Здавалка
Главная | Обратная связь

Педиатрам необходимо уметь выявлять зубочелюстные аномалии, чтобы своевременно направлять детей к специалистам-стоматологам.



Этиология. Зубочелюстнью аномалии могут быть вызваны разными при­чинами, среди которых отметим следующие:

различные заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия, диспепсия, рахит и др.);

эндокринные расстройства. Например, при дисфункции щитовидной железы наблюдаются замедленное прорезывание зубов, формирование высо­кого нёба и открытый прикус;

неправильное искусственное вскармливание детей Как известно, к мо­менту рождения ребенка нижняя челюсть находится в дистальном положении. Для ее выведения из этого положения необходимо усиленное функциональ­ное раздражение, создаваемое при кормлении грудью. При искусственном вскармливании такое функциональное раздражение отсутствует, поэтому ниж­няя челюсть может отставать в разв ггии;

нарушенное носовое дыхание. В частности, при дыхании через рот мо­жет развиться сужение верхней челюсти;

травма (внутриутробная, родовая, полученная в раннем детском возрасте), а также врожденные пороки развития (расщелины верхней губы, нёба и т.д.);

перенесенные в детстве воспалительные заболевания зубов и челюстей (изменение положения отдельных зубов, недоразвитие челюстей);

раннее удаление молочных зубов. Например, при преждевременной поте ре молочного второго моляра первый постоянный моляр перемещается кпере ди, обусловливая укорочение челюстной дуги. При необходимости преждевре­менного удаления молочных зубов следует прибегать к протезированию, кото­рое предупреждает смещение зубов, стимулирует рост альвеолярных отр эсткс в в области удаленных молочных зубов, а также способствует продвижению за­чатков постоянных зубов к гребню альвеолярного отростка. Таким образом, протезирование предупреждает развитие зубочелюстно-лицевых аномалий. Зу­бопротезную помощь детям включают в общую систему санации полости рта;

различные вредные детские привычки. Неправильное положение ребен­ка во время сна также может обусловить развитие зубочелюстно-лицевых ано­малий. Например, при высоком изголовье создаются условия для смещения нижней челюсти вперед. Если ребенок привык спать с откинутой головой, то возникает предпосылка для отвисания нижней челюсти и отставания ее раз­вития. Привычка подкладывать под одну половину лица кулачок или ладонь может привести к образованию неправильной формы челюстей.

Наиболее многочисленные зредные привычки — сисание или прикусыва ние пальцев, губ, щек, языка и различных предметов (пеленка, одежда, каран­даш и т.д.) ведут к деформации челюстей. При обследовании детей в возрасте 4—5 лет у 20% выявлены те или иные вредные привычки. У 70- 75% этих детей обнаружены аномалии зубочелюстной системы. Их устранение возможно при проведении ряда профилактических и лечебных мероприятий.

В раннем детском возрасте бывает достаточно ус гранить отрицательно дей­ствующие факторы, повысить защитные силы организма и провеет,! ^воевремен- ную санацию полости рта. Кроме того, в профилактике развития зубочелюстнс - лицевых аномалии, как уже указывалось выше, немаловажную роль можеп сыг­рать детское протезиоование. Без своевременного протезирования начальные формы аномалий прогрессируют и затем требуется пр одолжительное лечение.

Лечение. При зубочелюстно-лицевых аномалиях лечение складывается из комплекса мероприятии — мышечной гимнастики, применения ортодонти- ческих пособий и по показаниям оперативных вмешательств. При аномалиях, вызванных вредными детскими привычками, лечение часто необходимо начи­нать с психотерапии.

Мышечную гимнастику назначают для восстановления утраченного мышеч­ного равновесия зубочелюстной системы и, следоьательно, нормализации фун­кций жгвания, дыхания, глотания и речи.

