Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка детей дошкольного возраста к освоению графических навыков письма



 

Преподаватель:

Мещерякова С.В.

_______________

 

 

Красноярск, 2013

 

 

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Поэтому начнем с главного — рассмотрим, что представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребенка.

Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Этапы освоение письма
Аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
Синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.  
Автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость.

 

 


Существующая методика обучения фактически является модификацией так называемого копировального метода обучения, при котором основное внимание уделяется “обведению по уже написанному”, “по трафарету”. Один из основных принципов существующей методики обучения — принцип “делай как я”, при котором еще мало объясняется, что и как нужно делать, а дети с трудом постигают, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы).

Важнейшим элементом обучения письму является звуковой, или звуко-буквенный, анализ. Процесс звукового анализа, выделение фонем и перевод их в графемы также осуществляется осознанно, и если на первом этапе не уделять достаточное внимание звуко-буквенному анализу, не дать ребенку достаточно времени для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет, а недостатки могут закрепиться, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно. Особого внимания будут требовать дети с недостатками произношения, слуха, а также дети с фонетико-фонематической недостаточностью, так как на следующих этапах этот процесс “уходит” из-под контроля сознания. Ребенок уже не фиксирует на нем свое внимание, но сам механизм звуко-буквенного анализа остается и, в случае, затруднений, вновь выступает на первый план, тормозя формирование навыка.

Формирование навыка письма при обучении длительный и сложный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

 

Комплекс дидактических упражнений по подготовке к письму:

РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ ГОТОВЯТ:

1. Спортивные игры – мяч, серсо, бадминтон, городки, кольцеброс.

2. Настольные игры, требующие мелких движений – мозаика, летающие колпачки, бирюльки.

3. Все виды занятий по изобразительной деятельности.

4. Специальные упражнения – раскрашивание, обводка, штриховка.

В ходе штриховки надо внимательно следить за направлением руки: оно должно быть строго сверху вниз, снизу вверх, слева направо, чтобы штрихи не выходили за пределы контура.

Виды штриховки

 

 


Упражнения для освоения графических навыков письма:

1. ВНИЗ ПО РЕКЕ. Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга. Это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованный реки. Если вы раньше уже играли с ребенком в подобную игру, усложните ее, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Вот примеры рисунков.

 

 


2. ТИР. Эта игра развивает точность движений. Нарисуйте на листе бумаги схематическое ружье и мишень. Мишень может располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья (мишеней может быть несколько). Пусть и размеры их будут разными: большими и маленькими. Объясните ребенку, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр.

Возможные варианты тира:

 


3. ФОТОГРАФ И ЗАЯЦ. В одном углу рисуете фотографа, а в другом - зайца (изображения схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения). Попробуйте это сделать, это не так просто.

 

 

4. САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ. Для игры потребуется мягкий простой карандаш и несложные изобразительные навыки. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух-трех из них облака, например, так:

 

 

 


Ребенок должен закрасить карандашом нарисованное облако. Одно облако должно стать совсем темным, чтобы сквозь него не было видно нарисованного самолета. Другое облако должно быть менее темным – так, чтобы самолет был чуть-чуть виден, и третье облако должно быть совсем светлым, чтобы самолет был виден, почти так же хорошо, как если бы облака совсем не было.


 

 

5. ВОЛШЕБНЫЙ КРУЖОК, когда кружок или овал превращается в черепашку, редиску, цыпленка шарик и т.д.

 

 

 

 


6. РАСКРАШИВАНИЕ, ОБВОДКА ТРАФАРЕТОВ

 

 

Пальчиковая гимнастика







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.