдением находится ребенок, страдающий бронхиальной астмой. При обследовании у отоларинголога и аллерголога не выявлено источников аллергизапии. Где еще moiyr локализоваться патологические очаги, служащие пусковым механизмом бронхиальной астмы? Ответ.В ряде случаев заболевание бронхиальной астмой могут провоцировать хронические периодонтиты. Очаг хронического воспаления существенно изменяет иммунный фон, что может привести к развитию бронхиальной астмы. Задача 6.В хирургическое отделение больницы госпитализирован мальчик 9 летс температурой до 39 °С, с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, потерю чувствительности в левой половине нижней губы. При осмотре наблюдаются значительная припухлость мягких тканей лица слева, гиперемия кожных покровов соответственно припухлости При пальпации определяется инфильтрат При осмотре полости рта отмечаются разрушение 16, его подвижность, соседние зубы также подвижны, реагируют на перкуссию. Нижний свод преддверия рта сглажен. Каков ваш диагноз? Ответ.Анамнез заболевания и выявляемые симптомы позволяют диагностировать остпый одонтогенный ос геомиелит нижней челюсти слева. Контрольные вопросы 1. Опишите клиническую картину острого периодонтита у детей. Ответ.Острый периодонтит молочных зубов у детей, как правило, бывает следствием острого пульпита. Острый периодонтит протекает буоно, сопровождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела Ребенок отмечает постоянные боли, особенно усиливающиеся при надкусывании, зуб становится подвижным, возможен отек окружающих тканей Возрастают СОЭ и лейкоцитоз. 2. Назовите признаки физиологического прорезывания молочных зубов. Ответ.Признаками физиолох ическош прорезывания молочных зубов являются симметричность и определенная последовательность прорезывания. 3. Каксва роль участкового педиатра в профилактике стоматологических заболеваний? Ответ.Педиатр в работе по профилактике стоматологических заболеваний должен предусмотоеть: — проведение общеукрепляющих мероприятий и повышение резистентности организма к различным заболеваниям, в том числе стоматологическим, организацию рационального сбалансированного питания; — выработку у ребенка навыков по гигиеническому уходу за полостью рта; — наблюдение за развитием челюстно-лицевой области и своевременное направление ребенка к соответствующему специалисту- 4. Назовите меры неотложной помощи при переломах нижней челюсти у детей. Ответ.К мерам неотложной помощи при переломах нижней челюсти у детей следует отнести наложение с целью временной иммобилизации нижней челюсти мягкой пращеввдной повязки, а также лигатурное связывание. В дальнейшем следуетнаправить пострадавшего в специализированное отделение. 5. Назовите сроки прорезывания молочных зубов. Ответ.При нормальном развитии ребенка зубы начинают прорезываться в 6-8 мес в следующей последовательности- сначала нижние центральные резцы, в 7—9 мес верхние центральные и чуть позже боковые резцы. В 12—16 мес появляются первые моляры, затем клыки, в 20—30 мес - вторые моляры. 6. Ука ките особенности течения пульпита у детей. Ответ.И юлированный острый пульпит развивается нечасто, обычно встречается хронический пульпит, характерны интенсивные боли. Острый пульпит часто сопровождается коллатеральным отеком мягких тканей лица ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|