При ортодонтическом лечении применяют разнообразные специальные аппараты, способствующие изменению положения как отдельных зубов, так и зубных рядов в целом. Ортодонтические аппараты представляют собой раз­личные пластинки с винтами или пружинами, а также эластические прово­лочные дуги, фиксируемые к шейкам зубов. Применяют также пластинки со специальными пелогами, вестибулярными дугами, наклонными плоскостями и другими приспособлениями.

Ортодонтические аппараты могут быть съемными и несъемными. Для лече­ния зубочелюстно-лицевых аномалий у детей до 12 лег чаше применяют съем­ные аппараты. Начинать лечение аномалий у детей следует с 5- -6-летнего воз­раста. Для лечения требуется длительное время, нередко более 1 года. Для сокращения этих сроков ортодонтическое лечение сочетают с оперативным. Вспомогательные оперативные вмешательства направлены на сопротивление росту альвеолярного отростка и способствуют более эффективному и менее продолжительному лечению.

Сочетание профилактических мероприятий с современными спосооами ле­чения создает оптимальные условия для ликвидации зубочелюстно лицевых аномалий у детей К лечению привлекают специалистов различного профиля: ортодонтов, детских стоматологов, терапевтов и хирургов, педиатров, ЛОР- врачей и логопедов.

Контрольные задачи

Задача 1Ребенок 8 лет наблюдается по поводу рахита в течение нескольких лет. Какие зубочелюстно-лицевые аномалии могут быть следствием рахита? Что следует сделать при появлении их первых признаков?

Ответ.В ряде случаев рахит влияет на развитие и формирование зубочелю- стно-лицевой области, что приводит к нарушениям соотношения зубных ря­дов, арковидному нёбу, гипоплазии эмали.

Развитие аномалий усугубляют ьредные привычки — сосание пальца, во­ротника, а также длительное применение соски. Педиатр, наблюдающий за этим ребенком, должен, помимо лечения рахита, разъяснить родителям вред сказанных привычек, а для устранения деформации зубочелюстной системы направить ребенка к ортодонту.

Зидача 2.У ребенка 5 лет, наблюдаемого по погоду ангины, постепенно появились незначительные боли и припухлость в правой поднижнечелюстной области. Цвет кожи не изменен, кожа собирается в складку Пальпация под­нижнечелюстной области слегка болезненна, определяется небольшой глубо кий инфильтрат, в центре которого плотный узел Зубы интакгны. Поставьте диагноз. Какова ваша лечебная тактика?

Ответ.Ангина в анамнезе, отсутствие каких-либо одонтогенных заболева­ний дают основание диагностировать периаденит, который отличается от лим­фаденита несколько оолыпим распространением воспалительного процесса и вовлечением в него окружающих тканзй, невозможностью пальпировать от­дельные лимфатические узлы. Необходимо прежде всего устранить основной очаг, провести противовоспалительную и общеукрепляющую терапию в соче­тании с теплом и физиотерапевтическими процедурами. При появлении оча­гов флюктуации показано оперативное вмешательство

Задача 3.Вас вызвали на дом к ребенку 7 лет, у которого 2 дня назад повы­силась температура до 37,4—37,6 "С, появились боли, припухлость правой щеки, от мечается сужение правой глазной щели в результате отека нижнего правого века. Мать сообщила, что в течение последнего года ребенок жаловался на боли в области [V. При осмотре верхний свод преддверия рта сглажен, слизи­стая оболочка гиперемирована, в |V большая полость. Каков ваш диагноз? Какова тактика лечения?

Ответ.Анамнез заболевания и клиническая картина дают основание по­ставить диагноз острого гнойного периостита верхней челюсти справа. Боль ного следуст направить к стоматологу для вскрытия абсцесса.

Задачи 4.В больницу доставлен мальчик 12 лет с жалобами на боли в области ни» ней челюсти, невозможность сомкнуть зубы. С его слов известно, что он упал на катке, ударившись левой половиной лица об лед. При осмотре определяется асимметрия лица из-за припухлости слева. В области нижней челюсти ссадина. Пальпация этой области болезненна, слюна с примесью крови. Открывание рта болезненно. При осмотре полости рта между матыми коренными зубами слева виден разрыв слизистой оболочки. Определяется патологическая подвижность зубов, смыкание зубных рядов нарушено. Каков ваш диагноз? Что вы должны предпринять при невозможности оказать специализированную помощь?

