Здавалка
Главная | Обратная связь

Ашура (шахсей-вахсей)



Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о "мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца - раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях "посланника аллаха", о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда стал святым, что привело к закреплению ислама, усилению его влияние на народные массы.

Пятница

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан - воскресенье. В арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что "свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.

Пост

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни, во время уразы, постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным и благоверным.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Религиозная организация ислама заметно менее централизованная, чем церковная организация в христианстве. То есть отсутствуют единый центр выделения духовенства в отдельный слой, единые для всех верующих религиозные постановления вроде решений Вселенских соборов.

На деле различие между христианской и мусульманской религиозной организацией заключается в том, что Христианская вера строится на принципе личной связи между человеком и Богом. Церковь же выступает посредником. Для мусульман их религиозная община является единственным коллективом, духовные связи между членами которой не менее прочные, чем кровно-родственные отношенияни.

Если для христиан храм является своеобразной "священной зоной" мирского пространства, вступая в которую верующий словно выходит за пределы обыденной жизни и погружается в мир религиозных образов, символов, вещей и действий, то в исламе мечеть с самого начала была не только местом для богослужения. За небольшими исключениями двери мечетей (особенно городских) открыты и днем, и ночью, чтобы предоставить убежище нищим, путешественникам и паломникам. В промежутках между богослужениями мечети тоже редко пустуют. Для общины верующих мечеть служит местом народных собраний, отправления правосудия, в ней ведется сбор милостыни и пожертвований.

При мечетях создаются школы - мектебе, в которых преподают муллы, которые являются в исламе одновременно и служителями культа, и наставниками детей. При больших мечетях существуют аналоги православных духовных академий-медресе, где готовят будущих священнослужителей и богословов. В мектебе детей учили, главным образом, стихам из Корана, которые были необходимы для исполнения религиозных обрядов. Вместе с тем дети получали элементарные навыки чтения, письма и счета. Курс обучения в медресе включал в себя такие дисциплины, как грамматику, логику, риторику, правоведение и философию. Однако богословию, изучению и трактованию Корана уделялось 75% всего учебного плана.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.