Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация работы по развитию мелкой и общей моторики

Раздел 1. Формирование навыков правильного звукопроизношения

Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Практическое занятие № 10, 11. Развитие общей и мелкой моторики в системе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Организация работы по развитию мелкой и общей моторики

Цель: применение полученных знаний в организации работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями речи.

Задачи: учить применять знания в организации работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями речи; совершенствовать навыки анализа, обобщения, совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Оборудование: конспекты

Ход урока.

1. Организационный этап. Сообщение плана урока.

2. Актуализация знаний. Письменный опрос по разделу 1.3.

3. Этап применения полученных знаний на практике.

Сообщение темы, определение совместно с учащимися цели урока.

3.1. Развитие общей и мелкой моторики в системе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

· упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);

· специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:

· перемотка ниток;

· завязывание и развязывание узелков;

· уход за срезанными и живыми цветами;

· чистка металла;

· водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

· собирание разрезных картинок, ягод;

· разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Связь речи и мелкой моторики рук.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться. Эти игры проводятся на физкультурных занятиях, на часах подвижных игр, на музыкальных и хореографических занятиях. Для коррекции двигательной сферы проводятся занятия ЛФК и корригирующей гимнастики.

Общая моторика может быть нарушена в следствии родовой травмы, врач остеопат проконсультирует и даст рекомендации при коррекции.

На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движений. Эти упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Это упражнения с предметами, небольшие импровизации. Вначале разучиваются простые, а затем более сложные по содержанию и структуре упражнения. Отдельные движения разучиваются изолированно, а затем соединяются.

Упражнения на координацию движений могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, а затем движение. Речевой текст может упрощаться, тщательно прорабатываться в ритмическом плане, а затем по частям соединяться с отработанным движением.

3.2 Организация работы по развитию мелкой и общей моторики

Детям с недоразвитием речи характерно замедленное развитие локомоторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией, алалией.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.

У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные.

Общими недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:

  1. нарушение точности и плавности движений;
  2. неудержание поз;
  3. ошибки в пространственной координации;
  4. нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
  5. нарушение количества элементов в рисунке;
  6. напряженность, скованность движений;
  7. нарушение переключения с одного движения к другому;
  8. наличие синкенезий, гиперкинезов;
  9. наличие тремора;
  10. нарушение синхронности в выполнении движений;
  11. недифферинцированность движений.
  12. нарушения контроля за собственными действиями;
  13. трудности переключения;
  14. явления зеркальности;
  15. асинхронность движения;
  16. трудности переноса позы справа на лево.

Эти нарушения проявляются в незрелости моторики; производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией.

Эти явления свидетельствуют о наличии задержки речевого развития детей, раскрывают картину речевого дефекта (о наличии дизартрических, алалических явлений).

Необходимость развития моторики рук у детей, особенно страдающих дизартрией и алалией, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.

По данным М. И. КОЛЬЦОВОЙ морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки руки к письму.

Основными задачами по развитию пальчиковой моторики является:

  1. развитие статических, изолированных движений;
  2. развитие координации движений;
  3. развитие двигательной памяти;
  4. развитие предметных действий;
  5. развитие пространственной координации;
  6. развитие позы кисти руки;
  7. развитие произвольной моторики пальцев рук;
  8. развитие тонко координированных движений пальцев рук; развитие динамического и конструктивного праксиса;
  9. развитие зрительно - пространственной координации в пространстве;

10)развитие сенсомоторики (согласованности движений руки и глаза).

Рекомендуется стимулировать речевое развитие.

Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики. Такую работу можно проводить во время занятий логопеда, воспитателя, дефектолога, но и в часы отдыха, во время прогулок и т.д.

В процессе развития ручной моторики обращается внимание, как на кинетическую организацию движений, так и на кинестетическую основу двигательного акта.

Каждое из приведенных ниже упражнений может быть использовано, как с одной, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение глазами.

Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, помогают осмысливать то, что дети произносят вслух.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Развитие мелкой моторики развивает высшие корковые функции и речь ребенка.

Пальцевые упражнения увлекают ребенка в эмоциональную игру, так как используются различные стихотворные тексты, ритмизованные движения, и другой разнообразный материал.

В результате этого речь, как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего эффекта.

Учитывая тесную связь в развитии ручной моторики и артикуляционной в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логоритмики. Эту работу необходимо продолжать и воспитателям во внеурочное время.

Развитие ручной моторики имеет большое значение активизации речевой моторики. На этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений направленные на развитее ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

У детей с нарушением наблюдается отставание в развитие двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнении по словесной инструкции характерными является некоторая скованность отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов другие особенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей речевым недоразвитием. Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с нарушением речевого развития и построения системы коррекционного воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Вывод:

Итак, проведение логопедом основных путей развития и

совершенствования общей и тонкой моторики позволяет:

  1. Регулярно, опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
  3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.