ОтветТравма в анамнезе и выявляемые симптомы дают основание диаг ностировать открытый перелом тела нижней челюсти слева со смешением

При отсутствии специализированной помощи необходимо провести вре­менную транспортную иммобилизацию лигатурным связыванием зубов и пра щевидной повязкой.

Задача 5.Под ваши* наблюдением находится ребенок, страдающий брон­хиальной астмой. При обследовании у отоларинголога и аллерголога не выяв­лено источников аллергизапии. Где еще moiyr локализоваться патологические очаги, служащие пусковым механизмом бронхиальной астмы?

Ответ.В ряде случаев заболевание бронхиальной астмой могут провоциро­вать хронические периодонтиты. Очаг хронического воспаления существенно изменяет иммунный фон, что может привести к развитию бронхиальной астмы.

Задача 6.В хирургическое отделение больницы госпитализирован мальчик 9 летс температурой до 39 °С, с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, потерю чувствительности в левой половине нижней губы. При осмотре наблюдаются значительная припухлость мягких тканей лица слева, гиперемия кожных покровов соответственно припухлости При пальпации определяется инфильтрат При осмотре полости рта отмечаются разрушение 16, его подвижность, соседние зубы также подвижны, реагируют на перкус­сию. Нижний свод преддверия рта сглажен. Каков ваш диагноз?

Ответ.Анамнез заболевания и выявляемые симптомы позволяют диагно­стировать остпый одонтогенный ос геомиелит нижней челюсти слева.

Контрольные вопросы

1. Опишите клиническую картину острого периодонтита у детей.

Ответ.Острый периодонтит молочных зубов у детей, как правило, бывает

следствием острого пульпита. Острый периодонтит протекает буоно, сопро­вождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела Ре­бенок отмечает постоянные боли, особенно усиливающиеся при надкусыва­нии, зуб становится подвижным, возможен отек окружающих тканей Возрас­тают СОЭ и лейкоцитоз.

2. Назовите признаки физиологического прорезывания молочных зубов.

Ответ.Признаками физиолох ическош прорезывания молочных зубов яв­ляются симметричность и определенная последовательность прорезывания.

3. Каксва роль участкового педиатра в профилактике стоматологических заболеваний?

Ответ.Педиатр в работе по профилактике стоматологических заболеваний должен предусмотоеть:

проведение общеукрепляющих мероприятий и повышение резистентно­сти организма к различным заболеваниям, в том числе стоматологическим, организацию рационального сбалансированного питания;

выработку у ребенка навыков по гигиеническому уходу за полостью рта;

наблюдение за развитием челюстно-лицевой области и своевременное направление ребенка к соответствующему специалисту-

4. Назовите меры неотложной помощи при переломах нижней челюсти у детей.

Ответ.К мерам неотложной помощи при переломах нижней челюсти у детей следует отнести наложение с целью временной иммобилизации нижней челюсти мягкой пращеввдной повязки, а также лигатурное связывание. В даль­нейшем следуетнаправить пострадавшего в специализированное отделение.

5. Назовите сроки прорезывания молочных зубов.

Ответ.При нормальном развитии ребенка зубы начинают прорезываться в 6-8 мес в следующей последовательности- сначала нижние центральные рез­цы, в 7—9 мес верхние центральные и чуть позже боковые резцы. В 12—16 мес появляются первые моляры, затем клыки, в 20—30 мес - вторые моляры.

6. Ука ките особенности течения пульпита у детей.

Ответ.И юлированный острый пульпит развивается нечасто, обычно встре­чается хронический пульпит, характерны интенсивные боли. Острый пульпит часто сопровождается коллатеральным отеком мягких тканей лица







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.